Решение от 02.05.2023 по делу № 2-74/2023 (2-366/2022;) от 13.07.2022

        Дело № 2-74/2023

    УИД 67RS0009-01-2022-000284-04

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Велиж                                                       02 мая 2023 года

Велижский районный суд Смоленской области

В составе: Председательствующего (судьи) Романов А.В.,

С участием заместителя прокурора Велижского района Юрченко А.А.,

при секретаре Шпак Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Велижского района в защиту интересов Щербакова А.П. к Департаменту Смоленской области по здравоохранению, ОГБУЗ «Велижская центральная районная больница», о взыскании убытков затраченных на лечение, о понуждении к совершению действий, о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

                                 Прокурор Велижского района в защиту интересов Щербакова А.П. обратился в суд с иском к Департаменту Смоленской области по здравоохранению (далее по тексту – Департамент), ОГБУЗ «Велижская центральная районная больница» (далее по тексту – ЦРБ), о взыскании с Департамента, ЦРБ денежные средства в размере 42880 руб., затраченные на лечение дистрофии сетчатки правового глаза препаратом «афлиберцепт (Эйлеа)» в ООО «Центр Семейной Офтальмонологии»;

                                - об обеспечении Щербакова А.П. лекарственным препаратом «афлиберцепт (Эйлеа)» для завершения курса лечения дистрофии сетчатки правового глаза;

                                - о взыскании с Департамента, ЦРБ в пользу Щербакова А.П. компенсации морального вреда, в размере 10000 руб..

    В обоснование иска указали, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по обращению Щербакова А.П., с учетом конституционного права граждан на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь, которое предоставляется путем бесплатного обеспечения определенных категории граждан лекарственными препаратами, со ссылкой на положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержден распоряжением Правительства РФ №2406-р от 12.10.2019, в него включен лекарственный препарат «афлиберцепт» в лекарственных формах: концентрат для приготовления раствора для инфузий, раствор для внутриглазного введения. Щербакову А.П. в ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» (далее по тексту – СОКБ) установлен диагноз «ВМД (влажный тип течение правого глаза), начальная катаракта обоих глаз, в период с 24.12.2021 по 25.12.2021 Щербаков А.П. находился на стационарном лечение в офтальмологическом отделении СОКБ, где ему выполнена интравитреальная инъекция препарата Эйлеа (афлиберцепт) в правый глаз. Согласно клиническим рекомендациям, лечение вышеуказанным препаратом предусматривает 3 инъекции с интервалом 4 недели, 4 инъекции через 2 месяца, далее в процессе регулярного наблюдения по указаниям главного врача. В конце января 2022 года в связи с отсутствием в стационаре СОКБ данного лекарственного препарата, данный лекарственный препарат не предоставлен и медицинская помощь по его введению Щербакову А.П. не были оказаны. Препарат афлиберцепт (Эйлеа) был приобретен СОКБ только 22.02.2022, и введен истцу в офтальмологическом отделении СОКБ на 01.03.2022. В связи с необеспечением истца указанным лекарственным препаратом, медицинская помощь не была оказана своевременно, в связи с чем истец обратился в ООО «Центр Семейной Офтальмонологии» и за введение препарата «афлиберцепт (Эйлеа)», оплатил 42880 рублей, которые являются убытками истца. Департамент является специально уполномоченным государственным органом в области охраны здоровья граждан. В связи с нарушением прав истца на бесплатное оказание медицинской помощи, ему причинены нравственные и душевные страдания, так как Щербаков А.П. переживал, что в случае нарушения схемы лечения и неполучения своевременного лечения, он может потерять зрение, ему был причинен моральный вред.

    Определением суда от 16.02.2023 к участию в деле в качестве соответчика       привлечено ОГБУЗ «Смоленская областная клиническая больница» (далее по тексту – СОКБ).

    Заместитель прокурора Юрченко А.А., истец Щербаков А.П. в судебном заседание исковые требования к Департаменту и СОКБ поддерживают, просят их удовлетворить, в отношении ЦРБ считают его ненадлежащим ответчиком.

