УИД37RS0021-01-2020-000630-18
Дело № 2а-452/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27июля2020года городФурмановИвановскойобласти
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Княжевского В.С.,
при секретаре Кашиной Т.Е.,
с участием представителя административного истца ФИО5 по доверенности –ФИО12
административного ответчика - начальника отдела Фурмановский ФИО2 УПФССП по <адрес> -ФИО10 ее представителя - ФИО2 Е.С.,
заинтересованного лица ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 об оспаривании постановления начальника отдела ФИО2 УПФССП по <адрес> - ФИО10 от <ДД.ММ.ГГГГ> по результатам рассмотрения жалобы,
УСТАНОВИЛ
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО3 Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, начальнику ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО8 об оспаривании постановления по результатам рассмотрения жалобы
Административный иск мотивирован тем, что истец является должником в рамках исполнительного производства <№>-ИП от <ДД.ММ.ГГГГ>, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, выданного мировым судьей судебного участка <№> ФИО2 судебного района <адрес> по делу <№> об изменении установленного размера алиментов, взыскиваемых с ФИО5 с пользу ФИО4 на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячно с размере 1/6 части всех видов заработка и иного дохода. Данное решение вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО2 Е.С было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику ФИО5 была определена задолженность по алиментам за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 77079,14 руб. При этом размер задолженности по алиментам был рассчитан судебным приставом-исполнителем исходя из размера средней заработной платы на момент взыскания.
Не согласившись с вынесенным постановлением о размере задолженности, ФИО5, <ДД.ММ.ГГГГ> подал жалобу на имя начальника отдела ФИО2 УФССП по <адрес>.
<ДД.ММ.ГГГГ> начальником отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10 по результатам рассмотрения жалобы ФИО5 на постановление о расчете задолженности по алиментам, было вынесено постановление о признании правомерным постановления, действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО2 Е.С., в удовлетворении жалобы ФИО5 отказано.
С данным постановлением начальника отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10, административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным ввиду того, что сам ФИО5 является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается документами, имеющемся в материалах исполнительного производства. При этом, был постановлен на учет в налоговый орган в качестве плательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности. Полагает, что сумма дохода, для расчета алиментов, должна исчисляться из суммы реального получаемого дохода, учитывая подтвержденные понесенные расходы в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Расчет алиментов, и задолженности по ним, обязаны производить с учетом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации. При этом судебный пристав, при расчете размера алиментов должен учитывать сумму дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
На основании вышеизложенного, просит Суд признать незаконным постановление по результатам рассмотрения жалобы от <ДД.ММ.ГГГГ> начальника отдела ФИО2 УФСПП по <адрес> ФИО10
Административный истец ФИО5, извещавшийся о дате и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, по доверенности - адвокат ФИО12 поддержала административные исковые требования. Дополнительно пояснила, что по мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД подпадают под действие пп. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-ФФЗ «О бухгалтерском учете» и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Федеральным законом. Также, действующим законодательством не предусмотрено обязанности для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог, вести учет доходов в целях, не связанных с налогообложением. Также пояснила, что истцом, ввиду того, при ЕНВД ведение учета только рекомендовано и не разработана книга ведения доходов и расходов, для учета он применяет Книгу доходов и расходов, которая применяется при УСН и учитывает в данной книге сумму полученного дохода, в том числе для подтверждения доходов для судебных приставов. Просит учесть, что истец не мог уменьшить налог ЕНВД, так как у него не имеется наемных работников, а страховые взносы в ОПС и ОМС на себя он уплачивает в фиксированном размере в конце года. Таким образом полагает, то требование приставов о предоставлении подтверждения расходов незаконным, так как книга доходов и расходов не предусмотрена для ЕНВД, а сумму полученных доходов, которая необходима для расчета алиментов, истец не уменьшает в соответствии с п. 2 ст. 346.32 НК РФ.
Представитель административного ответчика ФИО3 Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, представил письменные возражения на исковые требования.
Старший судебный пристав ФИО2 УФССП России по <адрес> ФИО8 – и ее представитель - судебный пристав-исполнитель ФИО2 Е.С. возражали против удовлетворения исковых требований. Полагали что, требования заявителя не подлежат удовлетворению, поскольку, согласно разъяснениям, содержащихся в рекомендациях по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России по <ДД.ММ.ГГГГ> <№>-АП, при определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом. С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения «доходы», судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов. При этом, при расчете размера алиментов (задолженности) для должника – индивидуального предпринимателя судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной систему налогообложения. В указанном случае, административный истец не предоставил соответствующих документов, подтверждающих его заработок и иной доход, в связи с чем размер алиментов (задолженности) определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии ч п. 4 ст. 113 Семейного кодекса РФ.
Заинтересованное лицо ФИО4 возражала против удовлетворения заявленных требований. Полагала, что размер задолженности по алиментам должен быть рассчитан от размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности).
С учетом мнения участников судебного процесса, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика и его представителя, заинтересованное лицо, изучив материалы дела суд приходит к следующему.
ФИО5 является стороной по исполнительному производству <№>-ИП от <ДД.ММ.ГГГГ>, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительный лист №<№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, выданного мировым судьей судебного участка <№> ФИО2 судебного района <адрес> по делу <№> об изменении установленного размера алиментов, взыскиваемых с ФИО5 с пользу ФИО4 на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> ежемесячно с размере 1/6 части всех видов заработка и иного дохода. Данное решение вступило в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО2 Е.С. вынесено постановление об определении размера задолженности по алиментам, где размер задолженности составил 668 руб. 54 коп.. При этом судебным приставом-исполнителем расчет задолженности произведен на основании представленной ФИО5 декларации единого налога на вмененный доход.
<ДД.ММ.ГГГГ> старшим судебным приставом ФИО2 ФИО3 Е.А. вынесено постановление об отмене постановления о расчете задолженности по алиментам от <ДД.ММ.ГГГГ>.
<ДД.ММ.ГГГГ> судебным приставом-исполнителем ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО2 Е.С было вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, согласно которому должнику ФИО5 была определена задолженность по алиментам за период с <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 77079,14 руб. Размер задолженности по алиментам рассчитан судебным приставом-исполнителем исходя из размера средней заработной платы на момент взыскания.
Не согласившись с вынесенным постановлением о размере задолженности, ФИО5 <ДД.ММ.ГГГГ> подал жалобу на имя начальника отдела ФИО2 УФССП по <адрес>.
<ДД.ММ.ГГГГ> начальником отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10 по результатам рассмотрения жалобы ФИО5 на постановление о расчете задолженности по алиментам, было вынесено постановление о признании правомерным постановления, действий судебного пристава-исполнителя ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО2 Е.С., в удовлетворении жалобы ФИО5 отказано.
Статьей 121 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Согласно статье 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. К исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, относятся исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
В соответствии с частями 2, 3 статьей 102 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчёте и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.
Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось; а если должник в этот период не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, то задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности.
В соответствии со статьей 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на содержание несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.
К числу таких доходов согласно подпункту "з" пункта 2 данного Перечня отнесены доходы от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2010 года N 17-П предусмотрено, что при удержании с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, алиментов на несовершеннолетних детей учитываются понесенные им расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как следует из приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2013 года N 703н/112н/1294 "Об утверждении разъяснения о порядке применения пп. "з" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" к документам, подтверждающим доходы индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, относится копия налоговой декларации, предоставленной в налоговый орган.
К документам, подтверждающим понесенные расходы для индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, относится книга учета доходов и расходов.
Таким образом, задолженность по алиментам на несовершеннолетних детей индивидуального предпринимателя, применяющему упрощенную систему налогообложения, следует исчислять из дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением.
К документам, подтверждающим понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обязательное ведение которой предусмотрено статьей 346.24 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 3 п. 3 Перечня).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки: индивидуальные предприниматели - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно статье 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчётности.
Статьёй 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков вести учёт доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н утверждены формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядки их заполнения.
Согласно п. 1.1, п. 1.2, п. 1.4, п. 1.5 Порядка заполнения книги учета доходов организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Налогоплательщики должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога. Книга учета доходов и расходов может вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении Книги учета доходов и расходов в электронном виде налогоплательщики обязаны по окончании отчетного (налогового) периода вывести ее на бумажные носители. На каждый очередной налоговый период открывается новая Книга учета доходов и расходов. Книга учета доходов и расходов должна быть прошнурована и пронумерована.
Кроме того, порядок расчета задолженности по уплате алиментов должников - индивидуальных предпринимателей определён в пункте 5.4 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утвержденных ФССП России 30 ноября 2016 г. N 0001/14 (далее - Методические рекомендации).
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 20 июля 2010 г. N 17-П, расчёт алиментов (задолженности) рекомендуется судебному приставу-исполнителю производить с учётом выбранной индивидуальным предпринимателем налоговой базы, исходя из сведений, представленных в налоговой декларации.
Согласно п. 5.4 Методических рекомендаций при расчёте размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника налоговую декларацию (форма N 3-НДФЛ) и производить расчет размера алиментов (задолженности) с учетом данных, указанных в декларации.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕНВД, либо упрощенную систему налогообложения, судебному приставу-исполнителю следует затребовать у должника книгу доходов и расходов, которую индивидуальный предприниматель должен вести для исчисления налоговой базы по налогу.
При определении размера алиментов (задолженности) индивидуального предпринимателя, применяющего ЕНВД с объектом налогообложения "доходы", также необходимо учитывать понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и подтвержденные надлежащим образом.
С целью выявления фактического дохода индивидуального предпринимателя, судебный пристав-исполнитель может рекомендовать индивидуальным предпринимателям вести книгу доходов и расходов.
При этом, во всех указанных случаях порядка расчёта размера алиментов (задолженности) для должника - индивидуального предпринимателя, судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать сумму его дохода, полученного от ведения предпринимательской деятельности, уменьшенного на величину расходов, связанных с его получением, и на сумму налога, уплаченного в связи с применением той или иной системы налогообложения.
В случае, если должник не предоставляет соответствующие документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, размер алиментов (задолженность) возможно определять исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания алиментов (задолженности) в соответствии с пунктом 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации.
Из постановления судебного пристава-исполнителя от <ДД.ММ.ГГГГ> следует, что размер задолженности ФИО9 по алиментам определён исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности (должник не представил документы, подтверждающие его доход.), что в целом соответствует требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
В своем Постановлении от <ДД.ММ.ГГГГ> по результатам рассмотрения жалобы ФИО5 начальник отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10 признала правомерным расчет задолженности по алиментам.
Оспариваемое постановление по своей форме содержанию соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы административного истца о непринятии во внимание судебным приставом-исполнителем представленной им книги доходов и расходов, судом отклонены, поскольку исходя из вышеуказанных правовых норм, основанием для расчёта алиментов, является одновременное представление индивидуальным предпринимателем декларации, подтверждающие доходы, и книги доходов и расходов за период образования задолженности.
Более того, сведения, отражённые в книге учёта доходов и расходов, также указанные в декларации, не входят в предмет проверки налогового органа, в связи с чем подтверждением их достоверности могут служить документы финансовой отчетности: чеки, квитанции. Однако данные документы представлены не были.
Материалы административного дела и исполнительного производства не содержат, и административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о предоставлении им судебному приставу-исполнителю документов о его доходах и расходах.
Истец не лишен возможности обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о перерасчете задолженности по алиментам, представив документы, подтверждающие его доход за спорный период.
Начальником отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10 при вынесении оспариваемого постановления не допущено нарушения норм Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», положений Семейного кодекса Российской Федерации, а также прав должника.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении иска ФИО5 о признании незаконным постановления начальника отдела ФИО2 УФССП по <адрес> ФИО10 от <ДД.ММ.ГГГГ> по результатам рассмотрения жалобы ФИО5 на постановление о расчете задолженности по алиментам от <ДД.ММ.ГГГГ> - отказать.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░5 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░ ░░ <░░░░░> - ░░░10 ░░ <░░.░░.░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2020 ░.