Судья Доколина А.А. Дело № 33-3107/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Задворновой Т.Д.
судей Драчева Д.А., Суринова М.Ю.
при секретаре Кумачевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Драчева Д.А.
21 мая 2019 года
дело по апелляционной жалобе Соколова Алексея Александровича на решение Кировского районного суда г.Ярославля от 24 января 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Соколова Алексея Александровича оставить без удовлетворения.»
По делу установлено:
Соколов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» о признании приказов незаконными, возложении обязанности назначить пособие по безработице.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Соколов А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 23.08.2017 года Соколов А.А. обратился в ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля», ему назначено пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Ярославской области. 04.12.2017 года Соколов А.А. был призван для прохождения военной службы в ряды Российской Армии. С 13.12.2017 года выплата пособия по безработице Соколову А.А. была приостановлена в связи с нарушением, без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного, а с 22.02.2018 года истец был снят с учета в качестве безработного. Истец указывает, что фактически нарушений он не допускал, так как объективно не мог явиться на перерегистрацию в связи с призывом на военную службу. 10.08.2018 года истец был уволен с военной службы (комиссован по состоянию здоровья). 16.08.2018 года Соколов А.А. вновь зарегистрировался в ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» в целях поиска подходящей работы и признан безработным. За август 2018 года ему начислено и выплачено пособие по безработице в размере минимальной величины в сумме 246 рублей 77 копеек.
Истец полагает, что назначение ему пособия по безработице в размере минимальной величины является незаконным, и просил, с учетом уточнения исковых требований, признать незаконным приказ заместителя директора ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» от 24.08.2018 года №236ДТ18/10634 в части назначения Соколову А.А. пособия по безработице в размере 246 рублей 77 копеек; признать незаконным приказ директора ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» от 22.12.2017 года №356ПР17/12729 о приостановлении Соколову А.А. выплаты пособия по безработице; признать незаконным приказ директора ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» от 26.02.2018 года №057ПК18/127111 о прекращении выплаты Соколову А.А. пособия по безработице; признать незаконным приказ директора ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» от 26.02.2018 года №057ДЯ18/127113 о снятии Соколова А.А. с учета в качестве безработного; обязать ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» назначить и выплатить Соколову А.А. пособие по безработице, как лицу из числа детей-сирот, впервые ищущему работу, в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в Ярославской области, за 6 месяцев, начиная с 16.08.2018 года и до фактического трудоустройства, но не далее 05.11.2018 года за вычетом полученного пособия по безработице за период с 23.08.2017 года по 03.12.2017 года в сумме 116 879 рублей 42 копейки.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Соколов А.А.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. Доводы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значения для дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам жалобы, исследовав материалы дела, заслушав в поддержание доводов жалобы представителя Соколова А.А. по ордеру Трофимову Н.В., судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решение суда и удовлетворению не подлежит.
Согласно пункту 1 статьи 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон), пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В силу абзацев 2 и 4 пункта 2 статьи 35 указанного Закона РФ выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.
Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что занятыми считаются граждане, в т.ч. проходящие военную службу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 указанного Закона пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В соответствии с пунктом 14 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года N 891, безработные граждане, не явившиеся в установленные государственными учреждениями службы занятости населения сроки посещения для подбора подходящей работы, могут предъявить документы, подтверждающие наличие уважительных причин неявки.
Приказом Минтруда России от 15 января 2013 года N 10н утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отмены оспариваемых истцом приказов ответчика: о приостановлении выплаты истцу пособия по безработице от 22.12.2017 г.; прекращении выплаты пособия по безработице от 26.02.2018 г.; снятии истца с учета в качестве безработного от 26.02.2018 г., назначении пособия по безработице в размере минимальной величины от 24.08.2018 г. не имеется, поскольку в связи с прохождением военной службы в период с 04.12.2017 г. до 10.08.2018 г., истец считается занятым, утрачивает статус безработного со снятием с учета в качестве безработного и прекращением выплаты пособия по безработице. После прохождения военной службы истец не является лицом, впервые признанным службой занятости безработным с правом на выплату пособия в размере среднемесячной начисленной заработной платы в Ярославской области. Кроме того, прохождение военной службы в силу приказа Министерства труда и социальных защиты РФ от 15.01.2013 г. № 10н не отнесено к перечню уважительных причин для неявки в установленный учреждением службы занятости срок посещения для подбора подходящей работы, который истцом соблюден не был. При указанных обстоятельствах изначально назначенная истцу приказом ответчика от 14.09.2017 г. выплата пособия по безработице прекращена правомерно и оснований для такой выплаты за период с 16.08.2018 г. до 05.11.2018 г. не имеется.
С выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований судебная коллегия соглашается, считает его в целом правильным, основанным на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Нормы материального права, в том числе положения ст. 2, п. 1 ст. 31, ст. 34.1, п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» применены и истолкованы судом верно.
Анализируя приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает в качестве занятых граждан, которые не могут быть признаны безработными, лиц проходящих военную службу (ст. 2), то соответственно выплата пособия по безработице истцу подлежала прекращению одновременно со снятием его с учета в качестве безработного (п. 2 ст. 35) с момента призыва его на военную службу. Таким образом, оснований для выплаты пособия по безработице истцу как лицу впервые признанному безработным за указанный им период с 16.08.2018 г. до 05.11.2018 г. не имеется.
Кроме того, как видно из материалов дела, при постановке в ГКУ ЯО Центр занятости населения г.Ярославля на учет Соколову А.А. 23.08.2017 г. разъяснялись права и обязанности безработного, что подтверждается его личной подписью в личной карточке безработного, на листке с перечнем правил для безработного в том числе, его обязанность своевременно сообщать обо всех изменениях, связанных с трудоустройством (л.д. 17).
Из представленного в деле военного билета Соколова А.А. следует, что призван на военную службу истец был на основании решения призывной комиссии Дзержинского и Ленинского районов г. Ярославля от 04.12.2017 г. (л.д. 15).
Вместе с тем, доказательств тому, что о данном обстоятельстве в соответствии с приведенными выше правилами в службу занятости он сообщил при посещении в назначенный день 12.12.2017 г. при перерегистрации в материалы дела истцом не представлено. Материалами личного дела безработного подтверждено, что истец в день посещения службы занятости 12.12.2017 г. в целях перерегистрации в качестве безработного 12.12.2017 г. подал лишь заявление о предоставлении государственной услуги по информированию относительно спроса и предложения на рынке труда, а также получил от специалиста службы занятости вариант оплачиваемой вакантной работы для самостоятельного посещения работодателя.
При этом, не смотря на принятое призывной комиссией 04.12.2017 г. решение относительно призыва самого истца на военную службу, никаких иных заявлений, в т.ч. относительно снятия с учета в связи с призывом на военную службу, от истца в службу занятости населения в рамках взаимодействия не поступало (л.д. 66).
Между тем, действуя разумно и добросовестно, выполняя правила, с которыми был ознакомлен, информацию о призыве на военную службу истец должен был довести до сведения учреждения службы занятости населения в день перерегистрации 12.12.2017 г.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
С учетом характера и последствий действий истца во взаимоотношениях со учреждением службы занятости населения - ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля» при перерегистрации в качестве безработного 12.12.2017 г. добросовестным его поведение, по мнению судебной коллегии, признано быть не может, в связи с чем, оснований для защиты принадлежащего истцу права не имеется.
По изложенным мотивам ссылки истца в апелляционной жалобе о его неявке в ГКУ ЯО «ЦЗН г.Ярославля», послужившей основанием к изданию оспариваемых им приказов и прекращению выплаты пособия по безработице, по уважительной причине, в связи с прохождением военной службы по призыву, обоснованными не являются. Оснований полагать право истца на получение пособия по безработице нарушенным ответчиком судебная коллегия не усматривает.
По изложенным мотивам апелляционная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г.Ярославля от 24 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова Алексея Александровича на указанное решение – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи