Дело № 2-1731/2020
66RS 0043-01-2020-002325-26
Мотивированное решение суда
изготовлено 12 ноября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2020 года г. Новоуральск
Новоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Басановой И.А.,
при секретаре Фроловой Л.Н.,
с участием представителя истца Белозеровой Л.А. – адвоката Логинова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Белозеровой Л.А. к Государственному учреждению –Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную пенсию, включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Истец Белозерова Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Государственное учреждение Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области, в котором, ссылаясь на незаконность решения ответчика, просила признать незаконным решение УПФ № Х от Х 2020 года в части отказа во включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2003 «О страховых пенсиях» периода с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России; обязать ответчика включить вышеуказанный период в её специальный трудовой страж, подлежащий учету при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2003 «О страховых пенсиях» и с учетом данного периода признать за ней отложенное право на назначении пенсии с 22 декабря 2021 года (через 1 год 6 месяцев после возникновения права на назначение пенсии, исчисляемого с - 22 июня 2020 года), также истец просила взыскать с ответчика в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. 00 коп.
В обоснование иска указано, что истец Белозерова Л.А. 27 июля 2020 года обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах независимо от их возраста. Решением УПФР в г. Новоуральске № Х от Х 2020 года истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа 30 лет. Согласно данному решению её стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» составил 29 лет 11 месяцев 23 дня. С указанным решением истица частично не согласна, так как считает, что период работы с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России должен быть включен в специальный трудовой стаж. С учетом вышеуказанного спорного периода, продолжительность которого составляет 01 месяц 12 дней и специального стажа, который зачтен ответчиком (29 лет 11 месяцев 23 дня на дату 26 июля 2020 года), необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный медицинский стаж 30 лет на момент обращения за назначением пенсии 27 июля 2020 года у истца был выработан и наступил - 22 июня 2020 года.
В судебном заседании представитель истца Белозеровой Л.А. - адвокат Логинов А.Н., действующий на основании ордера № Х от Х 2020 года. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил суду, что в период с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года истец Белозерова Л.А. работала в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России и находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. В указанные период она не увольнялась из медицинского учреждения, на курсы повышения квалификации направлялась по распоряжению работодателя, её трудовой стаж не прерывался, производились отчисления в пенсионный фонд, соответственно данный период работы должен быть включен в её специальный трудовой стаж. Кроме того, нахождение на курсах повышения квалификации являлось необходимым условием подтверждения квалификационной категории, необходимой для осуществления медицинской деятельности. Данный порядок работы с обязательными регулярными курсами повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) регламентирован нормативными документами. С учетом спорного периода - с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года, продолжительность которого составляет 01 месяц 12 дней и специального стажа, который зачтен ответчиком (29 лет 11 месяцев 23 дня на дату 26 июля 2020 года), необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости специальный медицинский стаж 30 лет на момент обращения за назначением пенсии 27 июля 2020 года у истца был выработан и наступил - 22 июня 2020 года. Следовательно, в соответствии с положениями ч. 1.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложением 7 к данному закону и ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» отложенное право на назначении пенсии у истца Белозеровой Л.А. возникает 22 декабря 2021 года (через 1 год 6 месяцев после возникновения права на назначение пенсии, исчисляемого с 22 июня 2020 года). На основании изложенного представитель истца, просил суд признать незаконным решение УПФ № Х от Х 2020 года в части отказа истцу во включении в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2003 «О страховых пенсиях» периода с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 31» ФМБА России; обязать ответчика включить вышеуказанный период в специальный трудовой страж истца, подлежащий учету при назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2003 «О страховых пенсиях» и с учетом данного периода признать за истцом отложенное право на назначении пенсии с 22 декабря 2021 года (через 1 год 6 месяцев после возникновения права на назначение пенсии, исчисляемого с - 22 июня 2020 года), а также просил взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. 00 коп.
Истец Белозерова Л.А. надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явилась, доверила участие в деле своему представителю - адвокату Логинову А.Н., действующему на основании ордера, ходатайствовала о рассмотрении дела с участием указанного представителя в свое отсутствие.
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебного извещения, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном сайте суда (novouralsky.svd.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд, с учетом мнения представителя истца, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (ст. 7) и каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, и на охрану здоровья (ст. 37 ч. 3; ст. 41 ч. 1).
По смыслу названных положений государство обязано принимать все необходимые меры к тому, чтобы уменьшить негативные для здоровья работников последствия труда в условиях особой вредности, сложности, в том числе путем предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, к которым относится, в частности, и возможность уйти на пенсию по старости в более раннем возрасте и при меньшей продолжительности общего трудового стажа.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
На основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 2-4 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (действует с 01.01.2015) установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 по 31 декабря 2001 включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 по 31 октября 1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992.
Судом установлено, что 27 июля 2020 года истец Белозерова Л.А. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области с заявлением о назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от Х 2020 года № Х истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого медицинского стажа 30 лет, стаж работы истца на соответствующих видах работ, по мнению УПФР, составил 29 лет 11 месяцев 23 дня (л.д. 10-11).
Вышеуказанным решением ответчика истцу Белозеровой Л.А. было отказано в назначении пенсии, в специальный стаж истца ответчиком не был включен следующий период работы: с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России. Отказывая Белозеровой Л.А. зачесть в специальный страховой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, ответчик в решении ссылался на Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 17.12.2002 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, которые содержат исчерпывающий перечень периодов работы и иной деятельности для включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также на то, что в период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы, лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения Белозеровой Л.А. не осуществлялась.
С указанным выводом ответчика суд частично не может согласиться по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке Белозеровой Л.А. (л.д. 12-16), а также следует из уточняющей справки ФГБУЗ Х ФМБА России № Х от Х.2020 года (л.д. 28-29), что Белозерова Л.А. с 01.06.1990 года по 01.09.1996 года работала медсестрой участка в детской поликлинике Х, МУ «Х»; с 02.09.1996 года по 04.01.2002 года работала медсестрой участковой в III педиатрическом отделении детской поликлиники МУ «Х», МУ «Х» города Х; с 05.01.2002 года по 31.08.2002 года работала медсестрой по 7 разряду в МУ «Х» города Х; с 01.09.2002 года по настоящее время работает фельдшером станции скорой медицинской помощи в МУ «Х» города Х, МУ «Х» Х, ФГУЗ Х ФМБА России, ФБГУЗ Х ФМБА России. Периоды работы с 01.06.1990 года по настоящее время Белозерова Л.А. работала и работает на полную ставку в течение полного рабочего дня, за исключением отпусков без сохранения заработной платы и курсов повышения квалификации с отрывом от работы. В режиме неполной рабочей недели не работала. На курсах повышения квалификации с отрывом от работы обучалась с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года. На период курсов повышения квалификации за Белозеровой Л.А. сохранялось место работы и средняя заработная плата.
Кроме того, из справки ФГБУЗ Х ФМБА России № Х от Х.2020 года следует, что на курсах повышения квалификации с отрывом от работы обучалась с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года. На период курсов повышения квалификации с отрывом от производства за Белозеровой Л.А. сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления страховых пенсионных взносов (л.д. 30).
Как следует из трудовой книжки истец Белозерова Л.А. в оспариваемый период не увольнялась, при этом на период нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы и средняя заработная плата, что подтверждается вышеуказанными уточняющими справками ФГБУЗ Х России, а также исследованными в судебном заседании копиями из журнала учета повышения квалификации за 2010 года, копиями лицевых счетов и расчетных листов, свидетельством о прохождении повышения квалификации и сертификатом (л.д. 16-17, 31-32, 60-63), Судом установлено, что за указанный период работодатель производил отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частями 4, 5 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. При этом работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В свою очередь в соответствии с п. 3 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. № 66н утверждены Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, в соответствии с которыми повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
В соответствии с п. 3 данного Порядка совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем (п. 4 Порядка).
Согласно ст. 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Нахождение истца на курсах повышения квалификации в вышеуказанный период все в той же должности осуществлялось по направлению работодателя медицинского учреждения, является обязанностью работника, установленной трудовым законодательством, такое обучение непосредственно связано с трудовой деятельностью. При этом в указанные периоды за работником в соответствии с нормами трудового законодательства сохранялась заработная плата и, следовательно, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, следовательно, эти периоды следует расценивать как лечебную деятельность, дающую право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из изложенного следует, что период нахождения истца Белозеровой Л.А. на курсах повышения квалификации подлежал включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в качестве специального стажа, связанного с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
С учетом изложенного, период работы истца с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации, в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России подлежит включению в специальный трудовой стаж Белозеровой Л.А., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, а иск в данной части удовлетворению.
Также истцом Белозеровой Л.А. заявлено требование о признании за ней отложенное право на назначении пенсии с 22 декабря 2021 года (через 1 год 6 месяцев после возникновения права на назначение пенсии, исчисляемого с 22 июня 2020 года). Разрешая данное требование суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с Приложением № 7 к Закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию в 2019 году срок ее назначения - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права, при возникновении права на назначение пенсии в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.04.2019 № 854-О, для лиц, которым страховая пенсия по старости устанавливалась независимо от возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (пункты 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»), законодатель, не изменяя требований к продолжительности специального страхового стажа, предусмотрел, что пенсия им назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (с постепенным увеличением данного срока с 12 месяцев в 2019 году и на 12 месяцев ежегодно с достижением к 2023 году величины 60 месяцев), т.е. ввел период ожидания возможности реализовать уже возникшее исходя из продолжительности соответствующих видов деятельности право на пенсию по старости.
Из приведенного толкования следует, что «возникновение права на пенсию» в формулировке Приложения № 7 к Закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» означает выработку необходимого для назначения пенсии специального стажа.
Учитывая обязательную силу решения суда (ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), содержащаяся в требовании истца формулировка о признании за истцом отложенное право на назначении пенсии с 22 декабря 2021 года (через 1 год 6 месяцев после возникновения права на назначение пенсии, исчисляемого с 22 июня 2020 года), некорректна, в таком виде заявленное истцом требование не может быть удовлетворено.
Приходя к такому выводу, суд учитывает тот факт, что для реализации права на досрочное назначение пенсии необходим не только 30-летний медицинский стаж, но и истечение периода ожидания реализации права на досрочную пенсию (ч. 1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложение № 7 к этому Закону, ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ), а также подача заявления о назначении пенсии (ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Совокупности этих фактов на 22 июня 2020 года не было, так как на эту дату не истек период ожидания реализации права на назначении пенсии (что не оспаривалось сторонами).
Из иска следует, что спор сторон также заключается в том, на какой момент истцом выработан 30-летний медицинский стаж (применительно к нормам Приложения № 7 к Закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»): истец в своем исковом заявлении настаивала на том, что такой стаж выработан на 22 июня 2020 года, период ожидания реализации права составит 1 год 6 месяцев.
Суд соглашается с доводами истца и её представителя о том, что у истца на 22 июня 2020 года выработан 30-летний медицинский стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости, так как Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области на 27 июля 2020 года зачло истцу в специальный стаж 29 лет 11 мес. 23 дня, с учетом оспариваемого истцом периода и подлежащего к включению в стаж 00 лет 01 мес. 12 дней, соответственно, 30 лет медицинского стажа были выработаны истцом 22 июня 2020 года.
При этом, ссылка ответчика на то, что на 27 июля 2020 года у истца не было права на назначение пенсии, заслуживает внимания, но не в связи с тем, что на эту дату у истца не было 30-летнего медицинского стажа, а только из-за того, что на эту дату не истек период - 1 год 6 месяцев ожидания возможности реализации права (ч. 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приложение № 7 к Закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 3 ст. 10 Закона № 350-ФЗ).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом Белозеровой Л.А. к 22 июня 2020 года выработан 30-летний медицинский стаж работы, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца не возникло (в том числе на день вынесения судом настоящего решения), а назначение пенсии "на будущее" законодательством не предусмотрено. Суд считает, что в такой формулировке спор сторон будет разрешен, при этом не предрешается вопрос о возникновении у истца права на назначение пенсии, учитывая, что такого права у истца не было ни на 22 июня 2020 года (на эту дату истцом был выработан лишь необходимый стаж), ни на 27 июля 2020 года (дату подачи истцом в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области заявления о назначении пенсии), ни на 07 августа 2020 года (дату принятия Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области решения).
С учетом изложенного, исковые требования Белозеровой Л.А. подлежат удовлетворению частично.
На основании ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Судом установлено, что истцом Белозеровой Л.А. в связи с рассмотрением данного гражданского дела понесены судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. (л.д. 5), а также расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в сумме 3000 руб. 00 коп. (л.д. 18), расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб. 00 коп. (л.д. 67), что подтверждается представленными квитанциями.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов. При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. 2, 35 ГПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При определении размера подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, учитывая объем оказанной представителем помощи, время, затраченное им на подготовку необходимых документов, продолжительность рассмотрения и сложность дела, время, затраченное представителем на участие в одном судебном заседании суда первой инстанции, характер и сложность спора, объем защищаемого права и выполненной представителем работы, руководствуясь принципом разумности, суд приходит к выводу о необходимости уменьшения суммы расходов на оплату услуг представителя до 2500 руб. 00 коп., для установления баланса между правами лиц, участвующих в деле, что соответствует обстоятельствам дела и требованиям ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Иск Белозеровой Л.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области о признании права на досрочную пенсию, включении периодов работы в специальный трудовой стаж – удовлетворить частично.
Отменить решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области № Х от Х 2020 года в части отказа Белозеровой Л.А. включить в специальный трудовой стаж следующих периодов работы: с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года – нахождение на курсах повышения квалификации в должности фельдшера станции скорой медицинской помощи ФБГУЗ «Х» ФМБА России.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области включить в специальный трудовой стаж работы Белозеровой Л.А., дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости, указанный период – с 01.09.2010 года по 12.10.2010 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Свердловской области в пользу Белозеровой Л.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., расходы по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 3000 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя в размере 2500 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда, через суд, вынесшей решение, в течение одного месяца, со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий И.А. Басанова
СОГЛАСОВАНО
Судья Басанова И.А.