Решение по делу № 33а-1839/2021 от 19.05.2021

Судья Попрядухин И.А. Дело № 33а-1839/2021 г.

2а-16/282-2021

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Ермакова М.И.,

судей – Курочкиной И.А., Шуваевой Е.И.,

при секретаре Сухих Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2021 года административное дело по административному иску Кубышкина Александра Ильича к Управлению Росреестра по Курской области об оспаривании решения, поступившее с апелляционной жалобой Кубышкина А.И. на решение Фатежского районного суда Курской области от 22 марта 2021 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав представителя административного истца Кубышкина А.И. – Гепферта В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу представителя административного ответчика Управления Росреестра по Курской области по доверенности – Милюкиной Е.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Кубышкин А.И. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Курской области, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика от 26 ноября 2020 года о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 206000 кв.м. категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенное использование «для сельскохозяйственного производства», расположенный по адресу: <адрес>, образованный в результате выдела принадлежащей ему земельной доли в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером .

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный истец Кубышкин А.И. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, без учета фактических обстоятельств дела.

Административный истец Кубышкин А.И., заинтересованные лица: ООО «Курск-Агро», ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области, Фатьянов В.А., Фатьянова А.С. и Кубышкина О.И. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещенные по правилам ст.96 КАС РФ, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем, судебная коллегия в порядке ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Курского областного суда находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенное государственным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав административного истца. Требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов.

Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В данном случае суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что административные исковые требования Кубышкина А.И. не могут быть удовлетворены ввиду отсутствия указанной совокупности.

Исходя из положений частей 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядок осуществления государственной регистрации прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Как установлено судом 16 ноября 2020 года Кубышкин А.И. обратился в Управление Росреестра по Курской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 206000 кв.м., образованный в результате выдела принадлежащей ему земельной доли в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером .

Решением Управления Росреестра по Курской области от 26 ноября 2020 года, оформленного уведомлением №КУВД-001/2020-24291251/1, осуществление государственной регистрации права собственности истца на указанный земельный участок было приостановлено до 26 февраля 2021 года по мотиву непредоставления заявителем надлежащих правоустанавливающих документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

В частности решение о приостановлении регистрационных действий мотивировано непредставлением правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности Кубышкина А.И. на земельную долю размером 20,6 га в исходном земельном участке с кадастровым номером , из которого образован земельный участок с кадастровым номером .

В целях устранения причин приостановления заявителю рекомендовано представить правоустанавливающий документ на земельную долю размером 20,6 га в йодном участке.

В связи с неустранением административным истцом причин приостановления осуществления государственной регистрации прав, решением Управления Росреестра по Курской области от 26 февраля 2021 года Кубышкину А.И. в осуществлении государственной регистрации права собственности на этот земельный участок отказано, о чем заявителю сообщено уведомлением № КУВД-001/2020-24291251/1.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции на основе норм действующего законодательства, с учетом фактических обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения о приостановлении регистрации права собственности незаконным, поскольку оно является обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами закона, и прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

При проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1 - 10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: 1) сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости; 2) предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом (часть 13 названной статьи).

В ЕГРН содержатся актуальные сведения о праве общей долевой собственности Кубышкина А.И. на земельный участок с кадастровым номером с размерами принадлежащих ему долей: 7,94 га, 15,88 га и 15,88 га, однако сведения о зарегистрированном праве общей собственности на долю в том же земельном участке размером 20,6 га отсутствуют.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон №101-ФЗ) участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом.

Исходя из положений п.п. 2 - 6 ст. 13 и ст. 13.1 Федерального закона №101-ФЗ, а также п. 4.2 постановления Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 года № 12-П, существует два варианта образования новых земельных участков в счет земельных долей в исходном земельном участке, принадлежащих выделяющимся сособственникам:

1) путем принятия общим собранием участников долевой собственности решения, которым утверждаются проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки;

2) путем определения отдельными сособственниками размеров и местоположения границ выделяемых в счет их земельных долей земельных участков, проект межевания которых, подготовленный кадастровым инженером, подлежит обязательному согласованию с остальными сособственниками посредством их извещения или размещения необходимых сведений в средствах массовой информации. Указанный проект считается согласованным в случае, если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения участников долевой собственности о его согласовании от них не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков, о чем кадастровый инженер обязан составить соответствующее заключение.

Согласно ст. 11.5 ЗК РФ:

- выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок) (п. 1);

- при выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (п. 2).

Учитывая, что площадь выделяемого административным истцом Кубышкиным А.И. спорного земельного участка с кадастровым номером не соответствует размеру ни одной из принадлежащих трех земельных долей в исходном земельном участке и значительно меньше площади, соответствующей общему суммарному размеру этих земельных долей (39,7 га), а сохранение в собственности истца части его земельных долей в исходном земельном участке в размере указанной разницы между общим размером его долей в исходном земельном участке и размером площади выделяемого земельного участка будет противоречить ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ и ч. 9 ст.47Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые содержат запрет на осуществление выдела нового земельного участка в счет части доли в исходном земельном участке, принадлежащей выделяющемуся собственнику, и предусматривают безусловную полную утрату права общей долевой собственности на исходный земельный участок у выделяющегося собственника при осуществлении выдела нового земельного участка в счет принадлежащей ему доли в исходном земельном участке (исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.10.2018 года № 85-КГ18-14), истец не имеет законных оснований для приобретения права собственности на спорный земельный участок в избранном им порядке выдела из исходного земельного участка.

Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что проект межевания пяти выделяемых в их общую долевую собственность Кубышкина А.И., Кубышкиной О.Н. и Волковой А.С. земельных участков общей площадью 1032200 кв.м., который согласовывался кадастровым инженером ООО «Азимут» Пахомовой Т.В. с остальными участниками права общей долевой собственности на исходный земельный участок с кадастровым номером , путем опубликования извещения о согласовании в газете «Курская правда» от 29.09.2015 года № 117, имеющийся в материалах кадастрового дела на данный земельный участок, не содержит сведений о том, что именно спорный земельный участок площадью 206000 кв.м., подлежал передаче в собственность лишь одного из трех выделяющихся сособственников - Кубышкина А.И. (а не в общую долевую собственность указанных лиц).

При таких обстоятельствах, в частности, исходя из того, что Кубышкин А.И. не представил государственному регистратору надлежащих документов в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером , государственный регистратор законно и обоснованно приостановил осуществление государственной регистрации права собственности административного истца на указанный земельный участок.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Таким образом, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь п.1 ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Фатежского районного суда Курской области от 22 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кубышкина А.И. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

33а-1839/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кубышкин Александр Ильич
Ответчики
Межмуниципальный отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области
Другие
Кубышкина Ольга Николаевна
ООО Курск-Агро
Фатьянов Виктор Александрович
Волкова Антонина Семеновна
ФУБУ Федеральная кадастровая палата ФСГРКК
Гепферт Владимир Валерьевич
Барков Андрей Александрович
Суд
Курский областной суд
Судья
Курочкина Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.krs.sudrf.ru
21.05.2021Передача дела судье
13.07.2021Судебное заседание
20.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2021Передано в экспедицию
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее