Дело № 2-294/2023
УИД 22RS0039-01-2023-000382-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 декабря 2023 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием заместителя прокурора Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Петропавловский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края (далее - МБОУ «Алексеевская СОШ») о возложении обязанности по оборудованию резервными источниками питания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в деятельности МБОУ «Алексеевская СОШ», по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства котельная, расположенная по <адрес>, находящаяся на праве оперативного управления у образовательного учреждения, не оборудована резервными источниками питания. Вышеназванная котельная отапливает объекты, относящиеся к категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Учитывая, что выход из строя котельной в отопительный период может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, вышеуказанная котельная подлежит обеспечением резервными источниками электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиком требований законодательства, что нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе учащихся данного образовательного учреждения, и может повлечь нарушение их прав и иных граждан, находящихся в данном образовательном учреждении, на защиту их жизни и здоровья.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Петропавловского района Алтайского края Елисеенко В.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика МБОУ «Алексеевская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, заблаговременно. До судебного заседания от директора МБОУ «Алексеевская СОШ» Семенихиной Т.Е. поступило письменное заявление о признании исковых требований о возложении обязанности по оборудованию резервными источниками питания котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2024, из содержания заявления усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей разъяснены и понятны.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Представители третьих лиц: комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, Администрации Петропавловского района Алтайского края, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
До судебного заседания от представителя третьего лица Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутовой Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Администрации района, согласно которому просила принять решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения заместителя прокурора района, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жизнь. Одной из гарантий обеспечения права на жизнь является обеспечение безопасности и здоровья граждан.
При этом согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Кроме того, на основании п. п. 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1. 130 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьям 215, 294 и 296 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из смысла статей 210, 296 ГК РФ вещное право оперативного управления не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию этого имущества.
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав Учреждению во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанность по его содержанию.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Как установлено п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч.2).
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренного Федеральным законом «О теплоснабжении».
Как установлено в п. 17 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно ч. 1.1 п.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые в соответствии с письмом Минтопэнерго РФ от 25.03.2003 N 32-01-05/130 распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
В соответствии с п.1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Правила устройства электроустановок определены приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" (далее –Правила).
В соответствии с пунктом 1.2.17 Правил категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.
Как следует из п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории. Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения. Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В соответствии с п. 1.2.19 Правил электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Как следует из п. 1.2.20 Правил электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Согласно пунктам 4.9, 16.1, 16.7, 19.1 «СП 89.133330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76», утвержденных приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 944/пр "Об утверждении СП 89.13330 "СНиП II-35-76 Котельные установки", котельные по принадлежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории.
К первой категории относятся котельные, являющиеся единственным источником тепловой энергии системы теплоснабжения, обеспечивающей потребителей первой категории, не имеющей резервных источников энергии.
Вторая категория – все остальные котельные.
Перечней потребителей по категориям устанавливают в задании на проектирование.
Электродвигатели сетевых и подпиточных насосов в котельных, вырабатывающих в качестве теплоносителя воду с температурой выше 115 градусов, а также питательных насосов (при отсутствии питательного насоса с паровым приводом) независимо от категории котельной, как источника отпуска тепловой энергии, а также все котельные, работающие на твердом топливе, независимо от параметров теплоносителя относятся по условиям электроснабжения к первой категории. Котельные, сооружаемые в Северной строительно-климатической зоне, относятся к первой категории, независимо от категории потребителей тепловой энергии. По надежности теплоснабжения.
Из приведенных выше нормативно правовых актов следует необходимость и обязанность установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельных.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Петропавловского муниципального района осуществляет образовательную деятельность-МБОУ «Алексеевская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, являющееся самостоятельным юридическим лицом, некоммерческой общеобразовательной организацией, функции и полномочия учредителя которого от имени муниципального образования Петропавловский район Алтайского края осуществляет Администрация Петропавловского района Алтайского края в лице комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, что соответствует сведениям выписки из ЕГРЮЛ от 30.11.2023 и п. 1.1, 1.4 устава МБОУ «Алексеевская СОШ» (далее - Устав).
Как следует из п. 2.1 Устава, наряду с другим, предметом деятельности учреждения является обеспечение охраны и укрепление здоровья, и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.
Согласно п. 1.4.2 Устава в компетенцию учредителя входит создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми.
Согласно распоряжению Администрации Петропавловского района Алтайского края от 19.08.2013 № 106-р на праве оперативного управления за МБОУ «Алексеевская СОШ» закреплено здание школы, расположенное по <адрес>.
Как следует из выписки из реестра муниципального имущества муниципального образования Петропавловский район Алтайского края от 13.11.2023 балансодержателем здания котельной, расположенного по адресу: <адрес>, является МБОУ «Алексеевская СОШ».
Согласно информации Администрации района в котельной, по адресу: <адрес>, отсутствует резервное электропитание источника тепловой энергии. В связи с недостаточностью финансовых средств, средства для приобретения резервных источников питания в 2023 году не предусмотрены.
Как следует из информации ответчика, здание котельной МБОУ «Алексеевская СОШ» не оборудовано резервными источниками питания.
Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, здание котельной МБОУ «Алексеевская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (не имеют независимого источника питания).
На момент рассмотрения дела суду не представлены сведения о выполнении МБОУ «Алексеевская СОШ» требований прокуратуры района.
Тем не менее, учитывая, что котельная отапливает объект, относящийся к категории потребителей, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, а перерыв снабжения эклектической энергии может привести к недопустимым значениям технологических процессов производства, к нарушению нормальной жизнедеятельности, принятие мер по установки резервных источников питания является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, приобретающее особое значение в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения в школе.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку не проведение вышеперечисленных мероприятий со стороны МБОУ «Алексеевская СОШ» является нарушением законодательства, а, следовательно, подлежит устранению ответчиком.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, признание искового заявления ответчиком, характер разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, установленные в судебном заседании обстоятельства, связанные с финансированием ответчика, принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств, исходя из принципа исполнимости решения, а также учитывая положения статьи 206 ГПК РФ, суд полагает разумным установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, до 01.09.2024.
Учитывая положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ суд приходит к выводу о необходимости освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края (ИНН <данные изъяты> обязанность оборудовать резервными источниками питания котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в срок до 01 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Судья Е.А. Шкурупий