Дело №
УИД 24RS0№-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 12 июля 2022г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Снежинской Е.С.,
при помощнике судьи Касимбековой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н.», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н.» и Главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки МБОУ «Средняя школа №16», расположенной по адресу: г.Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 24а, выявлены нарушения законодательства: поэтажный план объекта не содержит обозначения инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта; объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, въезды на территорию объекта не оснащены воротами, обеспечивающими жёсткую фиксацию их створок в закрытом положении. Таким образом, антитеррористическая защищённость объекта образования - МБОУ «Средняя школа №16» в полной мере не обеспечена.
Учитывая изложенное, Прокурор Ленинского района г.Красноярска просит возложить обязанность на МБОУ «Средняя школа №16» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить въезды на территорию объекта воротами, обеспечивающими жёсткую фиксацию их створок в закрытом положении, актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Ростихин Е.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя школа №16» Жарич Л.А. иск признала частично, указывая на возможность исполнения предписаний прокуратуры после получения соответствующего финансирования.
Ответчик - Главное управления образования администрации г.Красноярска о времени и месте рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом, представил письменные возражения относительно заявленного иска, указывая на принятие достаточных мер для обеспечения антитеррористической защищенности школы и возможности принятия дополнительных мер в 2023-2025г.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Пунктом 4 ст.3 Федерального закона от 06 мая 2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «"Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ).
Пунктом 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно пункта 25 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;
б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);
д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Кроме того, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении (пп. «б» п. 26 Постановления от 02 августа 2019г.).
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В соответствии с подпунктом 18 пункта 19 Распоряжения администрации г.Красноярска от 20 февраля 2014г. № 56-р «Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска» Главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.
Согласно подпункту 21 пункта 19 указанного Распоряжения Главное управление образования администрации города Красноярска в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий.
Из материалов гражданского дела усматривается, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н.» находится по адресу: Россия, Красноярский край, г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров, 24а, (п. 1.2 Устава).
Школа является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.5. Устава).
Сособственником имущества Школы является муниципальное образование г.Красноярск. Собственник имущества закрепляет за Школой в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ (п.3.6 Устава).
Объекты собственности, закреплённые за Школой, находятся в её оперативном управлении с момента передачи имущества. С момента фактической передачи имущества на Школу переходят обязанности по его учёту, инвентаризации и сохранности. При осуществлении права оперативного управления вверенным имуществом Школа обеспечивает его сохранность и использование по целевому назначению (п. 3.8 Устава).
Таким образом, МБОУ «Средняя школа №16» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: г. Красноярск, ул. 26 Бакинских комиссаров,24а, которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» присвоена 2-я категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности. Возможные людские потери при совершении террористического акта составляют 1100 человек.
В ходе проверки, проведённой Прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в 2021г., установлено нарушение п.п. «а», «в» п. 25, п. «б» п. 26, п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006, а также раздела «Форма паспорта безопасности объекта», поскольку поэтажный план объекта не содержит обозначений инжинерно-технических средств охраны; отсутствует непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, отсутствует оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.
Представление Прокурора Ленинского района г.Красноярска об устранений нарушений, направленное в адрес Главного управления образования Администрации г.Красноярска от 06 сентября 2021г., не исполнено, что подтверждается справкой истца от 11 июля 2022г.
Главное управление образования Администрации г.Красноярска является главным распорядителем бюджетных средств, тем самым вправе определить приоритетные направления расходования выделяемых муниципальным образованием денежных средств. Главное управление образования Администрации г.Красноярска осуществляет функции и полномочия учредителя, обладающий полномочиями по финансированию Учреждения.
Таким образом, непринятие ответчиками мер к устранению указанных нарушений противоречит требованиям законодательства РФ, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания; отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательной организации, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних обучающихся, нуждающихся в силу возраста в особой защите, противоречит принципам государственной власти в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки формирования бюджета, возможности выделения денежных средств, суд считает необходимым возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска по выделению финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а образовательное учреждение – устранить нарушения в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н.», Главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №16 имени Героя Советского Союза Цукановой М.Н.» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оснастить въезды на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Снежинская