Решение по делу № 2-5103/2023 от 08.08.2023

Дело № 2-5103/2023 04 октября 2023 года

29RS0018-01-2023-002813-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего по делу судьи Дейнекиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,

с участием прокурора Серебренникова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,

установил:

и.о. прокурора Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.

В обоснование иска указано, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе обобщения состояния законности отмечены нарушения со стороны Администрации городского округа «Город Архангельск» при организации зимней уборки улиц. Фактически снег вывозится на земельный участок с кадастровым номером <№> расположенный по адресу: ..., и земельный участок, расположенный в кадастровом квартале <№> по адресу: г... Право собственности на земельные участки принадлежит городскому округу «Город Архангельск», в пользование АО «Мезенское дорожное управление» они не передавались. Между тем, площадки, на которые осуществляется складирование вывезенного в ходе уборки улично-дорожной сети снега, водонепроницаемым покрытием не оборудованы, сплошным земляным валом не обвалованы и фактически являются несанкционированными свалками отходов. В настоящее время администрацией городского округа «Город Архангельск» соответствующие требованиям действующего законодательства места для складирования отходов от зимней уборки улично-дорожной сети не определены, вывоз снега на снегоплавильные установки не организован. В результате данного бездействия органа местного самоуправления нарушаются права неопределенного круга лиц. Просит признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации вывоза снега в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, обязать Администрацию городского округа «Город Архангельск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН <Дата>-21 организовать складирование снега, собранного хозяйствующими субъектами, осуществляющими его вывоз с территории городского округа «Город Архангельск», на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывоз снега на снегоплавильные установки.

Заместитель прокурора Серебренников А.И. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

    Представитель ответчика Карпеев М.В. в судебном заседании не оспаривал изложенные в иске обстоятельства, пояснил, что для выполнения требований прокурора требуется разработка проектно-сметной документации.

Представители третьих лиц министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Северного межрегионального управления Росприроднадзора, Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, АО «Мезенское дорожное управление» в судебном заседании не участвовали, о судебном заседании извещены.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено без участия представителей третьих лиц.

    Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска.

Согласно п. 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), п. 2 ст. 7, ст. 51 Закона № 7-ФЗ, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, а условия и способы подлежащих сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов потребления должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил, содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

Пунктом 1 ст. 12 Закона № 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (ч. 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ).

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, к числу отходов отнесены отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0).

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПиН 2.1.3684-21), предусмотрено, что снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снего-плавильные установки.

В силу п. 10.5. Правил благоустройства городского округа «Город Архангельск», утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581, складирование снега допускается только на специально отведенные для этого места.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

Вывоз образовавшегося в результате уборки территории городского округа снега в рамках исполнения муниципального контракта от <Дата> <№>, заключенного департаментом транспорта, строительства и городской инфраструктуры Администрации городского округа «Город Архангельск» с АО «Мезенское дорожное управление», осуществлялся в места, определенные заказчиком.

Из материалов дела следует, что организация вывоза снега не соответствует приведенным нормам федерального законодательства и основным принципам охраны окружающей среды, заложенным в ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», нарушает гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации всеобщее право на благоприятную окружающую среду.

Требования прокурора о признании бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по организации вывоза снега в соответствии с требованиями санитарных норм и возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 организовать складирование снега, собранного хозяйствующими субъектами, осуществляющими его вывоз с территории городского округа «Город Архангельск», на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывоз снега на снегоплавильные установки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования и.о. Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Архангельск» (ИНН 2901065991) о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по организации вывоза снега в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

Обязать Администрацию городского округа «Город Архангельск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 организовать складирование снега, собранного хозяйствующими субъектами, осуществляющими его вывоз с территории городского округа «Город Архангельск», на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывоз снега на снегоплавильные установки.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ломоносовский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий                         Е.Г. Дейнекина

2-5103/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Архангельская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация ГО "Город Архангельск"
Другие
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
Управление Роспотребнадзора по АО
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Дейнекина Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
08.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.08.2023Передача материалов судье
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее