Решение по делу № 2-828/2023 (2-4505/2022;) от 14.09.2022

Дело № 2-828/2023

24RS0032-01-2022-004341-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                                        02 мая 2023 года

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Лапицкой И.В.,

с участием представителя процессуального истца - помощника Красноярского природоохранного прокурора ФИО5,

представителей ответчика – ООО «Артель старателей «Ангара-Север» ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, адвоката ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУЗ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ООО «Артель старателей «Ангара-Север» о запрете деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Артель старателей «Ангара-Север» о запрете, в том числе с привлечением подрядных организаций, осуществлять деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добыче полезных ископаемых в рамках лицензии на право пользования недрами КРР 02782 БР до получения в установленном порядке согласования Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой, установлено, что ООО «АС «Ангара-Север» осуществляется деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добыче полезных ископаемых на территории <адрес>. Несмотря на то, что деятельность ООО «АС «Ангара-Север» по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добыче полезных ископаемых на руч. Юхтахта оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы, согласование органов Росрыболовства не получено, оценка негативного воздействия на водные биоресурсы, осуществляемая в процессе согласования хозяйственной деятельности, не дана, что подтверждается материалами проведенной проверки. Вместе с тем, водный объект - руч. Юхтахта является средой обитания водных биоресурсов, а их использование с нарушением природоохранного законодательства негативно влияет на их сохранение и воспроизводство, чем также нарушаются права Российской Федерации, поскольку в соответствии со статьей 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

Представитель процессуального истца помощник Красноярского природоохранного прокурора ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

    Представители ответчика ООО «Артель старателей «Ангара-Север» ФИО6, ФИО3 (полномочия подтверждены) возражали против удовлетворения исковых требования, пояснив, что согласно ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», действие законодательства о рыболовстве и сохранении биологических ресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, сухопутную территорию, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В соответствии с указанным законом, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства должны применяться меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. Исходя из указанных норм, согласованию подлежит деятельность, относящаяся к объектам капитального строительства. На участке недр, предоставленном ООО «Артель старателей Ангара-Север» объекты капитального строительства отсутствуют. Большая часть участка недр, предоставленного ООО «Артель старателей Ангара-Север» расположена вне водоохранной и рыбоохранной зон. Деятельность за пределами водоохранной и рыбоохранной зон не оказывает воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, а, следовательно, не подлежит лицензированию.

Лицензия КРР 02782 БР на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых предоставлена ООО «Артель старателей Ангара-Север» ДД.ММ.ГГГГ.

Технические проекты и иная проекта документация согласована комиссией ТКР Центрсибнедра.

Поэтому процессуальный истец необоснованно просит запретить любую деятельность по указанной лицензии, что противоречит полученным обществом согласованиям проектных решений в комиссии ТКР Центрсибнедра, с момента получения которых допускается ведение работ на участках.

Кроме того, прокурор вправе обратиться с иском о прекращении (запрете) соответствующей деятельности только в случае не устранения нарушения в установленный срок, а также, в случае если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, носят неустранимый характер.

Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласует компенсационные мероприятия, к началу выполнения которых общество обязано будет приступить в будущем (спустя несколько лет, под конец отработки месторождения).

В этой связи, сформулированные требования истца о запрете любой деятельности по лицензиям, в том числе непосредственных фактических действий по оформлению согласования с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству являются чрезмерными и незаконными.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО7 (полномочия подтверждены), в судебном заседании исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что деятельность ООО «Артель старателей «Ангара-Север» при разработке месторождения оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы <адрес> и руч. Юхтахта, и является иным видом деятельности, в результате которой оказывается негативное воздействие, в том числе и в результате планировки территории при подготовке полигона отработки. ООО «Артель старателей «Ангара-Север» ДД.ММ.ГГГГ направило в Управление заявку для согласования проекта «Разработка карьера по добыче россыпного золота на месторождении руч. Юхтахта (приток <адрес>). ДД.ММ.ГГГГ выдано заключение об отказе в согласовании . Повторно ООО «Артель старателей «Ангара-Север» за согласованием проектной документации не обращалось. Дальнейшее проведение работ в отсутствие согласования и принятия всех необходимых мер для предотвращения негативного воздействия на водные биологические ресурсы, определенных проектом, прошедшим согласование с Росрыболовством и отвечающим требованиям законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, повлечет за собой дальнейшее причинение вреда, а также гибель водных биоресурсов руч. Юхтахта.

    Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФБУЗ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» ФИО8 (полномочия подтверждены) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным виске.

    Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно положениям ст. 1 и 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Обязательность такой оценки является одним из принципов охраны окружающей среды.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (статья 32 Закона).

Частью 1 ст. 39 Федерального закона N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с абз. 1 ст. 22 Федерального закона «О животном мире» от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

Абзацем 2 названной статьи определено, что при размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Согласно ч. 2 данной статьи указанная в ч. 1 названной статьи деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила).

Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (пункт 1 Правил).

На основании п.п. «б» п. 3 Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

В п. 8 Правил указано, что Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации.

Несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания. (п.п. «б» п.12 Правил).

