2-2402/2023 24RS0002-01-2023-002032-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2023 года г.Ачинск
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Королевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Петроченко А.В.,
с участием представителя истца - ст. помощника Ачинского городского прокурора Картышовой Е.А.,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» - Черных Л.К., действующей на основании приказа,
представителя ответчика Управления образования администрации г.Ачинска – Барышникова К.В., действующего на основании доверенности от 01.06.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с последующим уточнением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» (далее МБДОУ «Детский сад № 3»), Управлению образования администрации г. Ачинска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, обеспечении финансирования расходов на безопасные условия обучения, мотивируя свои требования тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, об антитеррористической защищенности объектов, противодействии терроризму в деятельности МБДОУ «Детский сад №». В ходе проверки было установлено, что в МБДОУ «Детский сад №» в здании по адресу: <адрес>, микрорайон Авиатор <адрес> отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; также здание не оборудовано системой видеонаблюдения. Кроме того, здание не обеспечено физической охраной различных ведомств. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления образования внесено представление об устранении указанных нарушений, однако требование прокурора своевременно не исполнено ввиду отсутствия необходимого финансирования на указанные цели. В связи с изложенным прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад №» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 путем оборудования здания по адресу: <адрес>, м-он Авиатор, <адрес> системами видеонаблюдения и голосового оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте; обеспечить физическую охрану сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Кроме того, прокурор просит обязать Управление образования администрации <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу профинансировать обеспечение безопасных условий обучения в МБДОУ «Детский сад № 3» в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (л.д. 3-7).
В судебном заседании представитель истца – ст. помощник Ачинского городского прокурора Картышова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 3» Черных Л.К., действующая на основании приказа от 24.05.2023 № 225-к (л.д.54), против удовлетворения иска не возражала, подтвердив, что выявленные проверкой нарушения требований к антитеррористической защищенности образовательного учреждения до настоящего времени не устранены. Просила предоставить срок для устранения недостатков - 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В представленном отзыве также указала, что потребность для устранения нарушений составляет 1415161,81 руб. и оплата ЧОП примерно составляет 1425600,00 руб. за год: система автоматического контроля доступом - 300000,00 руб.; система охранной сигнализации - 430000,00 руб.; система видеонаблюдения - 450000,00 руб.; система речевого оповещения - 150000,00 руб.; услуги ЧОП - 330,00 рублей за час; приобретение ручного металлоискателя - 11000,00 руб.; оборудование помещения для охраны - 74161,81 руб. Администрация МБДОУ «Д/с №3» предприняла следующие меры для выделения дополнительных денежных средств: в УО администрации г. Ачинска направлено служебное письмо от 14.02.2023 года № 48 о выделении дополнительных денежных средств; при формировании бюджета на 2023 год учредителю предоставлены счета на установку систем: автоматического контроля доступом, охранной сигнализации, видеонаблюдения, речевого оповещения. Представлен реестр мероприятий антитеррористической защищённости объектов. Учитывая, что все образовательные организации работают в рамках лимитов бюджетных обязательств в 2023 году исполнить работу по антитеррористическому оснащению, не представляется возможным. Так как средства для оснащения антитеррористической защищённости в бюджет 2023 года не заложены. На момент рассмотрения указанного представления бюджет на 2024 год и плановый период 2025- 2026 год формируется. Соответственно затраты на устранение нарушений будут внесены в дополнительную потребность на финансирование на 2024 год и плановый период 2025- 2026 годы. Следовательно, исполнить требования истца в рамках исполнения в течении 3 месяцев не представляется возможным, что заведомо влечет применение штрафных санкций и иных мер, предусмотренных действующим законодательством.
Представитель ответчика Управления образования администрации <адрес> Барышников К.В., действующий на основании доверенности от 01.06.2023г., по исковым требованиям прокурора возражал частично, считал указанный истцом срок исполнения Управлением образования администрации г.Ачинска спорной обязанности в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу необоснованным, так как в настоящее время возможность дополнительного выделения денежных средств для дошкольных учреждений отсутствует. Просил увеличить срок исполнения решения суда до 15 месяцев.
Представитель третьего лица администрации г.Ачинска, уведомленный о дате и времени слушания дела судебным извещением, в зал суда не явился, заявлений и возражений не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.38 Конституции Российской Федерации дети находятся под защитой государства.
В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Федеральным законом от 06.03.2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст.2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О противодействии терроризму" противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (ст. 5.2. ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии со ст. 5 ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
Подпунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 определено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 25 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Как следует из материалов дела, МБДОУ «Детский сад №3» является юридическим лицом, зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на основании Устава.
В соответствии с п. 1.1, 1.7, 1.8 Устава МБДОУ «Детский сад №» является дошкольной образовательной организации с местом нахождения: <адрес>, микрорайон Авиатор, строение 13. Учредителем образовательной организацией является муниципальное образование <адрес>, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя – управление образования администрации <адрес>.
В отношении МБДОУ «Детский сад №» ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасных условий обучения, антитеррористической защищенности объектов, о противодействии экстремизму и терроризму, в ходе которой было установлено, что в МБДОУ «Детский сад №» в зданиях детского сада по адресу: <адрес>, микрорайон Авиатор, 13 отсутствует система видеонаблюдения и оповещения, управления эвакуацией либо автономными системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте о потенциальной угрозе возникновения, а также физическая охрана (л.д.8).
По результатам проверки Ачинским городским прокурором на имя Управления образования администрации г.Ачинска 31.10.2022 было внесено представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности, привлечении виновных лиц к административной ответственности (л.д. 11-15).
Спорные нарушения не были устранены, потребность в денежных средствах на выполнение требований к антитеррористической защищенности внесена в реестр мероприятий на 2023 г. и плановый период 2024-2025 г.г.
МБДОУ «Детский сад № 3» утвержден и действует паспорт безопасности, согласно которому учреждение относится к 3 категории опасности.
Согласно ст. 9 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными требования Ачинского городского прокурора о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад № 3» обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 путем оборудования здания по адресу г. Ачинск, микрорайон Авиатор, строение 13 системами видеонаблюдения, голосового (речевого) оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; путем оборудования здания по адресу г. Ачинск, микрорайон Авиатор, строение 13 системой видеонаблюдения; путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Кроме того, суд принимает во внимание, что "Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации" (утверждена Президентом Российской Федерации 05.10.2009) предусмотрено, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Согласно пункту 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
На основании пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 1.13, 2.2.3, 3.1, 3.3 Положения об управлении образования администрации города Ачинска, утвержденного Решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 31 мая 2016 г. № 11-56р Управление осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций в соответствии с правовыми актами города, в том числе формирование и утверждение муниципальных заданий для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска; определение объема субсидий и субвенций на выполнение муниципального задания для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска, бюджетных инвестиций для муниципальных образовательных и прочих подведомственных организаций города Ачинска. При этом Управление осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления города Ачинска в установленном законодательством порядке в соответствии с федеральными законами и законами Красноярского края (л.д.62-71).
Целью деятельности Управления, в том числе, является обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств (в том числе субсидий) образовательными организациями города Ачинска, в отношении которых Управление выступает главным распорядителем денежных средств (субсидий) для выполнения муниципальных заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности образовательных организаций города Ачинска.
Следовательно, с учетом недостаточности у МБДОУ «Детский сад №3» лимитов бюджетных средств для исполнения указанных прокурором требований закона, необходимость для органа местного самоуправления и главного распорядителя бюджетных средств в будущем предусмотреть в местном бюджете и выделить необходимые денежные средства с учетом требований федеральных законов и изданных в их исполнение нормативных правовых актов на обеспечение безопасности образовательного учреждения, учредителем которого является Управление образования администрации г. Ачинска, а собственником имущества - муниципальное образование г. Ачинск, согласуется с положениями ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Доводы представителей ответчиков о том, что в бюджете города на 2023 год денежные средства на указанные цели не предусмотрены, не могут быть приняты во внимание, поскольку прокуратурой защищаются права и интересы малолетних детей и сотрудников во время пребывания в образовательном учреждении, формирование бюджета с учетом расходов на эти цели является обязанностью уполномоченного подразделения органа местного самоуправления со дня принятия Постановления Правительством РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
Таким образом, поскольку МБДОУ «Детский сад №3» до настоящего времени не оборудовано необходимыми системами видеонаблюдения и речевого оповещения, суд считает необходимым удовлетворить требования Ачинского городского прокурора, обязать МБДОУ «Детский сад №3» устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, оборудовать здание учреждения системами видеонаблюдения и голосового (речевого) оповещения и управления эвакуацией, либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечить здание физической охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать Управление образования администрации <адрес> выделить финансирование МБДОУ «Детский сад №» на обеспечение выполнение требований антитеррористической защищенности объекта образования.
При этом, предложенный истцом срок, в течение которого необходимо исполнить данную обязанность МБДОУ «Детский сад №» в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, Управлению образования администрации <адрес> в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд не находит разумным и считает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ предоставить ответчикам сроки исполнения решения суда в 12 и 6 месяцев соответственно.
Ответчики в силу ст. 333.36п. 1 п.п. 19 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности в здании образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон Авиатор, строение 13, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 путем оборудования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» системами видеонаблюдения, голосового (речевого) оповещения, управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; путем оснащения объекта стационарными или ручными металлоискателями, а так же путем обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Возложить обязанность на Управление образования администрации г. Ачинска в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать расходы по обеспечению безопасных условий обучения в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации».
Освободить МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 3 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» Управление образования администрации г. Ачинска, Красноярского края от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Председательствующий Е.В. Королева
Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2023 года.