     Представитель ответчика ЦРБ, в лице Вержевикина А.Г. (доверенность), в судебном заседание исковые требования к ЦРБ не признает, просит отказать в его удовлетворении, так как считают себя ненадлежащим ответчиком, на 27.04.2021 по обращению истца выдали направление в СОКБ для оказания специализированной медицинской помощи, они не оказывали Щербакову А.П. какой-либо помощи с применением препарата «афлиберцепт (Эйлеа)», с их стороны не был причинен вред истцу.

    Представители Департамента и СОКБ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены, в представленных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, что не препятствует рассмотрению дела (ч.ч.1,3,5 ст.167 ГПК РФ).

    В представленных представителем Департамента возражениях на иск указали, что исковые требования к Департаменту не признают, считают себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как постановлением Правительства РФ №1506 от 10.12.2018 (с изменениями №927 от 18.06.2021) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, которая предусматривает за счет бюджета субъектов РФ обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории РФ лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении. Лекарственный препарат «афлиберцепт (Эйлеа)» является препаратом вводимым строго в условиях стационара, так как пациент поступил в стационар медицинской организации, то учреждение осуществляет необходимое пациенту лекарственное обеспечение, что подтверждается письмом СОКБ от 17.02.2023 №837. В связи с неосуществлением Департаментом закупки указанного лекарственного препарата, то данная закупка производится непосредственно лечебным учреждением за счет средств обязательного медицинского страхования, а не за счет средств Департамента. В случае отсутствия лекарственного препарата в медицинском учреждении, то пациент ставиться в лист ожидания или направляется в другую медицинскую организацию.

    В представленных представителем СОКБ возражениях на иск указали, что Щербаков А.П. с 2021 года получает курс лечения препаратом Эйлеа (афлиберцепт). В 2022 году документы на закупку препарата были оформлены вовремя, но по не зависящим от больницы причинам, препарат не был получен вовремя. В связи с отсутствием в стационаре на конец января 2022 года лекарственного средства, пациент был поставлен в лист ожидания, однако истец самостоятельно приобрел препарат и сделал инъекцию в частной медицинской клинике. 01.03.2022 лекарственный препарат получен в СОКБ и введен истцу 02.03.2022, в настоящее время Щербаков А.П. продолжает лечение и наблюдение в СОКБ, с периодическим введением данного препарата. С учетом хронического течения заболевания истца, сведения об окончании лечения не представляется возможным представить. В экстренных ситуациях, в том числе при необходимости срочного приобретения, СОКБ осуществляет закупку лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии, в соответствии с п.28 ч.1 ст.94 Федерального закона от 05.004.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», срок закупки не превышает 5 рабочих дней, однако Щербаков А.П. не дожидаясь закупки самостоятельно приобрел препарат и сделал инъекцию в частной медицинской клинике.

Выслушав объяснения прокурора и истца в поддержание иска, возражения представителя ответчика ЦРБ, огласив возражения представителя Департамента, представителя СОКБ, выслушав показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья).

В силу ст. 4 Закона об основах охраны здоровья, охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона об основах охраны здоровья).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона об основах охраны здоровья).

Статьей 29 Закона об основах охраны здоровья определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

     Согласно п.1 ст.81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

    В силу п.1-2 ст.83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", финансовое обеспечение оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования; бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в программах обязательного медицинского страхования, в территориальных программах обязательного медицинского страхования); иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (пункты 1, 2, 5).

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацию", ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе, предусматривающими предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, согласно гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни глаза и его придаточного аппарата (раздел 3).

- За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: гражданам (застрахованным лицам) оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение: первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные в том числе с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), в том числе в отношении лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, включая медицинскую помощь, оказываемую выездными психиатрическими бригадами, и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования. За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (раздел 5).

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 №2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которой гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы при следующих заболеваниях и состояниях: болезни глаза и его придаточного аппарата (раздел 3).

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования: осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе III Программы, в том числе в рамках диспансеризации, диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения), включая транспортные расходы мобильных медицинских бригад, а также мероприятий по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях амбулаторно, стационарно и в условиях дневного стационара, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения), включая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности;

обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой;

Приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения» включен лекарственный препарат - «афлиберцепт» (концентрат для приготовления раствора для инфузий; раствор для внутриглазного введения).

Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2021 году утверждены клинические рекомендации «макулярная дегенерация возрастная», кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем: H35.3, в пункте 3.3 и 6 предусмотрено:

- рекомендуется интравитреальное введение (в условиях операционной, под местной анестезией с использованием раствора местного анестетика, после обработки кожи век, области вокруг глаз и глазной поверхности раствором бактерицидного средства - антисептика и дезинфицирующего средства - широкого спектра действия) лекарственного средства, препятствующего новообразованию сосудов - ранибизумаба [36, 37], или афлиберцепта [36], или бролуцизумаба [[37] пациентам с влажной формой ВМД, с периодичностью инъекций в соответствии с инструкцией по использованию применяемого лекарственного препарата, с целью подавления активности ХНВ, стабилизации или повышения корригированной остроты зрения;

- при лечении афлиберцептом рекомендуется начинать с трех последовательных ежемесячных интравитреальных введений лекарственного препарата, после чего следующую инъекцию выполняют через 2 месяца. В дальнейшем двухмесячные интервалы между инъекциями могут быть сохранены либо увеличены в режиме "лечить и увеличивать интервал" на основании оценки изменения остроты зрения и/или анатомических показателей лечащим врачом. При использовании режима "лечить и увеличивать интервал" к последующим интервалам между инъекциями добавляют по 2 или 4 недели для поддержания достигнутых стабильных остроты зрения и/или анатомических показателей. В случае ухудшения остроты зрения и/или анатомических показателей интервалы между инъекциями должны быть подобным же образом сокращены до минимума, равного 2 месяцам. Через 12 месяцев лечения периодичность контроля состояния и лечения устанавливает врач в зависимости от течения заболевания (п.3.3);

- показание для плановой госпитализации в медицинскую организацию: необходимость выполнения интравитреального введения лекарственного средства, препятствующего новообразованию сосудов, и/или лазерного лечения и/или медикаментозного лечения и/или физиотерапевтического лечения при невозможности проведения лечения в амбулаторных условиях (п.6).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. N 235н утвержден «Стандарт медицинской помощи взрослым при возрастной макулярной дегенерации (диагностика и лечение)», средняя продолжительность лечения законченного случая (количество дней) - 365. Наименование оказываемой медицинской услуги – «Интравитреальное введение лекарственных препаратов», усредненный показатель кратности -5. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации – относится лекарственное средство « Афлиберцепт».

Также данный препарат «Афлиберцепт» включен в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, необходимых для оказания стационарной медицинской помощи, медицинской помощи в дневных стационарах всех типов, а также скорой и неотложной медицинской помощи», установленный Приложение №15 Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", утвержденной Постановлением Администрации Смоленской области от 28.01.2022 №25.

За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования:- застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в приложение N 16 к Территориальной программе, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 3 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.

За счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются: - обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности;

- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;

- обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.

Как следует из письменных материалов дела, Щербаков А.П. обратился к врачу- офтальмологу ОГБУЗ «Велижская ЦРБ» на 27.04.2021, был поставлен диагноз «возрастная катаракта. Возрастная макулодистрофия», для оказания специализированной медицинской помощи, истец в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи взрослому населению Смоленской области при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденного приказом Департамента №663 от 24.05.2019, был направлен в СОКБ.

С 2021 года Щербаков А.П. наблюдается в СОКБ, с диагнозом «Возрастная макулярная дегенерация, влажный тип течения справа. Открытоугольная глаукома обоих глаз».

13.12.2021 года Щербаков А.П. обратился с жалобой в филиал АО «Макс-М» в г. Смоленске, в Департамент, в прокуратуру Смоленской области, об отказе в СОКБ с сентября 2021 года в оказании медицинской помощи по введению инъекции в правый глаз, из-за отсутствия лекарственного препарата.

Департамент направил в адрес Щербакова А.П. на 24.12.2021 ответ по его жалобе, что финансирование СОКБ осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования (далее по тексту – ОМС), лекарственные препараты приобретаются руководителем медицинской организации, на момент обращения истца в СОКБ отсутствовал препарат «Афлиберцепт», который в настоящее время приобретен, с приглашением истца 24.12.2021 в офтальмологическое отделение для интравитреального введения указанного препарата.

Щербаков А.П. обратился в прокуратуру Смоленской области с заявлением от 10.02.2022, об отказе СОКБ в лечении лекарственным препаратом «афлиберцепт».

11.03.2022 прокуратурой Промышленного района г. Смоленска по результатам рассмотрения обращения истца, установлен факт не предоставления в январе 2022 года лекарственного препарата «афлиберцепт «Эйлеа»» в СОКБ, который был предоставлен истцу только 01.03.2022, при этом платное оказание медицинских услуг включенных в программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, является незаконной.

02.02.2022 Щербаков А.П. повторно обратился в филиал АО «Макс-М» в г. Смоленске, в связи с отказом в январе 2022 года в СОКБ продолжении курса лечения препаратом «афлиберцепт» из-за отсутствия лекарственного препарата в СОКБ, что послужило основанием обращения истца в ООО «Центр семейной офтальмологии», где 29.01.2022 Щербакову А.П. была выполнена повторная инъекция «афлиберцепт», для продолжения лечения, необходимо через 4 недели повторная инъекция указанным лекарственным препаратом.

Департамент на 04.03.2022 года сообщил в адрес страховой компании, что Щербакову А.П. на 01.03.2022 в СОКБ, при госпитализации в офтальмологическое отделение, введен необходимый лекарственный препарат.

В соответствии с порядком оказания медицинской помощи и стандартами ее оказания, по заболеванию «МАКУЛЯРНАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ», код Н35.3, при лечении афлиберцептом рекомендуется начинать с трех последовательных ежемесячных интравитреальных введений лекарственного препарата, после чего следующую инъекцию выполняют через 2 месяца. Данная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях.

Из представленных СОКБ выписок из медицинской карты стационарного больного на имя Щербакова А.П. видно, что истцу установлен диагноз «ВМД (влажный тип течения правого глаза), начальная катаракта обоих глаз, Н35.3. Проводилось лечение в виде интравитреального введения афлиберцепта в правый глаз:

- 24.12.2021, повторная инъекция «Эйлеа» рекомендована через 1 месяц;

- в январе 2022 года, заключения медицинской комиссии по отложению ввода второго укола инъекции не имеется, второй укол не был произведен, из-за отсутствия лекарственного препарата в СОКБ, с постановкой пациента в лист ожидания;

- 01.03.2022, контроль в апреле 2022 года.

В дальнейшим истцу был введен лекарственный препарат в СОКБ, на 17.05.2022, 22.11.2022, 28.02.2023.

По сведениям СОКБ от 17.02.2023, 31.03.2023 следует, что документы на закупку лекарственного препарата «афлиберцепт (Эйлеа)» были оформлены, но по независящим от больницы причинам, препарат не был получен, пациент самостоятельно приобрел препарат и сделал инъекцию в частной медицинской клиники. В настоящее время Щербаков А.П. продолжает лечение и наблюдение в СОКБ с периодическим введением препарата «Эйлеа» в режиме «лечить и увеличивать интервал», учитывая хроническое течение данного заболевания, срок окончания лечения, не представляется возможным установить.

Свидетель Бардашевич Л. (врач-офтальмолог ЦРБ) в судебном заседании показала, что обеспечить истца лекарственным препаратом «афлиберцепт (Эйлеа)» по бесплатным рецептам невозможно, вопросы связанные с необходимостью дальнейшего лечения указанным лекарственным препаратом истца решает только медицинская комиссия и лечащий врач СОКБ.

Таким образом, Щербаков А.П. имеет право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «афлиберцепт» при оказании стационарной медицинской помощи, при интравитреальных введений указанного лекарственного препарата, с учетом установленного диагноза заболевания глаз, при этом стандарт и рекомендации медицинской помощи с диагнозом Н35.5, предусматривает ежемесячное введение указанного лекарственного препарата в течение трёх первых месяцев. Доказательств освобождающих СОКБ от гражданско-правовой ответственности, на которой лежит обязанность по организации лекарственного обеспечения пациента при стационарном лечении, в адрес суда не представлено, в нарушение ст.ст.55-56 ГПК РФ.

С учетом не предоставления истцу бесплатно в СОКБ лекарственного препарата «Эйлеа», истец заключил договор от 13.12.2021 об оказании платных медицинских услуг с ООО «Центр семейной офтальмологии», с оплатой за оказанные ему медицинские услуги по имеющемуся заболеванию глаз и введение 29.01.2022 препарата «Эйлеа», на общую сумму 42880 рублей (кассовые чеки, договор, справка об оказанных медицинских услугах).

В соответствии с пунктом 8.1, 8.2 Приказ Минздрава России от 30.12.2020 N 1417н "Об утверждении формы типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" Медицинская организация обязуется: обеспечить оказание медицинской помощи по территориальной программе в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в пределах распределенных Организации комиссией, указанной в части 9 статьи 36 Федерального закона, объемов предоставления и финансового обеспечения медицинской помощи, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности Организации; обеспечить оказание медицинской помощи по базовой программе в соответствии с установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиями к ее оказанию, в рамках работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности Организации.

Такие действия, как взимание платы за медицинские услуги, входящие в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, приобретение застрахованными лицами при стационарном лечении лекарственных средств, нарушение пребывания гражданина в медицинской организации, а также причинение морального вреда и материального ущерба при оказании медицинской помощи медицинской организацией, являются нарушениями законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании со стороны медицинской организации (ПИСЬМО ФОМС РФ от 21 января 2013 г. N 9718/30-2).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет лица, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Следовательно, расходы истца связанные оказанием ему медицинской помощи по введению второй инъекции в январе 2022 года, как связанные с восстановлением нарушенного права, являются убытками, подлежащими возмещению.

Учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что обеспечение лекарственным препаратом включенным в Перечень жизненно необходимых и важнейших, при оказании специализированной медицинской помощи при стационарном лечении, лежит на СОКБ, то с указанного ответчика подлежат взысканию убытки истца. Основании для возложения ответственности за приобретение истцом лекарственных препаратов на Департамент и ЦРБ, в ходе судебного заседания не установлено, учитывая положения Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, относительно средств финансирования оказания медицинской помощи в части лекарственного обеспечения при стационарном лечении в СОКБ, об отсутствии оснований возмещения данных расходов за счет средств областного бюджета. Со стороны ЦРБ отсутствуют какие-либо виновные действия связанные с нарушением прав истца на бесплатное лекарственное обеспечение.

Министерством здравоохранения Российской Федерации в 2021 году утверждены Клинические рекомендации «макулярная дегенерация возрастная», также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 апреля 2022 г. n 235н утвержден «Стандарт медицинской помощи взрослым при возрастной макулярной дегенерации (диагностика и лечение)», средняя продолжительность лечения законченного случая (количество дней) – 365, при этом лечащий врач устанавливает режим "лечить и увеличивать интервал», с последующим периодичность контроля состояния и лечения устанавливает врач в зависимости от течения заболевания.

По сведениям СОКБ, с 01.03.2022 нарушении по бесплатному лекарственному обеспечению истца лекарственным препаратом «афлиберцепт (Эйлеа)» не имелось, что Щербаков А.П. подтвердил в судебном заседание (ч.2 ст.68 ГПК РФ), при этом в отношении истца продолжается лечение в режиме «лечить и увеличивать интервал», в связи с хроническим заболеванием истца, сказать о времени окончания лечения не возможно. Таким образом, требование прокурора о возложении обязанности обеспечить истца лекарственным препаратом для завершения курса лечения, является по своей сути лекарственной терапией, относится к исключительной компетенции лечащего врача или врачебной комиссии медицинской организации и зависят от состояния пациента и эффективности назначенного лечения, поэтому завершение в настоящее время курса лечения хронического заболевания не возможно, в связи с чем иск в указанной части не подлежит удовлетворению.

В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Согласно части 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь.. ) (п.1)

Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ) (п.12).

Суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований (п.25).

Медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). На медицинскую организацию возлагается не только бремя доказывания отсутствия своей вины, но и бремя доказывания правомерности тех или иных действий (бездействия), которые повлекли возникновение морального вреда (п.48).

В Постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.

Из изложенного следует, что, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Учитывая, что медицинскую помощь истцу оказывает СОКБ, которое в данном случае не смогло обеспечить истца назначенным ему лекарственным препаратом в день обращения за медицинской помощью, как это предусмотрено действующим законодательством, право истца на бесплатное своевременное обеспечение лекарством является нарушенным, что дает ему право требовать компенсации морального вреда. Доказательств которые бы свидетельствовали, об отсутствии вины СОКБ при необеспечении истца бесплатным лекарственным препаратом, не представлено суду.

При определении размера компенсации морального вреда, в связи с установленным нарушением со стороны СОКБ нематериальных благ и неимущественных прав истца (права на медицинскую помощь и охрану здоровья), учитывая обстоятельства причинения морального вреда, связанные с необходимостью истца обращения в медицинскую страховую организацию, прокуратуру, Департамент, в частную медицинскую организацию, в связи с отказом в бесплатном лекарственном обеспечении в СОКБ, принимая во внимание степень вины нарушителя, степень тяжести заболевания истца и перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с его переживанием об утрате зрения, необходимость приема лекарственного препарата, истец не мог спать ночью в связи с переживаниями из-за не получения медицинской помощи, посещение различных организации для защиты своего права, истец в связи с поездками в г. Смоленск испытывал физические нагрузки с ношением медицинской маски истцом в 2022 году в связи с поездками из г. Велижа в г. Смоленск, с учетом характера заболевания и возраста истца, индивидуальные особенности истца, возраст истца – 73 года, пенсионер, результаты лечения истца, что свидетельствует о перенесенных истцом нравственных страданиях, учитывая требования разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. в пользу истца является обоснованным.

В силу п.21 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении: иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда); иска имущественного характера, не подлежащего оценке (например, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения).

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден прокурор, в связи с удовлетворением иска прокурора, подлежит взысканию с ответчика, в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством РФ, так как ответчик СОКБ не освобожден от уплаты государственной пошлины в доход государства.

По требованиям имущественного характера подлежащим оценке, размер государственной пошлины составляет 1486 рублей, по требованиям неимущественного характера – 300 рублей, а всего на общую сумму 1786 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░ 1026701454482, ░░░ 6731003463), ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░ 1026701454482, ░░░ 6731003463) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ):

- ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ (░░░░░)» ░░░░░ 42880 (░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░░,

- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ 10000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

2. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

3. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» (░░░░ 1026701454482, ░░░ 6731003463) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1786 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░

2-74/2023 (2-366/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Велижского района
Ответчики
ОГБУЗ "СОКБ"
ОГБУЗ "Велижская ЦРБ"
Департамент Смоленской области по здравоохранению
Другие
Щербаков Анатолий Петрович
Суд
Велижский районный суд Смоленской области
Судья
Романов Алексей Викторович
Дело на сайте суда
velizh.sml.sudrf.ru
13.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2022Передача материалов судье
20.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.05.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2023Дело оформлено
02.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее