ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 января 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва, в составе: судьи Успуна И.И., при секретаре Саая А.-С.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чимит Сурунмаа Владимировны к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, с участием истца Чимит С.В., представителя ответчика Ооржак У.Б.,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с вышеназванным иском (с учетом уточнения) в Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва (далее Агентство), указывая на то, что она относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – ЧАХ умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ЧВХ умер ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ постановлением территориального органа по опеке Кызылского кожууна ей был назначен опекун – ЧАВ В 2012 году она окончила МБОУ Сукпакскую среднюю школу. Согласно контрольно-регистрационной карточке № дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время находится в трудной жизненной ситуации, имеет на иждивении малолетнего сына, нуждается в семье. Начиная с 2012 года обращалась к ответчику о предоставлении жилья. Просит обязать ответчика предоставить ей на условиях специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> в <адрес>.
Истец Чимит С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Хаян-оол В.К., действующий на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из свидетельства о рождении серии II-ЛЖ № видно, что ЧСВ, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, отцом является ЧВХ, матерью ЧАХ (актовая запись о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ЧАХ, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ № от ДД.ММ.ГГГГ ЧВХ умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ территориальным органом опеки и попечительства Кызылского кожууна несовершеннолетней ЧСВ назначен опекун ЧАВ, за ЧСВ закреплено жилье по адресу: <адрес>-оола, <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что истец ЧСВ в возрасте до 18 лет осталась без попечения родителей, и над ней было установлено попечительство ЧАВ то есть истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения установлены статьей 8 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
То есть жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, ЧАВ и ЧСВ являются наследниками ЧХИ, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из 1/2 доли в праве собственности на квартиру, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащий наследодателю на праве собственности.
Согласно постановления администрации муниципального района «Кызылский кожуун» №-зу от 11 марта 2014 года, ЧАВ, ЧСВ предоставлена в общею долевую собственность по 1/2 доле каждому земельный участок, общей площадью 749 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> - в целях использования под индивидуальную жилую застройку.
Согласно выписке из домовой книги от 14 апреля 215 года, в <адрес> зарегистрированы ЧАВ 1984 г.р., ЧСВ 1994 г.р., ОСМ 1988 г.р., ОММ 1986 г.р., О.Б.Я. 1990 г.р.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ЧСВ принадлежали объекты недвижимости – 1/2 доли в праве на квартиру расположенную по адресу: <адрес>на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ) и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>на основании постановления администрации муниципального района «Кызылский кожуун» №-зу от 11 марта 2014 года).
ДД.ММ.ГГГГ между ЧАВ, ЧСВ и ОММ заключен договор дарения квартиры с земельным участком, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются ОСМ, Ч.С.А., ЧАА по 1/3 доли в праве общей долевой собственности, на основании.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу этого федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть до ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.
В пункте 1 постановления мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>» установлена норма площади жилого помещения в размере 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы. Между тем с момента приобретения права собственности в виде 1/2 доли по адресу: <адрес>-оола, <адрес>, приходящаяся на ЧСВ составила более учетной нормы, установленной постановления мэра <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории городского округа <адрес>» в размере 12,5 кв. м.
Таким образом, на момент достижения совершеннолетия ЧСВ имела возможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, по адресу: <адрес> кв., поскольку на момент достижения совершеннолетия ЧСВ была обеспечена жилой площадью в установленных нормах.
ДД.ММ.ГГГГ ЧСВ на основании свидетельства о праве на наследство по закону зарегистрировано право общей долевой собственности на жилое помещение по вышеуказанному адресу, то есть на момент достижения ею 18 лет она была обеспечена жилой площадью, которая превышала установленную норму.
Дальнейшее отчуждение по договору дарения принадлежащей ей 1/2 доли ОММ указывает на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий.
Таким образом, истец утратила право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно, правовых оснований для удовлетворения искового заявления ЧСВ к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ЧСВ к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва об обязании предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кызылский городской суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 5 февраля 2018 года (с учетом выходных дней).
Судья И.И. Успун