Дело № 2-997/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Борисоглебск 17 октября 2018 года
Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:
председательствующего - судьи Гуглевой Н.Б.,
при секретаре - Сизеневой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Мельниковой Ирины Владимировны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Мельникова И.В. обратилась в Борисоглебский городской суд Воронежской области с иском, указывая, что ей на основании договора купли - продажи от 25.05.2010 на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, площадью застройки 109,9 кв.м, степень готовности - 20%, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы о Воронежской области в установленном законом порядке, запись регистрации № от 22.06.2010.
Истец Мельникова указывает в иске, что принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 741 кв.м с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации жилого дома, по адресу: <адрес>.
14 мая 2015 между Мельниковой И.В. и администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области был заключен договор аренды земельного участка № 50, согласно которому администрация БГО передала в аренду истцу указанный земельный участок на срок с 14.05.2015 года по 13.05.2018 года.
25 декабря 2017 года администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской истцу выдано разрешение на строительство № 36-33-181- 2017 со сроком действия до 25 декабря 2027 года.
На основании вышеуказанного разрешения истцом была произведена достройка объекта незавершенного строительства - возведен жилой дом литер А,А1,п/А,а, площадью 209,5 кв.м.
Истец имеет намерение получить разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию.
Из иска следует, что в июне 2018 года Мельникова И.В. обратилась в отдел архитектуры администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области для получения разрешения на ввод в эксплуатацию возведенного жилого дома, где ей сообщили, что в соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 55 ГрК для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо предоставить, в том числе, и правоустанавливающие документы на земельный участок. Вместе с тем срок аренды земельного участка истек 13.05.2018.
Заключить новый договор аренды земельного участка или продлить существующий в настоящее время не представляется возможным, так как земельный участок уже предоставлялся истцу в аренду сроком на три года для завершения строительства, и более в аренду земельный участок без проведения торгов истцу предоставлен быть не может, а нормами земельного законодательства не предусмотрена возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для оформления документов на построенный жилой, в том числе и получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Истец утверждает, что, поскольку жилой дом был построен на земельном участке, предоставленном в аренду для строительства жилого дома, истцом в с установленном законом порядке получено разрешение на строительство, построенный жилой дом соответствует всем строительным, противопожарным, градостроительным и иным нормам и правилам, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан, то за ней, Мельниковой И.В. должно быть признано право собственности на жилой дом литер А,А1,п/А,а площадью 209,5 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Истец в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мельниковой И.В. на основании договора купли - продажи от 25.05.2010 (л.д.8-9) на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, площадью застройки 109,9 кв.м, степень готовности - 20%, расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности истца на указанный объект незавершенного строительства зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы о Воронежской области в установленном законом порядке, запись регистрации № от 22.06.2010, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 22.06.2010 (л.д. 11) и выпиской из ЕГРН от 05.09.2017 (л.д. 12).
Спорный объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 741 кв.м с кадастровым №, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации жилого дома.
14 мая 2015 между Мельниковой И.В. и администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской области заключен договор аренды земельного участка № 50 (л.д.13-18), согласно которому администрация БГО передала в аренду истцу указанный объект недвижимости на срок с 14.05.2015 года по 13.05.2018 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской ЕГРН от 05.09.2018 (л.д. 21).
25 декабря 2017 года администрацией Борисоглебского городского округа Воронежской истцу выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № 36-33-181- 2017 со сроком действия до 25 декабря 2027 года (л.д. 23-24).
На основании вышеуказанного разрешения истцом произведено строительство жилого дома литер А,А1,п/А,а, площадью 209,5 кв.м. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию литер А,А1,п/А не представлено, что подтверждается техническим паспортом жилого помещения, изготовленным специалистами БТИ г. Борисоглебска филиала АО «Воронежоблтехинвентаризация» по состоянию на 09.08.2018 (л.д. 25-31).
П. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Возможность предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для оформления документов на построенный жилой, в том числе и получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию нормами земельного законодательства не предусмотрена.
В силу ч.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 1 ст. 222 ГК РФ определено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
По делу проведена судебная строительно - техническая экспертиза. Согласно заключению эксперта от 07.10.2018 (л.д. 44-50) выстроенный жилой дом литер А,А1,п/А,а общей площадью 209,5 кв.м, в том числе: жилой - 91,5 кв.м и подсобной - 118,0 кв.м, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Борисоглебск, ул.Росистая, д.№8, соответствует строительным, противопожарным, санитарным и иным нормам и правилам, предъявляемым нормативными документами к жилым одноквартирным домам в области малоэтажного жилищного строительства, при следующих условии закрепления за помещением № 2 площадью 14,1 кв.м в литере п/А его функционального назначения – «подсобное»; за помещением № 6 площадью 21,0 кв.м в литере п/А его функционального назначения – «подсобное».
Суд полагает возможным согласиться с позицией эксперта и закрепить за помещением № 2 площадью 14,1 кв.м в литере п/А и помещением № 6 площадью 21,0 кв.м в литере п/А их функциональные назначения «подсобные».
Согласно содержащимся в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, разъяснениям в целях правильного разрешения споров, связанных с правом собственности на самовольную постройку, возведенную на земельном участке, предоставленном застройщику в аренду, судам необходимо учитывать следующее.
Одним из критериев самовольности постройки в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 3 названной статьи право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с взаимосвязанными положениями подп. 2 п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 41 ЗК РФ арендатор земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Возможность предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства предусмотрена ст. 30.1 ЗК РФ.
В силу п. 1 ст. 615 ГК РФ использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что право собственности на самовольную постройку, возведенную лицом без необходимых разрешений на земельном участке, который предоставлен ему по договору аренды для строительства соответствующего объекта недвижимости, может быть признано, если такое строение создано без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и если его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При разрешении данной категории споров, помимо требований, установленных п. 3 ч. 222 ГК РФ, необходимо учитывать условия договора аренды. В случае, если участок предоставлен в аренду для возведения временных строений либо легковозводимых конструкций, основания для признания права собственности на фактически возведенное строение капитального типа отсутствуют. При заключении договора аренды собственник должен вполне определенно выразить свою волю на предоставление земельного участка в аренду для возведения строений конкретного типа.
Изучив доказательства по делу, в их совокупности, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, соответствие спорного объекта недвижимости строительным, противопожарным, санитарным и иным нормам и правилам, отсутствие реальной возможности у истца заключить новый договор аренды земельного участка, на котором возведен объект самовольного строительства, суд полагает возможным признать за истцом право собственности на выстроенный жилой дом литер А,А1,п/А,а площадью 209,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с закреплением за помещением № 2 площадью 14,1 кв.м в литере п/А и помещением № 6 площадью 21,0 кв.м в литере п/А их функциональных назначений «подсобные».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельниковой Ирины Владимировны удовлетворить.
Признать за Мельниковой Ириной Владимировной право собственности на жилой дом литер А,А1,п/А,а площадью 209,5 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с закреплением за помещением № 2 площадью 14,1 кв.м в литере п/А и помещением № 6 площадью 21,0 кв.м в литере п/А их функциональных назначений «подсобные».
Настоящее решение является основанием для внесения органами технической инвентаризации изменений в техническую документацию на жилой дом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.
Председательствующий –