В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ Положения о Енисейском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденном Приказом Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ, согласование такое деятельности на территории <адрес> осуществляет указанное управление.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 380 утверждено положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (далее - Положение N 380).

Мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются, в том числе, оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания п.п. б п. 2 названного положения).

В соответствии с п. 5 Положения N 380 при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных п.п. «в» - «з» пункта 2 Положения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в июле 2022 года Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о недропользовании, об отходах производства и потребления, об охране водных объектов, водных биологических ресурсов ООО «Артель старателей «Ангара-Север».

Проверкой установлено, что ООО «Артель старателей «Ангара-Север» осуществляет недропользование на основании лицензии КРР 02782 БР от ДД.ММ.ГГГГ с целевым назначением: для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добычи полезных ископаемых.

Согласно проектной документации, промывка песков планируется на промприборах ПГШ-30 с организацией оборотного водоснабжения. Проектной документацией также предусматривается заложение одной нагорной канавы общей длиной 2140м. Нагорная канава проходит по правому борту долины руч. Юхтахта и сбрасывает аккумулированные воды в технологические отстойники. Руслоотводной канал руч. Юхтахта располагается на левом склоне долины. Всего планируется выполнение пяти технологических отстойников. Забор воды для первоначального заполнения отстойников и для восполнения потерь из системы планируется за счет водозабора из руслоотводного канала руч. Юхтахта.

Однако, согласно акту обследования акватории и водоохранной зоны водного объекта рабохозяйственного значения ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» планируемая деятельность ООО «Артель старателей «Ангара-Север» не соответствует фактически проводимым работам на лицензионном участке.

    Так, на горном участке ведутся добычные работы, промывка песков осуществляется на скруббер бутаре. На горном участке отсутствует нагорная канава по правому борту долины руч. Юхтахта, вследствие чего происходит дополнительный избыточный водоприток в систему оборотного водоснабжения. Излишки воды сбрасываются с илоотстойника через трубу диаметром 0,5 м. в руслоотводную канаву руч. Юхтахта, вследствие чего происходит загрязнение <адрес> (правосторонний приток <адрес>) взвешенными веществами. Русловодная канава заканчивается в нижней границе лицензионного участка, далее воды по рельефу попадают в русло ручья и далее в <адрес>. Промывочные работы на данном лицензионном участке ведутся на прямотоке.

    Проверкой установлено, что ответчиком в нарушение ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» данная деятельность осуществляется в отсутствие согласования Енисейского территориального управления Росрыболовства.

    Кроме того, в ходе проверки установлено, что ответчиком деятельность по разработке месторождения россыпного золота на территории <адрес> осуществляется без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Водный объект - руч. Юхтахта является средой обитания водных биоресурсов, а их использование с нарушением требований природоохранного законодательства негативно влияет на их сохранение и воспроизводство.

Таким образом, деятельность ООО «Артель старателей «Ангара-Север» по геологическому изучению, разведке и добыче полезных ископаемых оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы, согласование органов Росрыболовства не получено, оценка негативного воздействия на водные биоресурсы, осуществляемая в процессе согласования хозяйственной деятельности не дана.

Указанные нарушения природоохранного законодательства способствуют нарушению устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранению биологического разнообразия, что может повлечь невосполнимый ущерб окружающей среде.

В соответствии с положениями ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Из разъяснений, содержащихся в п.п. 24, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» следует, что если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Судом установлено, что ответчиком деятельность осуществляется в отсутствие согласования Енисейского территориального управления Росрыболовства, а также без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, и что не оспаривалось представителями ответчика в судебном заседании.

Таким образом, деятельность ответчика ставит под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан России, которые вправе рассчитывать на то, что экологическая система и природные ресурсы государства будут использоваться организациями в процессе их хозяйственной деятельности, не только по их усмотрению, но также и в соответствии с требованиями федеральных законов и природоохранного законодательства.

Оценивая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание доводы ответчика о направлении заявки для согласования хозяйственной деятельности и получения заключения Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований процессуального истца в виде запрета ООО «Артель старателей «Ангара-Север», в том числе с привлечением подрядных организаций, осуществлять деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добыче полезных ископаемых в рамках лицензии на право пользования недрами КРР 02782 БР до получения в установленном порядке согласования Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к ООО «Артель старателей «Ангара-Север» о запрете деятельности, удовлетворить.

         Запретить ООО «Артель старателей «Ангара-Север» ), в том числе с привлечением подрядных организаций, осуществлять деятельность по геологическому изучению, включающему поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке и добыче полезных ископаемых в рамках лицензии на право пользования недрами до получения в установленном порядке согласования Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                       И.В. Лапицкая

2-828/2023 (2-4505/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярская природоохранная прокуратура
Ответчики
ООО "Артель старателей Ангара-Север"
Другие
Енисейское ТУФА по рыболовству
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярск
Судья
Лапицкая Ирина Васильевна
Дело на сайте суда
lenins.krk.sudrf.ru
14.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2022Передача материалов судье
21.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.12.2022Предварительное судебное заседание
31.01.2023Предварительное судебное заседание
14.03.2023Предварительное судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее