Дело № 2-267/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 14 февраля 2019 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.О.,
с участием истца Недосейкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Недосейкиной М.А. к Дмитриевой А.А. о понуждении к заключению договора купли-продажи жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Недосейкина М.И. обратилась в суд с иском к Дмитриевой А.А. в связи с тем, что 21.07.2017г. между ней и Хаустовой О.П., действующей по доверенности от Дмитриевой А.А., был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, за 110000 рублей, в качестве предоплаты она оплатила 5000 рублей, срок заключения основного договора купли-продажи предполагался 01.10.2017г. Хаустова О.П. передала истцу ключи от дома и разрешила провести ремонтные работы. Несмотря на просьбы истца до настоящего времени основной договор купли-продажи не заключен, поскольку Хаустова О.П. и Дмитриева А.А. уклоняются от его заключения. Поэтому истец просит обязать ответчика заключить договор купли-продажи части жилого дома.
В судебном заседании истец Недосейкина М.И. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Ответчик Дмитриева А.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщила и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Третье лицо Хаустова О.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 21.07.2017г. между истцом Недосейкиной М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и Хаустовой О.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., действующей по доверенности в интересах Дмитриевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был заключен предварительный договор купли-продажи 5/9 доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в договоре указана цена 110000 рублей. Согласно договору стороны обязались заключить основной договор купли-продажи до 01.10.2017г., в качестве предоплаты истец оплатила 5000 рублей (л.д. 8, 13-14).
Согласно выписке из ЕГРН от 26.11.2018г. за Дмитриевой А.А. зарегистрировано право собственности на часть жилого дома площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.10-11).
26.10.2018г. Недосейкина М.И. направила Дмитриевой А.А. претензию о заключении основного договора купли-продажи на условиях, согласованных в предварительном договоре от 21.07.2017г. (л.д. 9, 7).
В соответствии со ст. 429 Гражданского кодекса РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 ст. 445 Кодекса.
Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Согласно п.4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В пунктах 27, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018г. №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ о заключении и толковании договора» разъяснено, что основной договор должен быть заключен в срок, установленный в предварительном договоре, а если такой срок не определен, - в течение года с момента заключения предварительного договора (пункт 4 статьи 429 ГК РФ). Если в пределах такого срока сторонами (стороной) совершались действия, направленные на заключение основного договора, однако к окончанию срока обязательство по заключению основного договора не исполнено, то в течение шести месяцев с момента истечения установленного срока спор о понуждении к заключению основного договора может быть передан на рассмотрение суда (пункт 5 статьи 429 ГК РФ). Ведение сторонами переговоров, урегулирование разногласий в целях заключения основного договора не могут являться основаниями для изменения момента начала течения указанного шестимесячного срока. Не совершение ни одной из сторон действий, направленных на заключение основного договора, в течение срока, установленного для его заключения, свидетельствует об утрате интереса сторон в заключении основного договора, в силу чего по истечении указанного срока обязательство по заключению основного договора прекращается.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Согласно п.3 ст. 154 Гражданского кодекса РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
Из материалов дела следует, и не отрицалось истцом, что в установленный в предварительном договоре срок основной договор купли-продажи между сторонами заключен не был. С требованием о понуждении к заключению основного договора купли-продажи жилого дома в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства, то есть в срок до 01.04.2018г., истец к ответчику не обращалась.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что обязательства по заключению сторонами договора купли-продажи прекращены, в связи с чем у истца отсутствует право требования к ответчику о понуждении заключить договор купли-продажи жилого дома.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в связи с чем Недосейкиной М.И. в удовлетворении иска к Дмитриевой А.А. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Недосейкиной М.Н. в иске к Дмитриевой А.А. о понуждении к заключению договора купли-продажи жилого дома отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Воробьева С.В.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.