Гражданское дело № 2-131/2023 65RS0013-01-2021-000525-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 года пгт. Смирных
Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Родивилиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Шалом Н.А.,
с участием представителя истца ФИО3, действующей по доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданское дела по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии,
у с т а н о в и л:
Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании субсидии, полученной на поддержку и развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства (далее – КФХ), указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение №г-2016 о предоставлении такой субсидии, а также дополнительное соглашение к нему, согласно которому ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 6 231 000 рублей, из них 3 731 000 рублей за счет средств федерального бюджета, 2 500 000 рублей за счет средств областного бюджета. Согласно условиям соглашения (п.п. «г» п. 2.2) получатель субсидии принял обязательство осуществлять деятельность не менее 5-ти лет после получения гранта. В ходе проведённой выездной проверки установлено, что ФИО1 осуществлял свою деятельность менее 5-ти лет, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием соответствующего решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением условий предоставления субсидии. В досудебном порядке грант не возращен. Министерство сельского хозяйства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения к Министерству торговли и продовольствия <адрес>, которое с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации органов исполнительной власти <адрес>». Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> просит взыскать с ФИО1 субсидию в размере 6 231 000 рублей.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне истца - Контрольно-счетная палата <адрес>, Минфин России в лице УФК по <адрес>, на стороне ответчика - ФИО7, ФИО6
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям с учетом дополнительных письменных пояснений.
Третье лицо на стороне ответчика ФИО6 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что фактически ответчик свою деятельность в качестве участника крестьянско-фермерского хозяйства не прекратил, продолжая работать вместе с ней и отцом ФИО7 На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ произошло слияние ее КФХ и КФХ ответчика, и вновь созданное КФХ до настоящего времени продолжает свою деятельность, и в нем продолжает трудиться ответчик. Взыскание с ответчика в принудительному порядке спорных денежных средств приведет фактически к прекращению деятельностью этого вновь созданного КФХ. Свою деятельность ответчик прекратил только юридически. Все полученные в рамках соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ спорные денежные средства использованы по их целевому назначению – на развитие сельского хозяйства <адрес>.
Ответчик ФИО1, третье лицо на стороне ответчика ФИО7 в судебное не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки не сообщали.
Представители третьих лиц на стороне истца – Контрольно-счетной платы <адрес>, Минфина России в лице УФК по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие остальных не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав пояснения явившихся участников судебного процесса, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.
В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 28.02.2012 № 165 утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм (утратили силу с 01.01.2017 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556).
В соответствии с федеральной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в Сахалинской области утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427, в рамках которой утверждена подпрограмма № 2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», а также Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования», утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427, на основании Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования», утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110, по результатам конкурсного отбора глав крестьянских фермерских хозяйств распоряжением Министерства сельского хозяйства <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как главе КФХ, был предоставлен грант в виде субсидии из федерального и областного бюджета в общей сумме 6 231 000 рублей для реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и ФИО1 заключено соглашение №г-2016, согласно которому субсидия предоставлена на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства.
Обязательные условия использования гранта определены пунктом 2.2 соглашения, в соответствии с подпунктом «д» которого ФИО1 обязался осуществлять деятельность в течение 5 лет после его получения.
Субсидия перечислена ФИО1 двумя платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 3 731 000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму 2 500 000 рублей.
ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> принято решение о регистрации прекращении КФХ ФИО1, основанием для этого послужило заявление членов КФХ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении гранта не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам предоставляются – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Анализ условий соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ позволяет сделать вывод о том, что оно содержит условия о предоставлении гранта, его размере, цели и порядке использования. Тем самым существенные условия, в том числе условие о предмете, сторонами согласованы.
Соглашение оформлено путем составления одного документа, от имени сторон подписано уполномоченными лицами, чем соблюдены пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, соглашение соответствует требованиям гражданского и бюджетного законодательства о его предмете, форме, цене и поэтому его необходимо признать законным и заключенным. О его недействительности стороны в судебном порядке не заявляли.
Из указанного соглашения в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 да № 165 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм (утратили силу с 01.01.2017 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556).
Данными Правилами предусмотрено, что размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств фермера и его плана расходов, и в случае использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Пунктом 4 указанных выше Правил определены следующие условия предоставления субсидии:
а) наличие утвержденных государственных и (или) ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия и отобранных с учетом требований Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - программы субъектов Российской Федерации) и расходных обязательств по финансовому обеспечению программ субъектов Российской Федерации;
б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета субъекта Российской Федерации средств на развитие семейных животноводческих ферм и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней;
в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выписок из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и (или) решений органов местного самоуправления о местных бюджетах, подтверждающих наличие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил уровня софинансирования.
Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес> заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-с.
В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Закона Сахалинской области от 15.07.2011 № 81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области», во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 № 728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области» в Сахалинской области принята и действует государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427 (далее - Программа). В составе программы № 427 содержится Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации мероприятий государственной программы, Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110 утверждены порядки предоставления субсидии на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, в том числе и Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования (далее Порядок, утратил силу с 17.02.2017 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 16.02.2017 № 60, и действовал на момент предоставления субсидии и заключения соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ).
Порядком определены категории получателей, цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования (далее - субсидия), в том числе за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на исполнение вышеуказанных расходных обязательств.
Пунктом 3 Правил определено, что целью предоставления субсидии (гранта в виде субсидии) является финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возникающих в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427 (далее - Государственная программа), в том числе в отношении основного мероприятия «Обеспечение занятости населения сельской местности»: приобретение гражданами по договорам лизинга техники, используемой в сельскохозяйственном производстве (подп.3.2.2); приобретение гражданами по договорам лизинга крупного рогатого скота молочных и мясных пород (подп. 3.2.3).
Также Порядком определено, что субсидия в виде грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство предоставляется по результатам конкурсного отбора (пункт 4), что гранты, единовременная помощь, субсидия предоставляются Министерством на основании заключенных соглашений о реализации Государственной программы (далее - Соглашение), и могут быть выделены главе КФХ только один раз (подпункты 6 и 8).
Перечисление средств в сумме гранта или единовременной помощи на расчетные счета глав КФХ осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения Соглашений победителями конкурсного отбора, но не позднее 30 дней с даты подписания протокола комиссии (пункт 9).
В течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии Министерство в установленном порядке осуществляет перечисление средств на расчетные счета получателей субсидии (пункт 13).
Эффективность использования грантов оценивается Министерством ежегодно в течение 5 лет с даты получения гранта на основании мониторинга деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных или развивающих семейные животноводческие фермы с участием грантов, а также деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развивающих материально-техническую базу за счет гранта. Граждане - получатели субсидии по направлениям, предусмотренным подпунктами 3.2.2, 3.2.3 настоящего Порядка, обязаны в течение 5 лет, начиная с года предоставления субсидии, осуществлять деятельность в сельскохозяйственной отрасли, не производить продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другими лицами имущества, приобретенного за счет предоставленных субсидий (пункт 15).
В случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидии, нецелевого или несвоевременного использования полученного гранта или единовременной помощи, а также недостоверности представленных документов, средства, составляющие сумму субсидии, гранта и единовременной помощи, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных в Соглашении, остатки средств субсидии, не использованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату в текущем финансовом году. Требование о возврате средств субсидии направляется получателю субсидии Министерством в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения. Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней с даты получения письменного требования Министерства перечисляет субсидию в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам. В случае отказа от добровольного исполнения требований Министерства суммы субсидий, подлежащие возврату, взыскиваются в судебном порядке (пункт 17).
Кроме того, согласно абзацу 17 подпункта 3.1 Приложения № 2 к данному порядку определено, что одним из условий участия в конкурсном отборе является предоставление в комиссию для получения государственной поддержки в виде гранта обязательство КФХ осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы (письменное обязательство по осуществлению деятельности не менее пяти лет).
В соответствии с протоколом заседания комиссии <адрес> по вопросам агропромышленного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ ИП КФХ ФИО1 признан победителем конкурсного отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.
Распоряжением Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования» предоставлены гранты в виде субсидии за счет средств как областного бюджета, так и федерального бюджета, в том числе и КФХ ФИО1 на общую сумму 6 231 000 рублей.
Из соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее Соглашение) следует, что оно заключено между Министерством сельского хозяйства <адрес> и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Предметом соглашения является предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при реализации мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в виде гранта на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства на реализацию бизнес-плана «развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства» в сумме 6 321 000 рублей, из которых за счет средств федерального бюджета 3 731 000 рублей, за счет областного бюджета 2 500 000 рублей (пункт 1.1 Соглашения). По условиям данного соглашения ответчик обязался (пункт 2.2 Соглашения):
а) обеспечить реализацию предоставленного бизнес-плана;
б) использовать средства в соответствии с целями, условиями и порядком их предоставления;
в) оплачивать за счет внебюджетных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений и представлять Главному распорядителю документы на оплату. Не осуществлять приобретение за счет полученных субсидий иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных субсидий иных операций, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий.
г) использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в плане расходов, и использовать имущество, закупленное за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность животноводческой фермы;
д) осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта;
е) создать не менее 3 постоянных рабочих мест;
ж) вернуть средства гранта, неиспользованные в течение 24 месяцев со дня их поступления на счет;
з) предоставлять отчетные документы не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и до 15-го января очередного финансового года, следующего за отчетным в течение всего срока реализации бизнес-плана по формам согласно приложению № к настоящему Соглашению. Ежегодно до 01 марта очередного финансового года, следующего за отчетным, отчеты по формам 1-КФХ, 2-КФХ, 10-КФХ;
и) информировать Главного распорядителя об изменении места регистрации и места осуществления деятельности;
к) обеспечить возможность Главному распорядителю проводить проверку степени реализации бизнес-плана и целевого использования средств гранта с момента его поступления на счет Получателя;
л) в случае изменения платежных реквизитов незамедлительно уведомлять Главного распорядителя путем направления соответствующего письменного извещения, подписанного уполномоченным лицом;
м) в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение хозяйственной деятельности отчетный период, невыполнение показателей, предусмотренных бизнес-планом, в течение месяца со дня получения требования Главного распорядителя возвратить на счет Главного распорядителя сумму полученных средств.
Кроме того, данным Соглашением предусмотрено, что в случае выявления фактов невыполнения обязательств, истец составляет «Акт о невыполнении требований Порядка предоставления субсидии на поддержку развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», и при не устранении выявленных фактов по требованию истца ответчик обязан в течение месяца со дня его получения возвратить средства в полом объеме, и в случае невозврата гранта в добровольном порядке их взыскание осуществляется в судебном порядке (пункт 3.1 Соглашения).
Пунктом 5.1 Соглашения определено, что оно вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения сторонами надлежащим образом своих обязательств, но не менее 5 лет.
Из плана расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося приложением № к указанному выше Соглашению следует, что к мероприятиям, на которые выделена спорная субсидия, отнесены – приобретение сельскохозяйственных животных, строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы (материалы), приобретение техники, кадастровые работы, комплектация семейной животноводческой фермы оборудованием, а также его монтаж. Срок исполнения определен до декабря 2017 года. Впоследствии дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ план изменен, из него исключены сроки исполнения мероприятий, сами мероприятия не изменены.
Согласно платежным поручениям № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ на расчётный счет ответчика перечислена субсидия на развитие семейной животноводческой фермы в силу соглашения 05/4Г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 6 231 000 рублей.
Из приведенного следует, что обязательство по использованию предоставленной в рамках указанной программы субсидии подразумевает исполнение всех заявленных условий, предъявленных к лицу, её использующую, так и в части срока, в течение которого необходимо осуществлять деятельность, на поддержание которой она была предоставлена.
Задачей гранта является именно поддержка субъекта предпринимательства – главы КФХ и его деятельности, имеет безвозмездный характер, в связи с чем, нарушение условий влечёт к не достижению тех целей, для которых он выделялся, и, как следствие, его нецелевое использование, что влечет обязанность по его возврату.
На основании распоряжения Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.37-250-р проведена плановая выездная проверка крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам данной проверки, следует, что она проведена за период с 2016 по 2021 годы, и что подтвержденная в ходе проверки сумма расходов соответствует плановой. Кроме того, в ходе проведенной проверки, а также выписки из ЕГРИП установлено, что ФИО1 прекратил деятельность в качестве крестьянского фермерского хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением подп. 2.2 п. 2 Соглашения об осуществлении деятельности не менее 5 лет после получения гранта, в связи с чем, в акте указано о том, что сумма гранта в полном объеме – 6 231 000 рублей подлежит возврату в бюджет <адрес>. Данный акт направлен ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получен последним согласно почтовому уведомлению ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ответчику истцом также ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о возврате средств гранта в размере 6 231 000 рублей, полученного на основании Соглашения в течение 10 рабочих дней с даты получения письма. Уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.
Денежные средства гранта ответчиком не возвращены, что вынудило истца истребовать их в судебном порядке.
Согласно выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1 л.д.69-74). Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на основании представленных для регистрации документов ДД.ММ.ГГГГ: заявления о прекращении КФХ по решению членов КФХ, документа об оплате государственной пошлины.
Требование о безвозвратности субсидии (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Судом по правилам статьи 67 ГПК РФ приняты меры к подробному исследованию доводов и доказательств, представленных истцом, ответчиком и третьими лицами по делу. Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в них отсутствуют доказательства нарушения ответчиком условий предоставления субсидии.
Так, из акта плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, и подтверждается материалами дела выполнение ответчиком условий Соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления реализации представленного бизнес-плана; использования средств, в соответствии с целями и порядком их предоставления; оплаты за счет внебюджетных средств не менее 40% стоимости каждого наименований приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений и предоставления Главному распорядителю документов на оплату; использования гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в плане расходов, и использования имущества, закупленного за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность животноводческой фермы (подпункты а, б, в, г пункта 2.2 Соглашения).
В целях реализации планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение № к Соглашению №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) и в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ АО «Совхоз Южно-Сахалинский» на приобретение животных молочного направления (телки, нетели, бычки) на сумму 3 460 000 рублей и договором от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Совхоз Южно-Сахалинский» на приобретение животных молочного направления (телки, нетели, бычки) в количестве 23 головы на сумму 1 040 000 рублей, ответчиком приобретены сельскохозяйственные животные (п. 1 Плана – приобретение сельскохозяйственных животных).
Во исполнение пункта 2 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение № к Соглашению №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы (материалы)», ответчик осуществил бурение водяной скважины (договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранд-Сервис» на оказание услуг по бурению водяной скважины; квитанция ПКО № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей); приобрел пиломатериал, доску обрезную, брус, песок карьерный и щебень (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на пиломатериал и транспортные расходы; товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 332 500 рублей; договор купли-продажи строительного материала № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 (доска обрезная, брус); товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 552 500 рублей; товарная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция к ПКО 69 от ДД.ММ.ГГГГ (песок карьерный, щебень); приобрел генератор дизельный и мотобур (корешок чека от ДД.ММ.ГГГГ № (генератор дизельный, мотобур); арендовал строительную спецтехнику (договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на аренду спецтехники (бульдозер); акт приема-передачи бульдозера от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.2016; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 156 000 рублей; договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на аренду спецтехники (экскаватор); квитанция ПКО № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 88 000 рублей).
Во исполнение пункта 3 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение № к Соглашению №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Техника», ответчик приобрел трактор, пресс-подборщик, грабли роторные навесные, косилку ротационную, разбрасыватель удобрений, пресс-подборщик рулонный ПР-145С, грабли-ворошилку роторные ГВР-Р (товарная накладная Н92 от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 450 000 руб.; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ (трактор, пресс-подборщик, грабли роторные навесные; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-агро» на поставку косилки ротационной; товарная накладная Н5 от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение 3 15 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 390 000 рублей; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-трейдинг» на поставку разбрасывателя удобрений; акт приема-передачи техники № от ДД.ММ.ГГГГ; товарная накладная Н578 от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 200 000 рублей; договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Сахалинагропромснаб» на поставку пресс-подборщика рулонного ПР-145С, граблей-ворошилки роторных ГВР-6Р; акты приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 802 500 рублей).
Также ответчиком выполнены кадастровые работы – пункт 4 плана расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение № к Соглашению №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 630 000 рублей; акт сдачи-приемки работ по договору подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровые работы).
Во исполнение пункта 5 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение № к Соглашению №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Комплектация семейной животноводческой фермы оборудованием, а также его монтаж», ответчик приобрел доильную установку «Модель С» и турбодефлектор ТД (корешок чека № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 48 000 рублей (оплата доильной установки «Модель С»); договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЛЕССНАБСБЫТ» на приобретение турбодефлектора; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ; товарная накладная Н№»» от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ).
Подпунктом «д» пункта 2.2. Соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность получателя субсидии осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, однако не указана обязанность ответчика осуществлять деятельность именно в статусе главы КФХ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе представленными третьим лицом ФИО6 документами, что прекращение ответчиком статуса главы КФХ и утрата им статуса индивидуального предпринимателя, не повлекли прекращения деятельности семейной животноводческой фермы, о чем свидетельствуют договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и акты приемки продукции, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, не утратившего свое действие.
Также из материалов дела следует, что вся отчетность, предусмотренная п. 2.2 Соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком представлялась, что также не отрицалось стороной истца в ходе судебного разбирательства.
Третьим лицом ФИО6 в ходе судебного заседания были представлены трудовые договоры, подтверждающие создание трех постоянных рабочих мест, уплату страховых взносов в пользу застрахованных лиц, что подтверждают сведения, представленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Таким образом, судом установлено, что денежные средства полученного ответчиком гранта на развитие крестьянско-фермерского хозяйства в период, когда он являлся главой КФХ, были направлены и освоены согласно целям предоставления гранта, ответчиком были обеспечены производственно-экономические показатели соглашения №г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ и Бизнес-плана, а также была достигнута цель подписанного сторонами Соглашения, направленного на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства и были выполнены иные обязательства Соглашения, отраженные в его пункте 2.2.
Тем самым судом не установлен факт получения ответчиком гранта с нарушением условий, установленных при его предоставлении.
Таким образом, осуществленные судом по правилам статьи 67 ГПК РФ исследование и оценка каждого доказательства в отдельности и в их совокупности позволяют заключить, что истец неправомерно требует от ФИО1 возврата субсидии, предоставленной на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Родивилина
Мотивированное решение суда изготовлено 22.06.2023.
Судья Т.Н. Родивилина