Решение от 17.01.2022 по делу № 2а-441/2022 (2а-4209/2021;) от 10.11.2021

Копия

70RS0003-01-2021-008934-83

Дело №2а-441/2022 (№2а-4209/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17.01.2022 Октябрьский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Копанчука Я.С.,

при ведении протокола помощником судьи Калининой К.В.,

с участием представителя административных ответчиков Парфеновой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Копылова Максима Игоревича к Призывной комиссии г.Томска Томской области, Военному комиссариату г.Томска Томской области, Военному комиссариату Томской области об оспаривании решения призывной комиссии,

установил:

Копылов М.И. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии г.Томска Томской области, Военному комиссариату г.Томска Томской области, Военному комиссариату Томской области об оспаривании решения призывной комиссии от 20.10.2021 о признании его годным к военной службе и призыве на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что решением призывной комиссии города Томска от 20.10.2021 был признан годным к прохождению военной службы с присвоением категории ... - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Данное решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, является незаконным и необоснованным. При прохождении медицинского освидетельствования он сообщил врачам свои жалобы на здоровье: постоянная ноющая, иногда острая боль в пояснице. Болезненные ощущения усиливаются при физической нагрузке и при нахождении в неподвижном положении дольше 15-30 минут. Боль отдает в крестец, ноги. Иногда поворачиваться, наклоняться затруднительно, боль в шее, усиливается после сна и при нахождении в неподвижном положении, отдает в руки, плечи и грудную клетку, данные жалобы соответствуют заболеванию остеохондроз. При прохождении медицинского освидетельствования просил выдать направления на обследование в медицинские учреждения, предусмотренные п.20 «Положения о военно-врачебной экспертизе» для уточнения имеющегося у него диагноза, но ему было отказано в выдаче направления и он был признан годным. Врачами-специалистами не были учтены данные по имеющемуся у него заболеваниям. Считает, что при определении категории годности было нарушено соблюдение норм законодательства, что привело к нарушению его прав на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас.

Административный истец Копылов М.И., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Парфенова В.А., административные исковые требования не признала.

Выслушав объяснения представителя административных ответчиков, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу данной нормы для признания незаконным решения, действий (бездействия) органа организации, лица, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту – Закон №53-ФЗ), другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4 ст.26 Закона №53-ФЗ).
В соответствии с п.п.1, 2 ст.22 Закона №53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, в том числе признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
От призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (подп. «а» п.1 ст.23 названного Федерального закона).
Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности (п.4 ст.23 Закона №53-ФЗ).
Как следует из п.1 ст.26 Закона №59-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В состав призывной комиссии согласно п.1 ст.27 Закона №59-ФЗ включаются:
должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), или его заместитель - председатель призывной комиссии. Если призывная комиссия создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации;
должностное лицо военного комиссариата - заместитель председателя комиссии;
секретарь комиссии;
врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу;
представитель соответствующего органа внутренних дел;
представитель соответствующего органа, осуществляющего управление в сфере образования;
представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).
В силу п.1 ст.28 Закона №53-ФЗ на призывную комиссию возлагается обязанность организовать медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор указанных граждан и принять в отношении них решение о призыве на военную службу, либо о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, либо об освобождении от призыва на военную службу, либо о зачислении в запас, либо об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п.1 ст.5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 вышеуказанной статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: 
А - годен к военной службе; 
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; 
В - ограниченно годен к военной службе; 
Г - временно не годен к военной службе; 
Д - не годен к военной службе (п.2 ст.5.1 Закона №53-ФЗ, ст.18 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №565 от 04.07.2013).
Как установлено п.3 ст.5.1 Закона №53-ФЗ, п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Порядок прохождения военно-врачебной комиссии регулируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе).
Из п.2 Положения о военно-врачебной экспертизе следует, что для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Освидетельствование военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и сотрудников, получивших в период прохождения военной службы (приравненной службы) и военных сборов увечье, заболевание, проводится для определения категории годности к военной службе (приравненной службе) при определившемся врачебно-экспертном исходе. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе). Заочное (по документам) освидетельствование запрещается, если иное не определено законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. 
В соответствии с п.6 Положения годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению №1.
До начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные диагностические исследования, указанные в п.14 Положения о военно-врачебной экспертизе.
Освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-психиатр, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей (п.15 Положения).
Согласно п.18 Положения о военно-врачебной экспертизе по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по соответствующим категориям.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении граждан решение в соответствии с п.1 ст.28 Закона №53-ФЗ, в том числе решение о призыве на военную службу.
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
При рассмотрении дела судом установлено, что Копылов М.И. состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Томска Томской области с 05.02.2016, что подтверждается учетной карточкой призывника.
20.10.2021 призывной комиссией г.Томска Томской области принято решение о призыве на военную службу административного истца Копылова М.И., которому по итогам медицинского освидетельствования установлена категория годности к военной службе «Б» - годен с незначительными ограничениями, показатель предназначения – 4.
Состав призывной комиссии, принявшей решение о призыве Копылова М.И. на военную службу, является правомочным, утвержден Распоряжением Губернатора Томской области № 55-р от 24.03.2021 «О призыве граждан РФ, проживающих на территории Томской области, на военную службу в апреле-июле 2021 года». 
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663, предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
По мнению Копылова М.И., решение призывной комиссии от 20.10.2021 принято без учета имеющихся у него диагнозов, в нарушение положений закона он не был направлен на медицинское освидетельствование.
Как следует из п.20 Положения о военно-врачебной экспертизе, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Судом установлено, что при принятии оспариваемого решения в распоряжении призывной комиссии имелись все необходимые медицинские документы, в частности:
- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина Копылова М.И., который находился по направлению ФКУ Военный комиссариат Томской области от ... на обследовании в ОГАУЗ «Светлинская районная больница» с 21.05.2021 по 02.07.2021, установлен диагноз: ...
- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина Копылова М.И., который находился по направлению ФКУ Военный комиссариат Томской области от ... на обследовании в ОГАУЗ «Светлинская районная больница» с 31.08.2021 по 31.08.2021, установлен диагноз: ...
- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина Копылова М.И., который находился по направлению ФКУ Военный комиссариат Томской области от ... на обследовании в ОГАУЗ «Светлинская районная больница» с 24.05.2019 по 05.06.2019, установлен диагноз: ....
- медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина Копылова М.И., который находился по направлению ФКУ Военный комиссариат Томской области на обследовании в ОГАУЗ «Светлинская районная больница» с 29.10.2019 по 11.12.2019, установлен диагноз: ...
...
Согласно карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, Копыловым М.И. пройдены все необходимые обследования, а также пройдены осмотры врачами-специалистами, что подтверждается также листами медицинского освидетельствования, по итогам установлена категория годности Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями, показатель предназначения – ....

В статье 66 Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565, установлены требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, наличие которых определяет категорию призывника, а именно болезни позвоночника и их последствия.

Согласно описанию к пункту «в» относятся:

фиксированные приобретенные искривления позвоночника, сопровождающиеся ротацией позвонков (сколиоз II степени, остеохондропатический кифоз с клиновидной деформацией 3 и более позвонков со снижением высоты передней поверхности тела позвонка в 2 и более раза и др.), за исключением фиксированного сколиоза II степени с углом искривления позвоночника 11 - 17 градусов, без нарушения функций;

ограниченный деформирующий спондилез (поражение тел до 3 позвонков) и межпозвонковый остеохондроз (поражение до 3 межпозвонковых дисков) с болевым синдромом при значительных физических нагрузках и четкими анатомическими признаками деформаций;

неудаленные металлоконструкции после операций по поводу заболеваний позвоночника при отказе или невозможности их удаления;

двусторонний нестабильный спондилолиз с болевым синдромом, спондилолистез I степени (смещение до 1/4 части поперечного диаметра тела позвонка) с болевым синдромом.

Для незначительной степени нарушения функций позвоночника характерны:

клинические проявления статических расстройств возникают через 5 - 6 часов вертикального положения;

ограничение амплитуды движений в позвоночнике в шейном и (или) грудном и поясничном отделах позвоночника до 20 процентов;

двигательные и чувствительные нарушения, проявляющиеся неполной утратой чувствительности в зоне одного невромера, утратой или снижением сухожильного рефлекса, снижение мышечной силы отдельных мышц конечности при общей компенсации их функций.

Болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого.

Только совокупность перечисленных клинических и рентгенологических признаков болезни и последствий дает основание для применения пункта «в».

Как следует из описания к пункту «в» статьи 66 Расписания болезней болевой синдром при физической нагрузке должен быть подтвержден неоднократными обращениями за медицинской помощью, которые отражаются в медицинских документах освидетельствуемого.

Вместе с тем доказательств неоднократного обращения Копылова М.И. за медицинской помощью в связи с болезненными ощущениями, болями при физических нагрузках материалы дела не содержат, апеллянт на данные обстоятельства не ссылается.

При этом, как обосновано указано представителем административных ответчиков, само по себе наличие у административного истца заболеваний не является основанием для освобождения от несения военной службы, тогда как степень их выраженности является таковой, что следует в частности из п.66 Расписания болезней, на который ссылается административный истец.

Административным истцом не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел клинические проявления заболевания, ограничения движений, двигательные и чувствительные нарушения, дающие основания для установления ему категории годности «В», а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.

Доказательств тому, что Копылову М.И. был выставлен неверный диагноз, в связи с чем неправильно установлена категория годности к военной службе, материалы дела не содержат. При этом в установленном законом порядке в вышестоящую военно-врачебную комиссию административный истец не обращался, о необходимости производства независимой военно-врачебной экспертизы в суде не заявлял.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 приложения 33 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663» по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы.

На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции работа призывной комиссии завершена, осенний призыв 2021 года окончен, решение призывной комиссии от 20.10.2021 отменено, в связи с чем решение призывной комиссии о призыве административного истца осталось нереализованным. При осуществлении мероприятий по новому призыву административный истец вновь подлежит медицинскому освидетельствованию для определения категории годности к военной службе с учетом состояния здоровья на момент освидетельствования, по результатам которого призывной комиссией будет принято одно из решений, предусмотренных статьей 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы административного истца о незаконности принятого в отношении него решения не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, опровергаются представленными административными ответчиками доказательствами, а потому административный иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 20.10.2021 – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░.

░░░░░/░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25.01.2022.

░░░░░/░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

«___»_________2022 ░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №2░-441/2022 (2░-4209/2021) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░.

2а-441/2022 (2а-4209/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Копылов Максим Игоревич
Ответчики
Военный комиссариат Томской области
военный комиссариат г. Томска Томской области
Призывная комиссия г. Томска Томской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Томска
Дело на сайте суда
oktiabrsky.tms.sudrf.ru
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее