Решение по делу № 33а-11686/2021 от 29.09.2021

УИД 34RS0031-01-2020-000855-52 Административное дело 2а-20/2021

Судья Королев М.А., Дело № 33а-11686/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 20 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Камышниковой Н.М., Сергеева С.С.,

при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юшкина И.В., Дубровкина К.В., Фидченко А.В. к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании бездействия незаконным,

по апелляционной жалобе административного истца Юшкина И.В.

на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 10 марта 2021 года, которым в удовлетворении требований административного искового заявления Юшкина И.В. к Федеральному казённому учреждению «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании незаконным бездействия по неоказанию необходимой медицинской помощи, по не выдаче бланков формуляров жалобы для обращения в Европейский суд по правам человека и текста Конвенции о защите прав человека и основных свобод, о возложении на административных ответчиков обязанности устранить нарушения прав истца, отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия,

установила:

Юшкин И.В., Дубровкин К.В., Фидченко А.В. обратились в Новониколаевский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» о признании бездействия ответчика незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав истцов.

В обоснование требований указали, что в период содержания в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» истцы неоднократно просили оказать им необходимую медицинскую помощь, а также выдать бланки формуляров жалобы для обращения в Европейский суд по правам человека и текст Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако в удовлетворении таких заявлений административным ответчиком было отказано.

Определениями суда в качестве административного соответчиков привлечено Федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний», Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области.

Определением Новониколаевского районного суда от 29 января 2021 года прекращено производство по административному делу по административному исковому заявлению Юшкина И.В., Дубровкина К.В., Фидченко А.В. к ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний», в части исковых требований Дубровкина К.В., Фидченко А.В., в связи с отказом административных истцов от административного искового заявления и принятием его судом.

Также Юшкин И.В. указал, что 5 сентября 2020 года он был доставлен в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области». При поступлении его в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» его осмотрел фельдшер, которому он показывал лист назначения лекарственных препаратов врача-невролога от 24 августа 2020 года и просил оказать ему медицинскую помощь, так как у него имеется заболевание, и назначенные препараты он уже начал принимать. Он просил медицинского работника подтвердить необходимость приёма лекарственных препаратов, но она пояснила, что не имеет возможности это сделать, так как не является врачом. На его обращение, фельдшер также разъяснила ему, что необходимого лечения в изоляторе ему никто не окажет и данный лист назначения остался при нём, медицинская помощь ему не оказывалась.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Юшкин И.В. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), выслушав представителя административного ответчика УФСИН России по Волгоградской области Игошева Ю.В., представителя административного ответчика ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» Насонову Д.А. и представителя административного ответчика Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний» Полянину Е.А. не согласившихся с апелляционной жалобой, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным Кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации (статья 4 названного Закона).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 103-ФЗ следственные изоляторы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

В соответствии с п. 9 ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.

Рассматривая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что достоверных доказательств с бесспорностью подтверждающих неправомерное бездействие административных ответчиков и не оказание ему медицинской помощи при содержании под стражей в период его пребывания в СИЗО-4, в ходе судебного разбирательства не получено.

С указанной позицией судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

В соответствии со ст. 9 КАС РФ законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.

КАС РФ устанавливает, что имеющие значение для правильного разрешения административного дела обстоятельства определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле; по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов и организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 62 поименованного кодекса).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п.п. "б", "в" п. 3 и п. 4 ч. 9 ст. 226 названного выше кодекса).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 103-ФЗ лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Порядок оказания медицинской, в том числе психиатрической, помощи подозреваемым и обвиняемым, а также порядок их содержания в медицинских организациях и привлечения к их обслуживанию медицинских работников этих организаций определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно п.п. 23,28 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключённым под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утверждённого приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2017 года № 285 лица, заключённые под стражу, или осуждённые, прибывшие в сизо, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в сизо), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.

На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при её отсутствии).

При обращении лица, заключённого под стражу, или осуждённого за медицинской помощью к медицинскому работнику во время покамерного обхода, к сотруднику дежурной смены сизо указанные должностные лица обязаны принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

При наличии медицинских показаний для оказания медицинской помощи лица, нуждающиеся в ней, выводятся сотрудниками сизо в медицинскую часть (здравпункт) или медицинский кабинет индивидуально или группами по трое - пятеро человек с соблюдением режимных требований с учётом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных программой.

Медицинская помощь в экстренной форме медицинскими работниками медицинской организации оказывается безотлагательно, в том числе при необходимости, ими вызывается бригада скорой медицинской помощи.

В судебном заседании установлено, что 9 сентября 2020 года Новоаннинским районным судом Волгоградской области в отношении Юшкина И.В. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с 5 сентября 2020 года по 8 сентября 2020 года он содержался в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области».

Согласно справке ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний» от 24 ноября 2020 года при прибытии в изолятор Юшкин И.В. был размещён в камере <.......>. За период нахождения Юшкина И.В. в следственном изоляторе, он направил два документа, ходатайство и замечания на протокол судебного заседания от 7 сентября 2020 года.

Как видно из справки ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 34 Федеральной службы исполнения наказаний» от 26 ноября 2020 года Юшкин И.В. в период с 5 сентября 2020 года по 8 сентября 2020 года в филиал «Медицинская часть №13» ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России с жалобами на состояние здоровья не обращался.

Как указано в справке начальника канцелярии ФКУ СИЗО-4, в изоляторе все обращения лиц, находящихся под стражей регистрируются в журнале учёта предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых, осуждённых. За период с 5 сентября 2020 года по 8 сентября 2020 года заявления на приём, а также обращения в устной форме к начальнику учреждения и его заместителям, от Юшкина И.В. не поступали.

В ходе судебного заседания судом первой инстанции изучалась медицинская карта Юшкина И.В., оформленная при его поступлении в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» 5 сентября 2020 года, из содержания которой следует, что при поступлении истца в следственный изолятор и в период по 8 сентября 2020 года он не предъявлял какие-либо медицинские документы, в том числе лист назначения лекарственных препаратов врача-невролога. При первичном осмотре жалоб на состояние здоровья Юшкин И.В. не высказывал, на наличие хронических заболеваний не указывал, что также подтверждается представленной выпиской из указанной медицинской карты амбулаторного больного Юшкина И.В. Только после 28 декабря 2020 года в медицинскую карту приобщены результаты магнитно-резонансной томографии Юшкина И.В.

В журнале учёта предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых, осуждённых ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» обращения Юшкина И.В. по поводу состояния здоровья за период с 5 сентября 2020 года по 8 сентября 2020 года также отсутствуют.

В судебном заседании была опрошена в качестве свидетеля медицинский работник Шалухина В.В., которая пояснила, что согласно медицинской документации при поступлении Юшкина И.В. в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» она производила его медицинский осмотр, при поступлении Юшкина И.В. в следственный изолятор он не предъявлял каких-либо документов с назначениями врачей, его состояние здоровья было удовлетворительное, соматически он был здоров.

Установив данные обстоятельства, проанализировав подлежащие применению нормы права, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» суд обоснованно пришел к выводу о том, что административными ответчиками в отношении истца не допущено нарушений законодательства, обеспечивающего охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Порядок организации медицинского обеспечения Юшкина И.В. соблюдён. Так, при поступлении в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» он был осмотрен в установленном порядке медицинским работником, соответствующие записи произведены в медицинской карте административного истца. При первичном осмотре жалоб на состояние здоровья Юшкин И.В. не высказывал, на наличие хронических заболеваний и необходимости обеспечения его какими-либо лекарственными средствами не указывал, медицинские документы о назначении ему лечения и лекарственных средств не предъявлял в период нахождения его в следственном изоляторе с 5 по 8 сентября 2020 год. Доводы истца в этой части опровергнуты представленными ответчиками доказательствами, в достоверности которых оснований сомневаться у судебной коллегии, не имеется.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание непродолжительный срок нахождения административного истца в ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области», отсутствие у Юшкина И.В. состояния здоровья, сопровождающегося угрозой жизни, или требующего экстренной и неотложной медицинской помощи, не подтверждение фактов обращения истца за медицинской помощью и нахождения в распоряжении медиков документов о нуждаемости истца в конкретных препаратах, суд верно не установил нарушение прав и законных интересов Юшкина И.В.

Разрешая требование административного истца в части признания незаконным бездействия по не рассмотрению его заявления о выдаче бланков формуляров жалобы для обращения в Европейский суд по правам человека и текста Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд также принял правильное решение об отказе в их удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно положений ст. 9,10,12 Федерального закона от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, по результатам которого даётся письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Между тем, как следует из материалов дела, доказательств того, что истцом направлялось в администрацию ФКУ «Следственный изолятор №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области» заявление о выдаче бланков формуляров жалобы для обращения в Европейский суд по правам человека и текста Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в судебном заседании не получено. Доводы истца в этой части опровергнуты материалами дела и показаниями допрошенного по инициативе истца свидетеля Кузнецова В.А.

Таким образом, при отсутствии факта обращения истца с заявлением о выдаче бланков формуляров жалобы для обращения в Европейский суд по правам человека и текста Конвенции о защите прав человека и основных свобод, у административного ответчика соответственно не возникла обязанность его рассмотрения и выдачи соответствующих документов. Кроме того, императивной обязанности администрации учреждения следственного изолятора выдачи поименованных документов, действующим законодательством не предусмотрено.

В опровержение доводов автора апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, касающиеся исполнения административными ответчиками требований федерального законодательства и соблюдении прав и законных интересов содержащегося под стражей истца. Судом дана полная оценка доводам административного истца, всем доказательствам по делу по правилам ст. 84 КАС РФ, оснований для переоценки которых, у судебной коллегии не имеется.

Не установив совокупности обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Доводы автора апелляционной жалобы не опровергают правильных по существу выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены решения суда

Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 10 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Юшкина И.В. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

33а-11686/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дубровкин Константин Викторович
Юшкин Игорь Владимирович
Фидченко Алексей Вадимович
Ответчики
ФКУЗ Медико-санитарная часть №34 Федеральной службы исполнения наказаний
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области
ФКУ СИЗО №4 УФСИН РФ по Волгоградской области
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Камышникова Наталья Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
30.09.2021Передача дела судье
20.10.2021Судебное заседание
10.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2021Передано в экспедицию
20.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее