УИД 04RS0004-01-2020-000806-52
Дело № 2-421/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Гусиноозерск 26 августа 2020 г.
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Сальникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Дамдиновой С.А.,
с участием истца Дашиева Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дашиева Б.Б. к администрации МО СП «Загустайское», Дашиеву И.Б., Дашиевой Л.Б., Дашиеву Н.Ж. о включении в наследственную массу земельного участка и признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Дашиев Б. Б. обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО СП «Загустайское», Дашиеву И. Б. в котором просит включить в наследственную массу умершего наследодателя Д. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признать за истцом право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования, мотивируя фактическим принятием наследства после смерти умершего и невозможностью оформления наследственных прав, ввиду отсутствия оригинала свидетельства на земельный участок.
Определением суда от 04.08.2020 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Дашиев Н.Ж., Дашиева Л.Б.
В судебном заседании истец Дашиев Б. Б. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Он является сыном Д., который является умершим и которому при жизни был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес>. Он является его наследником фактически принявшим наследство. Просил исковые требования удовлетворить.
Ответчики Дашиев И. Б., Дашиев Н.Ж., Дашиева Л.Б., представители Администрации МО СП «Загустайское» в судебном заседании отсутствовали, будучи надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, ответчик Дашиев Б.Б., Дашиев Н.Ж., Дашиева Л.Б., представитель ответчика Администрации МО СП «Загустайское» просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском согласны. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся ответчиков.
Суд, заслушав истца, свидетелей Р., К. изучив материалы дела, находит исковые требования Дашиева Б. Б. подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди являются дети, супруг, родители наследодателя.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст.1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно свидетельству о смерти Д. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, на основании Решения Загустайской сомонной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ "О предоставлении в собственность земельных участков» Д. предоставлен земельный участок по адресу: РБ, Селенгинский район, <адрес> площадью <данные изъяты> га.
В соответствии со п.9, 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Таким образом, право собственности наследодателя на земельную долю, расположенную по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> га, подтверждено.
В связи с чем, имеются основания для включения указанного имущества в наследственную массу умершего наследодателя Д., поскольку оно имелось у наследодателя в собственности на день смерти.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации Дашиев Б.Б. является наследником Д. первой очереди, что подтверждается свидетельством о рождении Дашиева Б.Б.
Из пояснений свидетелей Р. и К. следует, что Дашиев Б. является сыном Д., умершего в <данные изъяты> г. На момент смерти Б. проживал с отцом. После смерти отца Баор со своей мамой Д.И. пользуются земельным участком, расположенном в с.Тохой.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также учитывая, что наследодателю земельный участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, с учетом вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что Д. приобрел на праве собственности земельный участок общей площадью 0,40 га, расположенный по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах указанный земельный участок подлежит включению в наследственную массу после смерти наследодателя, поскольку имелся у наследодателя в собственности на день его смерти.
По сообщению нотариусов Селенгинского нотариального округа Республики Бурятия наследственные дела к имуществу умершей Д. не открывалось.
Вместе с тем, из материалов дела, следует о фактическом принятии истцом наследства оставшегося после смерти отца, что подтверждается справкой о совместном проживании с наследодателем. Данные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетелей, не доверять которым у суда основания отсутствуют, и не оспорены ответчиками. Кроме того, суд учитывает несовершеннолетний возраст истца на день смерти наследодателя.
Таким образом, судом установлено, что после смерти Д. фактически принял наследство сын Дашиев Б. Б., вступив в фактическое владение и управление наследственным имуществом.
Учитывая, что срок принятия наследства истек, истец принял часть принадлежащего наследодателю имущества в порядке наследования, суд считает возможным признать за истцом право собственности на земельную долю, расположенную по адресу: <адрес>, имевшуюся в собственности наследодателя Д. на день его смерти, в порядке наследования.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дашиева Б.Б. удовлетворить.
Включить в наследственную массу Д., умершего ДД.ММ.ГГГГ, имущество в виде земельного участка, площадью <данные изъяты> га, расположенного по адресу: <адрес>
Признать за Дашиевым Б..Б право собственности в порядке наследования на земельный участок, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 сентября 2020 года.
Судья В.А. Сальников