Решение по делу № 8Г-7181/2021 [88-9231/2021] от 29.03.2021

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                        № 88-9231/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                                                                                         27 мая 2021 г.

Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шефер И.А., рассмотрев гражданское дело №42RS0012-01-2012-000200-77 (2-172/12) по иску Селезнева К.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей

по кассационной жалобе Фонда социального страхования Российской Федерации на определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 марта 2021 г.,

установил:

Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, мотивируя требования тем, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2012 г. с учетом дополнительного решения от 14 мая 2012 г. на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность за счет казны Российской Федерации выплачивать Селезневу К.В. в счет возмещения вреда здоровью капитализированные платежи ежемесячно в размере 4 825,72 руб. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год уровня инфляции, начиная с 1 апреля 2012 г.

Исполнительный лист по данному делу направлен в Министерство финансов Российской Федерации.

Просило изменить способ исполнения решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2012 г. в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности по осуществлению ежемесячных выплат в счет возмещения вреда здоровью в пользу Селезнева К.В., заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации с 1 января 2020 г. орган - Фонд социального страхования Российской Федерации, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872.

Определением Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г. заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя - Управления Федерального казначейства по Кемеровской области - Кузбассу об изменении способа и порядка исполнения решения суда удовлетворено. Изменен порядок исполнения решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2012 г. по гражданскому делу № 2-172/2012 по иску Селезнева К.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей в части обязания Министерства финансов Российской Федерации осуществлять ежемесячные выплаты в возмещение вреда в пользу Селезнева К.В. в размере 4824,72 руб. с 1 апреля 2012 г. с последующей индексацией суммы в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год уровня инфляции, заменив Министерство финансов Российской Федерации на уполномоченный Правительством Российской Федерации орган с 1 января 2020 г. – Фонд социального страхования финансов Российской Федерации, в порядке установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872.

Руководителем Правового департамента Фонда социального страхования Российской Федерации Белай О.В. подана частная жалоба на определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г. об удовлетворении заявленных требований.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 марта 2021 г. определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г. оставлено без изменения.

Руководитель Правового департамента Фонда социального страхования Российской Федерации Белай О.В. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене определения Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 марта 2021 г.

Судьёй Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А. 28 апреля 2021 г. возбуждено производство по жалобе, кассационная жалоба руководителя Правового департамента Фонда социального страхования Российской Федерации Белай О.В. согласно части 4 статьи 7, части 4 статьи 333, части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда, выводы суда, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований не соглашаться с данными выводами у судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.

В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются    в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

По смыслу статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда. При этом в Порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации изменение решения суда, по существу, не допускается.

Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002    г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) при капитализации, соответствующих повременных платежей и переводе с согласия гражданина обязательства по их выплате на Российскую Федерацию возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, осуществляется в виде повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и выплачиваемых гражданину до достижения им возраста семидесяти лет.

Следовательно, Российская Федерация обязательства по выплате капитализированных повременных платежей в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, исполняет в объеме, не превышающем сумму капитализированных повременных платежей, при расчете суммы которых учитываются названные в статье 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» условия.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при рассмотрении дел, связанных с капитализацией платежей при банкротстве (ликвидации) юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью потерпевшего (не являющегося застрахованным или иным лицом, имеющим право на страховые выплаты), следует выяснять, имело ли место согласие потерпевшего на передачу Российской Федерации права требования к должнику в размере капитализированных платежей (пункт 3 статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). При этом необходимо учитывать, что в случае получения потерпевшим капитализированных платежей, рассчитанных конкурсным управляющим, обязательство должника, признанного банкротом, прекращается.

Если же право требования к должнику в размере капитализированных платежей с согласия потерпевшего перешло к Российской Федерации по обязательным платежам и обязательствам в деле о банкротстве должника), то обязанность государства по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего должна исполняться за счет средств казны Российской Федерации (федерального бюджета) в лице Министерства финансов Российской Федерации, поскольку до настоящего времени Правительством Российской Федерации, которым в силу статьи 135 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» должен был быть определен порядок и условия капитализации соответствующих повременных платежей, не определен государственный орган, уполномоченный производить эти выплаты, а после определения такого органа - этим органом.

При этом необходимо учитывать, что реализация прав граждан на получение сумм возмещения вреда в полном объеме не может ставиться в зависимость от поступления (полностью или частично) или не поступления денежных средств в доход государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019г. №872 «О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», которое вступило в силу с 1 января 2020 г., установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляет функции по выплате повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник (кредитная организация) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.

Указанным постановлением также утверждены Правила капитализации повременных платежей по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (для должника – кредитной организации на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций) и подлежащих выплате гражданам до достижения ими возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организацией) перед гражданином по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. №872, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных, с выплатой в соответствии с названными Правилами капитализированных повременных платежей осуществляется за счет предоставляемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансферов из федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, включая расходы на доставку и пересылку, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Пунктом 13 указанных Правил исполнения установлено, что после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).

В случае, когда исполнительный лист о взыскании с Российской Федерации капитализированных повременных платежей был передан Министерством финансов Российской Федерации в Фонд в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил, представление в Фонд заявления о назначении выплаты капитализированных повременных платежей не требуется (пункт 4 Правил исполнения).

Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 апреля 2012 г. удовлетворены исковые требования Селезнева К.В. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании капитализированных платежей; с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Селезнева К.В. взыскана задолженность по капитализированным платежам за период с 13 января 2011 г. по 1 апреля 2012 г. в размере 69 108 руб.; на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность за счет казны Российской Федерации выплачивать Селезневу К.В. капитализированные платежи в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно в размере 4 824,72 руб. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год уровня инфляции, начиная с 1 апреля 2012 г.

На основании дополнительного решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 мая 2012 г. дополнена резолютивная часть решения Мариинского городского суда Кемеровской области следующим содержанием: обязать Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации выплачивать Селезнева К.В. капитализированные платежи в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно в размере 4 825,72 руб. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год уровня инфляции, начиная с 1 апреля 2012г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 5 июля 2012 г. решение Мариинского городского суда от 18 апреля 2012 г. оставлено без изменения.

9 августа 2012 г. по данному делу выданы исполнительные листы .

Административный департамент Министерства финансов Российской Федерации возвратил исполнительный лист серии о взыскании задолженности по капитализированным платежам за период с 13 января 2011 г. по 1 апреля 2012 г. в размере 69 108 руб. с отметкой об оплате в сумме 69 108 руб.

Таким образом, в Министерстве финансов Российской Федерации на исполнении находится исполнительный лист о взыскании в пользу Селезнева К.В. в счет возмещения вреда здоровью ежемесячно по 4 825,72 руб. с последующей индексацией в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете Российской Федерации на соответствующий год уровня инфляции, начиная с 1 апреля 2012 г.

После введения в действие постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872 «О мерах реализации статей 135 и 189.94 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам. С 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации. Передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду социального страхования Российской Федерации.

С учетом изложенного, суды обоснованно удовлетворили заявление Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения.

Доводы жалобы о том, что при рассмотрении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения решения судами не истребованы и не исследовались документы, подтверждающие объем исполненных и не исполненных Министерством финансов Российской Федерации обязательств по выплате капитализированных повременных платежей Селезневу К.В., чем нарушены нормы материального и процессуального права, были предметом правовой проверки суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные на основании следующего.

В пользу Селезнева К.В. в счет возмещения вреда здоровью взыскано 4824,72 руб. ежемесячно, бессрочно, с последующей индексацией. Следовательно, на момент вынесения обжалуемых определений судебных актов обязательство Российской Федерации по выплате капитализированных повременных платежей сохраняются и переходят на период после 01.01.2020г.

В соответствии с пункта 13 Правил исполнения Российской Федерацией обязательств должника (кредитной организации) перед гражданин по выплате капитализированных платежей в случае перехода таких обязательств к Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2019 г. № 872, после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду, Министерство финансов Российской Федерации передает Фонду находившиеся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации исполнительные листы (с отметкой о произведенных Министерством финансов Российской Федерации выплатах).

Согласно пункту 14 Правил одновременно с исполнительным листом Министерством финансов Российской Федерации в Фонд передаются иные документы, необходимые для исполнения Фондом судебных актов.

Поэтому, информация о размере исполненных обязательств предоставлена Фонду социального страхования Российской Федерации после вступления в законную силу судебного акта, как предусмотрено пунктом 13 вышеуказанных Правил.

Довод о незаконности указания Президиума Кемеровского областного суда осуществлять выплаты пожизненно, возложении обязанности по индексации платежей, не является основанием к отмене обжалуемого определения, и не является предметом рассмотрения по настоящему заявлению.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления... являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Кроме того, следует отметить, что одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, предусматривающий недопустимость пересмотра вступившего в законную силу судебного акта только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта.

Суд не вправе оценивать на предмет законности и обоснованности судебные акты в рамках рассмотрения заявления о переходе обязательства от Министерства Финансов Российской Федерации к Фонду социального страхования Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на Фонд обязанности по индексации ежемесячных сумм и на то, что Фонд привлечен к участию в настоящем деле в сентябре 2020 года и не являлся стороной по делу основаны на неверном толковании норм права.

Доводы кассационной жалобы о том, что выплаты производимые Минфином России в счет возмещения вреда здоровью, не могут быть переведены на Фонд, именно Минфин России должен исполнять решение суда являются несостоятельными, поскольку из приведенных нормативных положений и разъяснений по их применению следует, что с 1 января 2020 г. функции по выплате капитализированных повременных платежей за счет средств федерального бюджета в случае перехода обязательств должника (кредитной организации) перед гражданином по их выплате к Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования Российской Федерации, а передача исполнительных листов, находившихся на исполнении в Министерстве финансов Российской Федерации, допускается только после вступления в законную силу судебных актов, предусматривающих переход обязательств по исполнению судебных актов по выплате соответствующих капитализированных повременных платежей гражданам от Министерства финансов Российской Федерации к Фонду. С 1 января 2020 г. Министерство финансов Российской Федерации прекращает производить выплаты капитализированных повременных платежей гражданам.

Доводы кассационной жалобы о необоснованном возложении на Фонд обязанности по индексации ежемесячных сумм основаны на неверном толковании норм права.

Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения заявления, в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определил:

определение Мариинского городского суда Кемеровской области от 14 декабря 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 4 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Судья                                                                                         И.А. Шефер

8Г-7181/2021 [88-9231/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Селезнев Константин Владимирович
Ответчики
Министерство финансов РФ
Другие
УФК по Кемеровской области-Кузбассу
Федеральная налоговая служба России
Фонд социального страхования РФ
ГУ "Кузбасское региональное отделение Фонда социальнного ср=трахования РФ"
ОСП по г.Мариинску
Гончарова Оксана Юрьевна
Жиряков Василий Викторович
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее