Судья Уланова Е.С.
Дело № 66а-1681/2020
(номер дела в суде первой инстанции 3а-802/2020)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 22 сентября 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В., Калугина Д.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО6
с участием прокурора ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гиршина Яна Борисовича о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, Департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,
установила:
Гиршин Я.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом изменений предмета административного искового заявления, в котором просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генерального плана городского округа город Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539, в редакции решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 года № 181 (далее также - Генеральный план), в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>1.
В обоснование требований административный истец указал, что является собственником нежилого сооружения (АЗС) с кадастровым номером <данные изъяты>. На основании договора аренды от 22.12.2009 года истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под автомобильную заправочную станцию, в границах которого расположен принадлежащей ему на праве собственности объект недвижимости. Постановлением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № 757 Гиршину Я.Б. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, так как согласно выписке из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности <адрес> (далее – ИСОГД) испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий. Факт расположения земельного участка в границах красных линий препятствует реализации истцом права на выкуп указанного земельного участка. Красные линии установлены оспариваемым нормативным правовым актом. Полагает, что красные линии должны утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории и не могут обозначаться на документах генерального плана, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт противоречит статье 23, подпункту «а» пункта 1 части 3 статьи 42, пункту 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), положениям Инструкции о порядке разработки, согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года № 150, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. № 18-30.
Решением Самарского областного суда от 22 июня 2020г. административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Дума городского округа Самара просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. Ссылаясь на статьи 2 и 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утверждает, что суд пришел к неверному выводу, о том, что обозначение красных линий на документах генерального плана не предусмотрено статьей 23 ГрК РФ, а также о том, что проект красных линий должен утверждаться отдельными документами в составе документации по планировке территории.
По утверждению заявителя апелляционной жалобы суд не учел, что в действующем Генеральном плане городского округа Самара отображены красные линии, утвержденные ранее принятой градостроительной документацией.
Суд не учел, что истец не является собственником земельного участка, он принадлежит ему на ином вещном праве – праве аренды, при этом, основанием к отказу административному истцу в предоставлении в собственность данного земельного участка, кроме его нахождения в пределах красных линий, явились те обстоятельства, что на нем отсутствуют объекты недвижимости, и испрашивался он для размещения магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса.
В апелляционной жалобе Департамента градостроительства городского округа Самара также содержатся требования об отмене решения Самарского областного суда от 22 июня 2020 года и принятии нового решения об отказе в иске. В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на нарушение судом норм материального права, неверное определение фактических обстоятельств дела, а также отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом представлены возражения, в которых содержатся требования об оставлении решения без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, доводы, изложенные в возражениях на них, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным, обоснованным, неподлежащим отмене, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов городских округов относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 г. № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план городского округа Самара утвержден решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539 и включает, среди прочего, схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» с отображением красных линий застройки.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый Генеральный план принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуются.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Гиршин Я.Б. с 14.06.2005 г. является собственником нежилого сооружения с кадастровым номером <данные изъяты>: АЗС, состоящее из операторской АЗС 20,9 кв.м, трех резервуаров по 25 куб.м. технологического трубопровода, бензопровода 64,5 мп., гильзы Д-100 64,5 мп, ливневой канализации из асбестоцементных труб 3,0 мп, поглощающего ливневого колодеца ПЛК-1, дождеприемника ДП-1, электроснабжения, металлических кронштейнов для светильников 6 шт., арматуры уличного освещения с люминисцентными лампами 6 шт., кабелей: Б) марки ВВГ 3*4+1*2,5 напряжением 04, 46,5 м, В) марки ВВЕЭ 4*1 напряжением 0,4 120 м., общей площадью 216,6 кв.м.
Гиршин Я.Б. является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, категория – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под автомобильную заправочную станцию, площадью 660 кв.м., что подтверждается договором аренды от 22.12.2009 года.
Постановлением Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Гиршину Я.Б. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>1, так как согласно выписке из ЕГРН в границах земельного участка отсутствуют объекты недвижимости, согласно выписке из ИСОГД испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, согласно выписке из ЕГРН земельный участок имеет разрешенное использование «под автомобильную заправочную станцию» в то время как в качестве цели, для которой испрашивается земельный участок, в заявлении указано «размещение автозаправочных станций; размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов дорожного сервиса».
Как следует из ответа Департамента градостроительства городского округа Самара от 15.01.2020 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах красных линий (<адрес>).
Согласно сведениям ИСОГД от 28.02.2020г. земельный участок расположен в границах красных линий.
В письменных пояснениях Департамента градостроительства городского округа Самара от 25.02.2020 года земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>1 частично относится к территории общего пользования, поскольку расположен в границах красных линий <адрес> линии <адрес> № «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры».
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Генеральный план в оспариваемой части противоречит градостроительному законодательству, а также нарушает права административного истца поскольку препятствует в реализации его права на приобретение участка в собственность, поскольку на спорном земельном участке располагается сооружение (АЗС), принадлежащее Гиршину Я.Б. на праве собственности с 2005 года, а земельный участок был предоставлен для использования под АЗС. Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу, что Генеральный план в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Приведенные в апелляционных жалобах административного ответчика и заинтересованного лица доводы о соответствии схемы № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» градостроительному законодательству, действовавшему на дату ее включения в Генеральный план, подлежат отклонению в силу следующего.
Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ). Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.
Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ), подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 г. N 1963-0)
Красные линии отображаются на чертежах проекта планировки территории, проекта межевания территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункт 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления границ территорий общего пользования (часть 1 статьи 42 ГрК РФ), установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. № 181, которым красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. № 150 (далее - Инструкция по разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. № 18-30 «О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 «Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации» (далее - Инструкция РДС 30-201-98), которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могли обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25 февраля 2016 г. № 242-0, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Действующий с 9 июня 2017 г. порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (далее - Порядок), утвержденный приказом Минстроя России от 25 апреля 2017 г. № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).
Таким образом, поскольку статьей 23 ГрК РФ не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа, проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий, требования административного истца в части оспаривания утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. № 539 Генерального плана городского округа Самара заявлены обоснованно.
При этом тот факт, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева (Самары), утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 1 июня 1987 г. № 226, правового значения в рассматриваемом споре не имеет.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии со статьей 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
Пунктом 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Гиршин Я.Б. является собственником нежилого сооружения с кадастровым номером <данные изъяты>, который расположен на спорном земельном участке, административному истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, так как он находится в границах красных линий, следовательно, расположение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>1 в границах красных линий препятствует реализации Гиршиным Я.Б. исключительного права на выкуп данного земельного участка.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам ФИО2 апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
Решение Самарского областного суда от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев через Самарский областной суд.
Председательствующий
Судьи