Дело № 2а-357/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2018 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Никина А.В., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ввиду непринятии мер по организации освещения в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области,
установил:
прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ввиду непринятия мер по организации освещения в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области; обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области организовать освещение в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и опубликовать решение в информационном бюллетене "Вести Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области". Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мокшанского района Пензенской области 25.06.2018 проведена проверка соблюдения жилищного и градостроительного законодательства на территории Мокшанского района Пензенской области. Проверкой установлено, что в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ГОСТа Р 50597-93 "Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", на территории Плесского сельсовета Мокшанского района до настоящего времени отсутствует должное освещение в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Надлежащее освещение улиц обеспечивает нормальную жизнедеятельность населения. Отсутствие же уличного освещения может способствовать росту травматизма, а также росту преступности в поселении в темное время суток. Указанные выше нарушения закона в области организации уличного освещения создают благоприятные условия для роста преступлений против личности и собственности граждан, а также, в связи с наступлением периода оттепелей, обильных осадков в виде дождя и мокрого снега, гололедицы, могут повлечь увеличение несчастных случаев, травматизма населения. Данное бездействие муниципального образования Плесского сельсовета в лице администрации Плесского сельсовета влечет за собой нарушение конституционного права граждан на охрану жизни и здоровья, а также на благоприятные и безопасные условия проживания.
При подаче административного искового заявления прокурор Мокшанского района ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии с п. 2 ст. 291 КАС РФ.
В ходе подготовки административный ответчик просил рассмотреть дело без его участия, не возражал против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Положения, зафиксированные в ст. 2, 18 Конституции РФ, означают приоритет прав и свобод человека и гражданина в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.
На основании ч. 2 ст. 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1005 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствие со ст. 21 названого Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Из пункта 5 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Согласно п. 6 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления относится в том числе - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и в соответствии с п. 1 ст. 34 данного Федерального закона, данная деятельность осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно разделу 4 "Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (действующего до 01 сентября 2018 года), освещение является техническим средством организации дорожного движения и оборудования дорог и улиц; в соответствии с п. п. 4.6.1-4.6.5 названного ГОСТа, включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк; переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк; доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%, при этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим; допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч; отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Таким образом, организация освещения улиц в соответствии с требованиями приведенного ГОСТа является обязанностью органа местного самоуправления соответствующего поселения и должно осуществляться за счет средств бюджета этого муниципального образования.
Судом установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области отсутствует должное уличное освещение.
Доказательств, опровергающих требования прокурора, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что бездействием администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, ввиду непринятия мер по организации освещения в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, по которым осуществляется движение транспорта и пешеходов, в связи с исполнением законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 13 ст. 226 КАС РФ суд может признать необходимым опубликование решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 292 КАС РФ, суд
решил:
заявление прокурора Мокшанского района Пензенской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ввиду непринятии мер по организации освещения в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, ввиду непринятия мер по организации освещения в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.
Обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области организовать в соответствии с ГОСТом Р 50597-93 освещение в с. Плесс от домовладения по ул. Совхозная №9 до домовладения по ул. Садовая №9 Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в срок до 18 августа 2018 года.
Обязать администрацию Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области опубликовать решение в информационном бюллетене "Вести Плесского сельсовета Мокшанского района Пензенской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
и