Решение в окончательной форме
принято 20 июля 2023 года
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2023 года г. Полевской
Полевской городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Суетиной О.В., с участием представителя истца адвоката Шахматовой А.А., действующей по ордеру № от 13.07.2023, представителя ответчика Хаюмова Р.Г., действующего по доверенности от 06.12.2022, старшего помощника прокурора г.Полевского Семакиной Д.А., при секретаре Яковлевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-940\2023 по исковому заявлению А.В. к призывной комиссии Полевского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат» Свердловской области об установлении факта причинения вреда здоровью и компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
А.В. обратился в суд с исковым заявлением к призывной комиссии Полевского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат» Свердловской области об установлении факта причинения вреда здоровью и компенсации морального вреда. Мотивировал требования тем, что на основании решения призывной комиссии 29.09.2022 был мобилизован в рамках частичной мобилизации, утвержденной Указом Президента РФ от 21.09.2022 №. 26.08.2005 истцу установлена категория годности к воинской службе «<данные изъяты>» - годен с незначительными ограничениями. В период времени с 26.08.2005 по период ухудшения состояния здоровья во время воинской службы по мобилизации медицинское освидетельствование А.В. не производилось, заключение ВВК не оформлялось. Во время исполнения воинской обязанности на территории специальной военной операции 23.12.2022 он был госпитализирован с <данные изъяты>. В настоящее время имеет заболевания, препятствующие военной службе. Ответчиками в отношении истца не был проведен медицинский осмотр и освидетельствование. В результате принятия решения о мобилизации А.В. комиссией по мобилизации и бездействия сотрудников военкомата по организации медицинского осмотра и освидетельствования истец оказался в условиях, в которых ему по настоящее время причиняется вред здоровью. Истец просил установить факт причинения ответчиками физического вреда здоровью истца, взыскать ответчиков солидарно моральный вред, причиненных здоровью истца в результате возникновения заболевания в размере 500 000 рублей.
В судебное заседание истец А.В.. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом судебной повесткой, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Полевского городского суда, о причинах не явки суд не уведомил.
Представитель истца адвокат Шахматова А.А. в судебном заседании исковые требования и доводы искового заявления поддержала. Суду показала, что при осуществлении призывных мероприятий в отношении А.В. не была проведена комиссия, которая могла бы определить категорию годности к военной службе. На момент призыва у истца имелись заболевания, которые усугубились при несении военной службы, чем нанесен вред здоровью истца. . . . А.В. мобилизован, в настоящее время проходит службу. После прохождения срочной службы до дня мобилизации истец не обращался в военный комиссариат для выдачи направления для прохождении медицинской комиссии, в связи с ухудшением состояния здоровья, надобности в этом у него не было. Доказательств того, что при мобилизации А.В. предъявлял жалобы на состояние своего здоровья, не имеется. Не проведение военно - врачебной комиссии привело к возникновению у А.В. заболеваний, причинило вред здоровью истца.
Представитель ответчика военный комиссар г.Полевского Хаюмов Р.Г. исковые требования не признал, просил в иске отказать. Мотивируя тем, что с 2005 года по 2022 у истца было много времени для того, чтобы обратиться в военный комиссариат и пройти медицинское освидетельствование при изменении состояния своего здоровья. При проведении мобилизации истец жалоб на состояние здоровья не предъявлял, что следует из книги учета медицинского осмотра граждан, предъявивших жалобы. 29.09.2022 истец был призван по мобилизации. До выхода Указа Президента А.В. была установлена категория Б - годен с незначительными ограничениями, которая не менялась.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат» Свердловской области представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении исковых требования истцу отказать. Мотивировав тем, что А.В. на момент призыва на военную службу по мобилизации состоял на воинском учете граждан, находящихся в запасе в военном комиссариате г.Полевской Свердловской области. А.В. на момент призыва на военную службу по мобилизации не подпадал ни под категорию граждан, не подлежащих мобилизации, ни под категорию граждан, которым в соответствии с действующим законодательством должна быть предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации. Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу по мобилизации и прибывших к месту прохождения военной службы, с целью исключения увечья, заболевания, по которому в соответствии с расписанием болезней предусматривается негодность к военной службе проводится силами медицинской службы воинской части. А.В. в период пребывания в запасе Вооруженных сил Российской Федерации не сообщал по месту воинского учета в военный комиссариат по месту пребывания на воинском учете об изменении в состоянии здоровья. Из материалов дела следует, что наличие у А.В. в настоящее время ряда заболеваний, медицинские документы которых датированы после мероприятий, связанных с призывом гражданина на военную службу по мобилизации, поскольку жалобы на состояние здоровья в ходе медицинского осмотра в сентябре 2022 года не заявлял, заключение военно – врачебной комиссии в установленный законом срок не оспаривал, документов, свидетельствующих о проведении независимой военно – врачебной экспертизы не предъявлял. При этом, учитывая факт признания А.В. годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья, отсутствие сообщений истца об изменении состояния здоровья как по месту воинского учета, так и призывной комиссии, пребывая в запасе, в период проведения призыва по частичной мобилизации А.В. удовлетворял критериям отбора граждан для призыва на военную службу по частичной мобилизации. Доводы о причинении А.В. вреда здоровью, морального вреда не являются состоятельными, соответственно компенсации не подлежат.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований истца, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (с последующими изменениями и дополнениями), (далее – Федеральный закон N 61-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Федеральный закон N 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации в числе прочего, перечисленного в данной правовой норме, предусматривает пребывание в запасе.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ в период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации" (далее –Федеральный закон N 31-ФЗ) призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно статье 21 Федерального закона N 31-ФЗ при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ, а также другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что А.В. состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Полевского, проходил военную службу по призыву, имеет категорию годности в военной службе Б – годен в военной службе с незначительными ограничениями.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация. Данным указом возраст мобилизованных не определен, соответственно действуют общие положения Федерального закона N 53-ФЗ, в частности статьей 53 предусмотрен предельный возраст для рядового состава запаса составляющий 50 лет. А.В. предельного возраста пребывания в запасе на момент мобилизации не достиг.
Решением призывной комиссии по мобилизации № от 22.09.2022 А.В. призван на военную службу по мобилизации, в связи с чем, 29.09.2022 он убыл для прохождения военной службы.
В соответствии с частью 1 статьей 5 Федерального закона N 53-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «О воинской обязанности и военной службе» проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, также по направлениям войск национальной гвардии Российской Федерации и органов, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Необходимость и порядок прохождения медицинского освидетельствования лицами, призывающимися на военные сборы, определяется положениями Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (ред. от 29.06.2022) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (далее – Положение).
В силу пункта 70 Положения граждане, прошедшие военную службу (приравненную службу), граждане, не проходившие военную службу и пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Организация освидетельствования граждан при призыве на военные сборы по линии Вооруженных Сил осуществляется военными комиссариатами и военными комиссариатами муниципальных образований (пункт 75 Положения).
При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе (пункт 1.2 статьи 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Из положений Федерального закона N 53-ФЗ следует, что категория годности лица к военной службе устанавливается в период его призыва на срочную военную службу (статья 5.1). В рассматриваемом случае А.В. при прохождении срочной службы в Вооруженных силах РФ установлена категория «Б», которая впоследствии не была изменена.
Исходя из вышеприведенных норм права, граждане, пребывающие в запасе, а также граждане, призываемые на военные сборы, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях. При этом медицинское освидетельствование граждан, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва или право на освобождение от призыва на военную службу, проводится по их заявлению, за исключением граждан, отказавшихся от реализации указанных прав, а также граждан, признанных временно не годными к военной службе.
Таким образом, для предоставления отсрочки от мобилизационного призыва на военную службу по состоянию здоровья гражданин, прошедший военную службу и имеющий установленную категорию годности, должен заявить об имеющихся изменениях в состоянии своего здоровья, предъявить соответствующие документы, а также изъявить желание пройти освидетельствование для уточнения заболевания, после чего такой гражданин должен быть направлен военными комиссариатами в соответствующие медицинские организации на обследование.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно книге учета медицинского осмотра граждан, призываемых (призванных) на военную службу по мобилизации и предъявивших жалобы на состояние здоровья, А.В. жалоб на состояние здоровья не предъявлял.
Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт предъявления А.В. жалоб на состояние здоровья и предъявления документов, подтверждающих наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, истцом, его представителем не предоставлено.
Доводы представителя истца о том, что у А.В. на момент призыва по мобилизации имелись какие – либо заболевания, не свидетельствует о незаконности принятого в отношении административного истца решения, поскольку истец должен быть заявить о наличии заболеваний и подтвердить, что данные заболевания препятствует его призыву по мобилизации.
Учитывая изложенное, истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих его призыву по мобилизации, в связи с чем, решение о его мобилизации было принято обоснованно.
На основании положений статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из вышеперечисленных норм права, а также статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда является формой гражданско-правовой ответственности, взыскание компенсации морального вреда возможно при наличии определенных условий, в том числе: установленного факта причинения вреда личным неимущественным правам либо совершения действий, посягающих на принадлежащие гражданину нематериальные блага, наличия вины и причинно-следственной связи между наступившими последствиями и противоправным поведением ответчика.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказан факт причинения ответчиками вреда здоровью истца, соответственно в удовлетворении требований истца об установлении факта причинения ответчиками физического вреда здоровью, следует отказать.
Истцом не доказана совокупность условий, необходимых для взыскания компенсации морального вреда, а именно, что действия (бездействия) ответчиков состоят в причинно-следственной связи с какими-либо неблагоприятными для истца последствиями, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований А.В. к призывной комиссии Полевского городского округа, ФКУ «Военный комиссариат» Свердловской области об установлении факта причинения вреда здоровью и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий судья О.В.Суетина