Дело №
УИН 54RS0№-36
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 мая 2021 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Хомяковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Куц К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павленко Татьяны Алексеевны к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Павленко Т.А. обратилась в суд с иском к администрации города Оби Новосибирской области о предоставлении ей жилого помещения. Свои требования обосновывает тем, что её мать – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла в ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением главы администрации Качугского района Иркутской области № от ДД.ММ.ГГГГ над истцом была установлена опека до ДД.ММ.ГГГГ. С 2011 года истец проживала в <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением министерства социального развития опеки и попечительства <адрес> №-ОП от ДД.ММ.ГГГГ над ней было установлено попечительство. <данные изъяты>» <адрес>.
Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № она была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления министерства социального развития опеки и попечительства <адрес> № она была исключена из списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Указывает, что на основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1 ст. 109 ЖК РФ, Закона Новосибирской области № 331 от 05.06.2013г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30 кв.м. Однако администрацией города Оби Новосибирской области она до настоящего времени жильем не обеспечена. Просит обязать администрацию города Оби Новосибирской области предоставить на территории города Оби благоустроенное жилое помещение по договору социального найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения в течение шести месяце с момента вступления решения суда в законную силу.
Истец Павленко Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила предоставить ей жилое помещение из специализированного жилищного фонда как сироте.
Представитель ответчика - администрации города Оби Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в представленном ранее отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика - Правительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Представитель ответчика - Министерства финансов и налоговой политики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель ответчика - Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый, имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первомабзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
На основании ч. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:
1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;
2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;
4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В силу ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган). Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - заявители). Форма заявления устанавливается уполномоченным органом (ч. 2 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Согласно ч. 7 ст. 2 Закона Новосибирской области от 05.06.2013г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» граждане включаются в список в хронологической последовательности по датам принятия уполномоченным органом решений о включении лиц, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в список.
Законом Новосибирской области от 24 ноября 2014 года N 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» г. Обь наделен государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, в том числе, граждан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, администрация города Оби Новосибирской области является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Требование истца к ответчикам Правительству Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики, Министерству труда и социального развития Новосибирской области о предоставлении жилого помещения удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 8).
На основании свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ № II-ЕТ № ФИО3 присвоена фамилия «Павленко».
Согласно паспорту на имя Павленко Т.А. она имеет регистрацию по адресу: <адрес> (л.д. 6). Данное жилое помещение принадлежит ФИО4 и ФИО5 (л.д. 73).
Мать Павленко Т.А. – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).
Согласно постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 (Павленко) Т.А. была установлена опека (л.д. 12).
Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 (Павленко) была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д.20).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника управления министерства социального развития опеки и попечительства <адрес> № она была исключена из списка детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением (л.д. 21).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда (л.д. 22).
Сведений о том, что истец имеет в собственности жилое помещение, пригодное для проживания и соответствующее установленным правилам и нормам, не представлено.
Судом установлено, что Павленко Т.А. отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в жилом помещении, включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда, до настоящего времени жильем не обеспечена и не утратила права на получение жилого помещения на территории города Оби Новосибирской области, что не оспаривается ответчиком.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 ФЗ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 указанного Федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, суд считает несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Представленными доказательствами подтверждается, что Павленко Т.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение на условиях найма специализированного жилого помещения истцу не предоставлено, ранее решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда истцу судом не принималось.
Вместе с тем, суд отмечает, что положения перечисленных выше норм права не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. Такое право у истца уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано им до настоящего времени, поэтому требование истца в части обязания администрации г. Оби Новосибирской области на предоставление ей специализированного жилого помещения в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Павленко Т.А. частично.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Павленко Татьяны Алексеевны удовлетворить частично.
Обязать администрацию города Оби Новосибирской области предоставить Павленко Татьяне Алексеевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, площадью не менее 30 кв. м., по договору найма специализированного жилого помещения, за счет средств бюджета Новосибирской области.
В остальной части исковых требований Павленко Татьяне Алексеевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хомякова