Дело № 2а-2867/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Кузнецовой О.В.
при секретаре Журилиной С.А.,
рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Струнина Антона Викторовича к администрации г. Пензы о признании незаконным ответа администрации г. Пензы, понуждении не препятствовать в проведении публичного мероприятия,
установил:
Струнин А.В. обратился в Ленинский районный суд г. Пензы с данным административным иском к администрации г. Пензы указав, что 24.08.2018 г. он подал в администрацию г. Пензы уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия 09 сентября 2018 года, с 13-00 часов начало сбора, начало шествия с 14-00 часов окончание шествия до 15-00 часов, по маршруту от ТЦ «Высшая Лига» по улице Московской до сквера В.Г. Белинского с целью протеста против повышения пенсионного возраста. Административным истцом был получен ответ от административного ответчика от 27.08.2018 г. № 5-16-7498, в котором сообщалось, что в соответствии с постановлением администрации г. Пензы № 1119 от 25.06.2018 г. на улице Московской (от пересечения с ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка, в рамках которой ежедневно работает аттракцион «Веселый Паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского (ул. Московская, 89) до жилого дома по ул. Московская, 80, что не позволяет обеспечить безопасность участников шествия. Также в ответе указано, что в заявленное время на ул. Московской запланировано проведение массовых мероприятий, одновременное проведение культурно-массовых мероприятий и публичного мероприятия не позволяет обеспечить безопасность их участников. Административным ответчиком было предложено изменить форму публичного мероприятия с шествия на митинг и провести митинг в сквере Дружбы у памятника В.И. Ленина. Административный истец считает, что административный ответчик уклонился от согласования публичного мероприятия в форме шествия, тем самым нарушил право на проведение публичного мероприятия установленное ст. 31 Конституции РФ, а также п.2 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Административный истец просил признать незаконным ответ администрации г. Пензы от 27.08.2018 г. № 5-16-7498.
В судебном заседании административный истец Струнин А.В. административный иск поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению, просил удовлетворить административные исковые требования: признать незаконным ответ администрации г. Пензы № 5-16-7498 от 27.08.2018 г., поскольку предложение администрации г. Пензы об изменении формы проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении от 24.08.2018 г., с шествия на митинг, не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 19 июня 2004 г. № 54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и обязать администрацию г. Пензы не препятствовать в проведении публичного мероприятия в форме шествия по ул. Московской в г. Пензе, от ТЦ «Высшая лига» до сквера им. В.Г. Белинского с 14:00 до 15:00 часов 9 сентября 2018 г.
Представитель административного истца Струнина А.В. - Моляков Д.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал доводы административного истца, просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного истца Струнина А.В.- Жулимов И.А., допущенный к участию в деле в качестве представителя административного истца по ходатайству истца, в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению. Просил удовлетворить административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации г. Пензы Шмегеровская Н.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании выразила несогласие с административным иском, просила в его удовлетворении отказать, указав, что 24.08.2018 г. Струнин А.В. подал в администрацию г. Пензы уведомление о намерении провести 09.09.2018 г. публичное мероприятие в форме шествия с предполагаемым количеством участников – 300 человек с использованием звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации, начало сбора с 13-00 часов, начало шествия с 14-00 часов, окончание шествия до 15-00 часов. Маршрут проведения публичного мероприятия: от ТЦ Высшая Лига по ул. Московской до сквера им. В.Г. Белинского (общая протяженность маршрута составляет 1 км). Цель мероприятия – протест против повышения пенсионного возраста. В ответе от 27.08.2018 г. № 5-16-7498 администрация г. Пензы предложила организатору изменить форму публичного мероприятия с шествия на митинг и провести его 09.09.2018 г. с 14-00 до 15-00 часов с количеством участников 300 человек в сквере «Дружбы» у памятника В.И. Ленину в связи с тем, что в заявленном месте ранее запланировано проведение массовых мероприятий, организуемых Управлением культуры г. Пензы и Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Пензы, а именно, 09.09.2018 г. с 11-00 до 17-00 часов спортивно-массовая акция, посвященная началу нового учебного года, место проведения: ул. Московская (от ул. Кураева до ул. М.Горького), и Управлением культуры г. Пензы 09.09.2018 г. с 11-00 до 16-00 часов «Осенний вернисаж» (от ТЦ «Арбат» до Драматического театра). Одновременное проведение культурно-массовых и публичного мероприятия на ул. Московской не позволяет обеспечить безопасность их участников. В настоящее время на согласование прокурору Ленинского района г. Пензы направлено постановление об организации сезонной ярмарки и продажи товаров в период с 08.09.2018 г. по 01.12.2018 г.
Представитель административного ответчика администрации г. Пензы - Викулов О.И., действующий на основании доверенности, просил оставить административные исковые требования без удовлетворения, поддержал пояснения представителя ответчика Шмегеровской Н.М. дополнительно указав, что спортивно-массовая акция, посвященная началу нового учебного года, место проведения: ул. Московская (от ул. Кураева до ул. М.Горького), проводимая 09.09.2018 г. 11 до 17 часов, входит в единый календарный план проведения городских физкультурных и спортивных мероприятий в г. Пензе в 2018 г., утвержденный приказом Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Пензы № 230-с от 26 декабря 2017 г., в рамках данного мероприятия примет участие более 300 детей, с 11-00 до 16-00 часов 09.09.2018 г. Управлением культуры г. Пензы запланировано мероприятие «Осенний вернисаж» (от ТЦ «Арбат» до Драматического театра), где примет участие более 100 детей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 24.08.2018 г. Струнин А.В. подал в администрацию г. Пензы уведомление о намерении провести 09.09.2018 г. публичное мероприятие в форме шествия с предполагаемым количеством участников – 300 человек с использованием звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и иных средств наглядной агитации, начало сбора с 13-00 часов, начало шествия с 14-00 часов, окончание шествия до 15-00 часов. Маршрут проведения публичного мероприятия: от ТЦ Высшая Лига по ул. Московской до сквера им. В.Г. Белинского (общая протяженность маршрута составляет 1 км). Цель мероприятия – протест против повышения пенсионного возраста.
В письменном ответе № 5-16-7498 от 27.08.2018 г. администрация г. Пензы предложила организатору изменить форму публичного мероприятия с шествия на митинг и провести его 09.09.2018 г. с 14-00 до 15-00 часов с количеством участников 300 человек в сквере «Дружбы» у памятника В.И. Ленину, в связи с тем, что на ул. Московской (от пересечения с ул. Суворова до Советской площади) организована сезонная ярмарка, в рамках, которой ежедневно работает аттракцион «Веселый паровозик», движение которого осуществляется по маршруту от Пензенского областного драматического театра им. А.В. Луначарского (ул. Московская, 89) до жилого дома по ул. Московская, 80, что не позволяет обеспечить безопасность участников шествия. Также в соответствии с ранее утвержденным планом на ул. Московская в указанное время запланировано проведение массовых мероприятий, организуемых Управлением культуры г. Пензы и Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Пензы. Одновременное проведение культурно-массовых и публичного мероприятия на ул. Московской не позволяет обеспечить безопасность их участников.
Даты и время проведения публичного мероприятия администрацией г. Пензы были согласованы.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей ст. 31 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18.05.2012г. № 12-П и Постановлении от 14.02.2013г. № 4-П, исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции РФ цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ч. 3 ст. 17, ч.ч. 1,2 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на свободу мирных собраний определено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий установлены Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации и добровольности участия в публичном мероприятии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. к организации публичного мероприятия относятся оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
В ч.ч. 1, 2.1 ст. 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 1, ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона Пензенской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пензенской области» № 2301-ЗПО от 30.11.2012г. уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в Правительство Пензенской области или орган местного самоуправления в срок, установленный ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в орган местного самоуправления городского округа, городского поселения, сельского поселения в случаях, если предполагаемое публичное мероприятие будет проходить на территории соответствующего городского округа, городского поселения, сельского поселения, в том числе на проезжей части объекта транспортной инфраструктуры, находящегося на территории соответствующего городского округа, городского поселения, сельского поселения, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 3, 4 ч. 3 настоящей статьи; если количество участников предполагаемого публичного мероприятия составляет менее 500 человек.
Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Правительство Пензенской области определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 02.04.2009г. № 484-О-П, понятие «согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти» - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
В Постановлении от 14.02.2013г № 4-П Конституционный Суд РФ указал, что при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. Организаторы публичного мероприятия, в свою очередь, должны предпринимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов, с тем чтобы реализовать свое конституционное право на свободу мирных собраний. Аналогичного подхода при оценке процедуры согласования публичного мероприятия и обязанностей сторон такого согласования придерживается Европейский Суд по правам человека, по мнению которого в ситуации, когда власти не запрещают публичное мероприятие, а предлагают альтернативное место проведения, его организаторы не могут отвергать без каких-либо убедительных причин предложение властей, позволяющее им провести свое мероприятие в другом месте, в особенности если оно находится в центре города и явно больше по размерам (постановление от 10.07.2012г. по делу «Берладир и другие против России»).
Суд признает установленным, что администрация г. Пензы вышеприведенные требования закона выполнила. Уведомление о проведении публичного мероприятия от 24.08.2018 г. рассмотрено администрацией г. Пензы в установленном законом порядке и срок, на него дан соответствующий ответ в письменной форме.
Судом установлено, что в заявленном месте ранее запланировано проведение массовых мероприятий, а именно: с 11-00 до 17-00 часов 09.09.2018 г. спортивно-массовой акции, посвященной началу нового учебного года, место проведения: ул. Московская (от ул. Кураева до ул. М.Горького), проводимой Управлением культуры г. Пензы и Комитетом по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Пензы, и с 11-00 до 16-00 часов 09.09.2018 г. мероприятие «Осенний вернисаж» (от ТЦ «Арбат» до Драматического театра), проводимое Управлением культуры города Пензы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление гражданами своих прав не должно нарушать прав и свобод других лиц.
В связи с чем, правоотношения по проведению публичного мероприятия не являются односторонними, так как участники процесса должны принимать разумные и достаточные усилия по достижению возможного компромисса на основе баланса интересов.
По мнению суда, проведение вышеназванных мероприятий (одно из которых направлено на физическое и культурное развитие детей) одновременно в одном месте, относительно совершенно разных, не связанных друг с другом сфер жизнедеятельности, заведомо препятствует достижению целей, поставленных каждым из организаторов мероприятий, и повлечет нарушение прав участников каждого из таких мероприятий.
Таким образом, в целях исключения потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей одномоментное проведение публичного мероприятия административного истца и перечисленных детских мероприятий недопустимо.
Доводы административного истца о том, что административным ответчиком не представлены доказательства того, что информация о проведении 09.09.2018 г. культурно- массовых мероприятий была опубликована в соответствии с требованиями законодательства РФ ранее подачи административным истцом уведомления о проведения спорного мероприятия, и находит их необоснованными, поскольку спортивно- массовая акция, посвященная началу нового учебного года входит в единый календарный план проведения городских физкультурных и спортивных мероприятий в г. Пензе в 2018 г., утвержденный приказом Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Пензы № 230-с от 26 декабря 2017 г., и была размещена на сайте Комитета по физической культуре, спорту и молодежной политике города Пензы 24.08.2018 г.
Организатору публичного мероприятия было предложено изменить форму публичного мероприятия с шествия на митинг и провести его 09.09.2018 г. с 14-00 до 15-00 с количеством участников 300 человек в сквере «Дружбы» у памятника В.И. Ленину.
Доводы административного истца Струнина А.В. о том, что администрация г. Пензы уклонилась от согласования публичного мероприятия в виде шествия, тем самым нарушила право на проведение публичного мероприятия, а предложение административного ответчика в части изменения формы публичного мероприятия с шествия на митинг не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 12 54-ФЗ суд находит несостоятельными, поскольку как следует из Федерального закона № О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ выбор конкретной формы проведения публичного мероприятия является прерогативой граждан, однако параметры публичного мероприятия, включая форму, время и место проведения, могут изменяться и корректироваться в рамках согласительных процедур между его организатором и уполномоченными органами публичной власти (глава 2).
С учетом изложенного ссылка административного ответчика в ответе № 5-16-7498 от 27.082018 г. на постановлением администрации г. Пензы № 1119 от 25.06.2018 г., которым организовано проведение сезонной ярмарки, в том числе по адресу: г. Пенза, ул. Московская (от о пересечения с ул. Суворова до Советской площади), в рамках которой осуществляет работу аттракциона «Веселый паровозик, в период с 15.06.2018 г. по 07.09.2018 г., не может повлиять на законность принятого ответчиком решения.
Доводы административного истца о том, что 26.08.2018 г. в г. Пензе на ул. Московской был организован и проведен крестный ход не являются основаниями для признания ответа администрации г. Пензы от 27.08.2018 г. № 5-16-7498 незаконным.
Судом не было установлено обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий администрации г. Пензы закону, а также о нарушении действиями администрации г. Пензы прав и законных интересов Струнина А.В. - организатора публичного мероприятия, который не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить собрания, митинги, шествия и пикетирования в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54-ФЗ от 19.06.2004г.
Оспариваемый Струниным А.В. ответ администрации г. Пензы от 27.08.2018 г. № 5-16-7498 не содержит запрета на проведение публичного мероприятия и не ограничивает право Струнина А.В., гарантированное ст. 31 Конституции РФ.
Оценивая доводы сторон в совокупности с имеющимися в деле доказательствами, анализируя нормы законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░