Решение по делу № 2-131/2023 от 27.02.2023

Гражданское дело № 2-131/2023 65RS0013-01-2021-000525-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2023 года                                                                        пгт. Смирных

Смирныховский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Родивилиной Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Шалом Н.А.,

с участием представителя истца ФИО3, действующей по доверенности,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданское дела по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии,

у с т а н о в и л:

Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании субсидии, полученной на поддержку и развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства (далее – КФХ), указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение г-2016 о предоставлении такой субсидии, а также дополнительное соглашение к нему, согласно которому ФИО1 была предоставлена субсидия в размере 6 231 000 рублей, из них 3 731 000 рублей за счет средств федерального бюджета, 2 500 000 рублей за счет средств областного бюджета. Согласно условиям соглашения (п.п. «г» п. 2.2) получатель субсидии принял обязательство осуществлять деятельность не менее 5-ти лет после получения гранта. В ходе проведённой выездной проверки установлено, что ФИО1 осуществлял свою деятельность менее    5-ти лет, прекратил деятельность ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием соответствующего решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением условий предоставления субсидии. В досудебном порядке грант не возращен. Министерство сельского хозяйства <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано в форме присоединения к Министерству торговли и продовольствия <адрес>, которое с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации органов исполнительной власти <адрес>». Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> просит взыскать с ФИО1 субсидию в размере 6 231 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены на стороне истца - Контрольно-счетная палата <адрес>, Минфин России в лице УФК по <адрес>, на стороне ответчика - ФИО7, ФИО6

В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям с учетом дополнительных письменных пояснений.

Третье лицо на стороне ответчика ФИО6 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что фактически ответчик свою деятельность в качестве участника крестьянско-фермерского хозяйства не прекратил, продолжая работать вместе с ней и отцом ФИО7 На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ произошло слияние ее КФХ и КФХ ответчика, и вновь созданное КФХ до настоящего времени продолжает свою деятельность, и в нем продолжает трудиться ответчик. Взыскание с ответчика в принудительному порядке спорных денежных средств приведет фактически к прекращению деятельностью этого вновь созданного КФХ. Свою деятельность ответчик прекратил только юридически. Все полученные в рамках соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ спорные денежные средства использованы по их целевому назначению – на развитие сельского хозяйства <адрес>.

Ответчик ФИО1, третье лицо на стороне ответчика ФИО7 в судебное не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке, об отложении судебного заседания не просили, об уважительных причинах неявки не сообщали.

Представители третьих лиц на стороне истца – Контрольно-счетной платы <адрес>, Минфина России в лице УФК по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке.

В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие остальных не явившихся участвующих в деле лиц.

Выслушав пояснения явившихся участников судебного процесса, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717.

В рамках ее реализации Правительство Российской Федерации постановлением от 28.02.2012 № 165 утвердило Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие животноводческих ферм (утратили силу с 01.01.2017 в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556).

В соответствии с федеральной целевой программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, в Сахалинской области утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427, в рамках которой утверждена подпрограмма № 2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», а также Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования», утвержденный постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы», государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427, на основании Порядка предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования», утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110, по результатам конкурсного отбора глав крестьянских фермерских хозяйств распоряжением Министерства сельского хозяйства <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, как главе КФХ, был предоставлен грант в виде субсидии из федерального и областного бюджета в общей сумме 6 231 000 рублей для реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства <адрес> и ФИО1 заключено соглашение г-2016, согласно которому субсидия предоставлена на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства.

Обязательные условия использования гранта определены пунктом 2.2 соглашения, в соответствии с подпунктом «д» которого ФИО1 обязался осуществлять деятельность в течение 5 лет после его получения.

Субсидия перечислена ФИО1 двумя платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 731 000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 500 000 рублей.

ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ с ДД.ММ.ГГГГ и с указанной даты в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> принято решение о регистрации прекращении КФХ ФИО1, основанием для этого послужило заявление членов КФХ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. В Гражданском кодексе Российской Федерации такой вид договоров, как договор о предоставлении гранта не поименован. При этом возможность заключения подобного договора вытекает из бюджетного законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам предоставляются – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Анализ условий соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ позволяет сделать вывод о том, что оно содержит условия о предоставлении гранта, его размере, цели и порядке использования. Тем самым существенные условия, в том числе условие о предмете, сторонами согласованы.

Соглашение оформлено путем составления одного документа, от имени сторон подписано уполномоченными лицами, чем соблюдены пункт 1 статьи 161 и пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, соглашение соответствует требованиям гражданского и бюджетного законодательства о его предмете, форме, цене и поэтому его необходимо признать законным и заключенным. О его недействительности стороны в судебном порядке не заявляли.

Из указанного соглашения в силу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Согласно пункту 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 да № 165 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм (утратили силу с 01.01.2017 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556).

Данными Правилами предусмотрено, что размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы, предоставляемого конкретному главе крестьянского (фермерского) хозяйства, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств фермера и его плана расходов, и в случае использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).

Пунктом 4 указанных выше Правил определены следующие условия предоставления субсидии:

а) наличие утвержденных государственных и (или) ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия и отобранных с учетом требований Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - программы субъектов Российской Федерации) и расходных обязательств по финансовому обеспечению программ субъектов Российской Федерации;

б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления главам крестьянских (фермерских) хозяйств из бюджета субъекта Российской Федерации средств на развитие семейных животноводческих ферм и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней;

в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выписок из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и (или) решений органов местного самоуправления о местных бюджетах, подтверждающих наличие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 11 настоящих Правил уровня софинансирования.

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - <адрес> заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -с.

    В целях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Закона Сахалинской области от 15.07.2011 № 81-ЗО «О развитии сельского хозяйства Сахалинской области», во исполнение распоряжения Правительства Сахалинской области от 21.10.2011 № 728-р «Об утверждении Перечня государственных программ Сахалинской области» в Сахалинской области принята и действует государственная программа Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427 (далее - Программа). В составе программы № 427 содержится Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

    На основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации мероприятий государственной программы, Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.03.2016 № 110 утверждены порядки предоставления субсидии на поддержку и развитие сельского хозяйства Сахалинской области, в том числе и Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования (далее Порядок, утратил силу с 17.02.2017 на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 16.02.2017 № 60, и действовал на момент предоставления субсидии и заключения соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ).

    Порядком определены категории получателей, цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования (далее - субсидия), в том числе за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Сахалинской области на исполнение вышеуказанных расходных обязательств.

Пунктом 3 Правил определено, что целью предоставления субсидии (гранта в виде субсидии) является финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возникающих в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 427 (далее - Государственная программа), в том числе в отношении основного мероприятия «Обеспечение занятости населения сельской местности»: приобретение гражданами по договорам лизинга техники, используемой в сельскохозяйственном производстве (подп.3.2.2); приобретение гражданами по договорам лизинга крупного рогатого скота молочных и мясных пород (подп. 3.2.3).

Также Порядком определено, что субсидия в виде грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство предоставляется по результатам конкурсного отбора (пункт 4), что гранты, единовременная помощь, субсидия предоставляются Министерством на основании заключенных соглашений о реализации Государственной программы (далее - Соглашение), и могут быть выделены главе КФХ только один раз (подпункты 6 и 8).

Перечисление средств в сумме гранта или единовременной помощи на расчетные счета глав КФХ осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня заключения Соглашений победителями конкурсного отбора, но не позднее 30 дней с даты подписания протокола комиссии (пункт 9).

В течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении субсидии Министерство в установленном порядке осуществляет перечисление средств на расчетные счета получателей субсидии (пункт 13).

Эффективность использования грантов оценивается Министерством ежегодно в течение 5 лет с даты получения гранта на основании мониторинга деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных или развивающих семейные животноводческие фермы с участием грантов, а также деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развивающих материально-техническую базу за счет гранта. Граждане - получатели субсидии по направлениям, предусмотренным подпунктами 3.2.2, 3.2.3 настоящего Порядка, обязаны в течение 5 лет, начиная с года предоставления субсидии, осуществлять деятельность в сельскохозяйственной отрасли, не производить продажу, дарение, передачу в аренду, пользование другими лицами имущества, приобретенного за счет предоставленных субсидий (пункт 15).

В случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидии, нецелевого или несвоевременного использования полученного гранта или единовременной помощи, а также недостоверности представленных документов, средства, составляющие сумму субсидии, гранта и единовременной помощи, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях, предусмотренных в Соглашении, остатки средств субсидии, не использованные в отчетном финансовом году, подлежат возврату в текущем финансовом году. Требование о возврате средств субсидии направляется получателю субсидии Министерством в течение 5 рабочих дней со дня установления нарушения. Получатель субсидии в течение 10 рабочих дней с даты получения письменного требования Министерства перечисляет субсидию в областной бюджет по указанным в требовании реквизитам. В случае отказа от добровольного исполнения требований Министерства суммы субсидий, подлежащие возврату, взыскиваются в судебном порядке (пункт 17).

Кроме того, согласно абзацу 17 подпункта 3.1 Приложения № 2 к данному порядку определено, что одним из условий участия в конкурсном отборе является предоставление в комиссию для получения государственной поддержки в виде гранта обязательство КФХ осуществлять деятельность в течение не менее пяти лет после получения гранта на развитие семейной животноводческой фермы (письменное обязательство по осуществлению деятельности не менее пяти лет).

В соответствии с протоколом заседания комиссии <адрес> по вопросам агропромышленного комплекса от ДД.ММ.ГГГГ ИП КФХ ФИО1 признан победителем конкурсного отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм.

Распоряжением Министерства сельского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования» предоставлены гранты в виде субсидии за счет средств как областного бюджета, так и федерального бюджета, в том числе и КФХ ФИО1 на общую сумму 6 231 000 рублей.

Из соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее Соглашение) следует, что оно заключено между Министерством сельского хозяйства <адрес> и главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 Предметом соглашения является предоставление субсидии на возмещение затрат, возникающих при реализации мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, в виде гранта на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства на реализацию бизнес-плана «развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства» в сумме 6 321 000 рублей, из которых за счет средств федерального бюджета 3 731 000 рублей, за счет областного бюджета 2 500 000 рублей (пункт 1.1 Соглашения). По условиям данного соглашения ответчик обязался (пункт 2.2 Соглашения):

а) обеспечить реализацию предоставленного бизнес-плана;

б) использовать средства в соответствии с целями, условиями и порядком их предоставления;

в) оплачивать за счет внебюджетных средств не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10 % стоимости каждого наименования приобретений и представлять Главному распорядителю документы на оплату. Не осуществлять приобретение за счет полученных субсидий иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления указанных субсидий иных операций, определенных нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидий.

г) использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в плане расходов, и использовать имущество, закупленное за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность животноводческой фермы;

д) осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта;

е) создать не менее 3 постоянных рабочих мест;

ж) вернуть средства гранта, неиспользованные в течение 24 месяцев со дня их поступления на счет;

з) предоставлять отчетные документы не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным полугодием, и до 15-го января очередного финансового года, следующего за отчетным в течение всего срока реализации бизнес-плана по формам согласно приложению к настоящему Соглашению. Ежегодно до 01 марта очередного финансового года, следующего за отчетным, отчеты по формам 1-КФХ, 2-КФХ, 10-КФХ;

и) информировать Главного распорядителя об изменении места регистрации и места осуществления деятельности;

к) обеспечить возможность Главному распорядителю проводить проверку степени реализации бизнес-плана и целевого использования средств гранта с момента его поступления на счет Получателя;

л) в случае изменения платежных реквизитов незамедлительно уведомлять Главного распорядителя путем направления соответствующего письменного извещения, подписанного уполномоченным лицом;

м) в случае возникновения обстоятельств, влекущих прекращение хозяйственной деятельности отчетный период, невыполнение показателей, предусмотренных бизнес-планом, в течение месяца со дня получения требования Главного распорядителя возвратить на счет Главного распорядителя сумму полученных средств.

Кроме того, данным Соглашением предусмотрено, что в случае выявления фактов невыполнения обязательств, истец составляет «Акт о невыполнении требований Порядка предоставления субсидии на поддержку развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», и при не устранении выявленных фактов по требованию истца ответчик обязан в течение месяца со дня его получения возвратить средства в полом объеме, и в случае невозврата гранта в добровольном порядке их взыскание осуществляется в судебном порядке (пункт 3.1 Соглашения).

Пунктом 5.1 Соглашения определено, что оно вступает в силу со дня его подписания и действует до исполнения сторонами надлежащим образом своих обязательств, но не менее 5 лет.

Из плана расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося приложением к указанному выше Соглашению следует, что к мероприятиям, на которые выделена спорная субсидия, отнесены – приобретение сельскохозяйственных животных, строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы (материалы), приобретение техники, кадастровые работы, комплектация семейной животноводческой фермы оборудованием, а также его монтаж. Срок исполнения определен до декабря 2017 года. Впоследствии дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ план изменен, из него исключены сроки исполнения мероприятий, сами мероприятия не изменены.

Согласно платежным поручениям от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на расчётный счет ответчика перечислена субсидия на развитие семейной животноводческой фермы в силу соглашения 05/4Г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 6 231 000 рублей.

Из приведенного следует, что обязательство по использованию предоставленной в рамках указанной программы субсидии подразумевает исполнение всех заявленных условий, предъявленных к лицу, её использующую, так и в части срока, в течение которого необходимо осуществлять деятельность, на поддержание которой она была предоставлена.

Задачей гранта является именно поддержка субъекта предпринимательства – главы КФХ и его деятельности, имеет безвозмездный характер, в связи с чем, нарушение условий влечёт к не достижению тех целей, для которых он выделялся, и, как следствие, его нецелевое использование, что влечет обязанность по его возврату.

На основании распоряжения Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .37-250-р проведена плановая выездная проверка крестьянско-фермерского хозяйства ФИО1 Из акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по результатам данной проверки, следует, что она проведена за период с 2016 по 2021 годы, и что подтвержденная в ходе проверки сумма расходов соответствует плановой. Кроме того, в ходе проведенной проверки, а также выписки из ЕГРИП установлено, что ФИО1 прекратил деятельность в качестве крестьянского фермерского хозяйства по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением подп. 2.2 п. 2 Соглашения об осуществлении деятельности не менее 5 лет после получения гранта, в связи с чем, в акте указано о том, что сумма гранта в полном объеме – 6 231 000 рублей подлежит возврату в бюджет <адрес>. Данный акт направлен ответчику ДД.ММ.ГГГГ и получен последним согласно почтовому уведомлению ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, ответчику истцом также ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о возврате средств гранта в размере 6 231 000 рублей, полученного на основании Соглашения в течение 10 рабочих дней с даты получения письма. Уведомление получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ.

Денежные средства гранта ответчиком не возвращены, что вынудило истца истребовать их в судебном порядке.

Согласно выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1 л.д.69-74). Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение о регистрации прекращения крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на основании представленных для регистрации документов ДД.ММ.ГГГГ: заявления о прекращении КФХ по решению членов КФХ, документа об оплате государственной пошлины.

Требование о безвозвратности субсидии (пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации) не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.

Судом по правилам статьи 67 ГПК РФ приняты меры к подробному исследованию доводов и доказательств, представленных истцом, ответчиком и третьими лицами по делу. Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в них отсутствуют доказательства нарушения ответчиком условий предоставления субсидии.

Так, из акта плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, и подтверждается материалами дела выполнение ответчиком условий Соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ в части осуществления реализации представленного бизнес-плана; использования средств, в соответствии с целями и порядком их предоставления; оплаты за счет внебюджетных средств не менее 40% стоимости каждого наименований приобретений, указанных в плане расходов, в том числе непосредственно за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования приобретений и предоставления Главному распорядителю документов на оплату; использования гранта в течение 24 месяцев со дня поступления средств на его счет на цели, указанные в плане расходов, и использования имущества, закупленного за счет гранта, исключительно на развитие и деятельность животноводческой фермы (подпункты а, б, в, г пункта 2.2 Соглашения).

В целях реализации планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к Соглашению г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) и в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ АО «Совхоз Южно-Сахалинский» на приобретение животных молочного направления (телки, нетели, бычки) на сумму 3 460 000 рублей и договором от ДД.ММ.ГГГГ с АО «Совхоз Южно-Сахалинский» на приобретение животных молочного направления (телки, нетели, бычки) в количестве 23 головы на сумму 1 040 000 рублей, ответчиком приобретены сельскохозяйственные животные (п. 1 Плана – приобретение сельскохозяйственных животных).

Во исполнение пункта 2 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к Соглашению г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Строительство, реконструкция или модернизация семейной животноводческой фермы (материалы)», ответчик осуществил бурение водяной скважины (договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Гранд-Сервис» на оказание услуг по бурению водяной скважины; квитанция ПКО от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей); приобрел пиломатериал, доску обрезную, брус, песок карьерный и щебень (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на пиломатериал и транспортные расходы; товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 332 500 рублей; договор купли-продажи строительного материала от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 (доска обрезная, брус); товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 552 500 рублей; товарная накладная от ДД.ММ.ГГГГ; квитанция к ПКО 69 от ДД.ММ.ГГГГ (песок карьерный, щебень); приобрел генератор дизельный и мотобур (корешок чека от ДД.ММ.ГГГГ (генератор дизельный, мотобур); арендовал строительную спецтехнику (договор от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на аренду спецтехники (бульдозер); акт приема-передачи бульдозера от ДД.ММ.ГГГГ; акт о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.2016; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 156 000 рублей; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО4 на аренду спецтехники (экскаватор); квитанция ПКО от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 88 000 рублей).

Во исполнение пункта 3 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к Соглашению г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Техника», ответчик приобрел трактор, пресс-подборщик, грабли роторные навесные, косилку ротационную, разбрасыватель удобрений, пресс-подборщик рулонный ПР-145С, грабли-ворошилку роторные ГВР-Р (товарная накладная Н92 от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 2 450 000 руб.; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ (трактор, пресс-подборщик, грабли роторные навесные; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-агро» на поставку косилки ротационной; товарная накладная Н5 от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение 3 15 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 390 000 рублей; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Стандарт-трейдинг» на поставку разбрасывателя удобрений; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ; товарная накладная Н578 от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 200 000 рублей; договор от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Сахалинагропромснаб» на поставку пресс-подборщика рулонного ПР-145С, граблей-ворошилки роторных ГВР-6Р; акты приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 802 500 рублей).

Также ответчиком выполнены кадастровые работы – пункт 4 плана расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к Соглашению г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 630 000 рублей; акт сдачи-приемки работ по договору подряда б/н от ДД.ММ.ГГГГ (кадастровые работы).

Во исполнение пункта 5 планов расходов проекта по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (приложение к Соглашению г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ) – «Комплектация семейной животноводческой фермы оборудованием, а также его монтаж», ответчик приобрел доильную установку «Модель С» и турбодефлектор ТД (корешок чека от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 48 000 рублей (оплата доильной установки «Модель С»); договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЛЕССНАБСБЫТ» на приобретение турбодефлектора; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ; товарная накладная Н№»» от ДД.ММ.ГГГГ; акт приема-передачи техники от ДД.ММ.ГГГГ).

Подпунктом «д» пункта 2.2. Соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность получателя субсидии осуществлять деятельность не менее 5 лет после получения гранта, однако не указана обязанность ответчика осуществлять деятельность именно в статусе главы КФХ.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе представленными третьим лицом ФИО6 документами, что прекращение ответчиком статуса главы КФХ и утрата им статуса индивидуального предпринимателя, не повлекли прекращения деятельности семейной животноводческой фермы, о чем свидетельствуют договоры на поставку сельскохозяйственной продукции и акты приемки продукции, договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ, не утратившего свое действие.

Также из материалов дела следует, что вся отчетность, предусмотренная п. 2.2 Соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком представлялась, что также не отрицалось стороной истца в ходе судебного разбирательства.

Третьим лицом ФИО6 в ходе судебного заседания были представлены трудовые договоры, подтверждающие создание трех постоянных рабочих мест, уплату страховых взносов в пользу застрахованных лиц, что подтверждают сведения, представленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что денежные средства полученного ответчиком гранта на развитие крестьянско-фермерского хозяйства в период, когда он являлся главой КФХ, были направлены и освоены согласно целям предоставления гранта, ответчиком были обеспечены производственно-экономические показатели соглашения г-2016 от ДД.ММ.ГГГГ и Бизнес-плана, а также была достигнута цель подписанного сторонами Соглашения, направленного на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянско-фермерского хозяйства и были выполнены иные обязательства Соглашения, отраженные в его пункте 2.2.

Тем самым судом не установлен факт получения ответчиком гранта с нарушением условий, установленных при его предоставлении.

Таким образом, осуществленные судом по правилам статьи 67 ГПК РФ исследование и оценка каждого доказательства в отдельности и в их совокупности позволяют заключить, что истец неправомерно требует от ФИО1 возврата субсидии, предоставленной на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейной животноводческой фермы на базе фермерского хозяйства.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО1 о взыскании субсидии отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Смирныховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        Т.Н. Родивилина

Мотивированное решение суда изготовлено 22.06.2023.

Судья                                                                                          Т.Н. Родивилина

2-131/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области
Ответчики
Бурнайкин Николай Александрович
Другие
Бурнайкин Александр Петрович
Бурнайкина Светлана Петровна
Кукина И.В.
Контрольно-счетная палата Сахалинской области
Управление Федерального казначейства РФ по Сахалинской области
Министерство финансов Сахалинской области
Министерство финансов Российской Федерации
Суд
Смирныховский районный суд Сахалинской области
Судья
Родивилина Татьяна Николаевна
Дело на сайте суда
smirnihovskiy.sah.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
27.02.2023Передача материалов судье
28.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
01.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
22.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее