Решение по делу № 33а-2070/2022 от 04.08.2022

Судья Галаха Е.В.

Докладчик Павлова О.Ю. (УИД 65RS0-51)

Дело № 33а-2070/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Павловой О.Ю.,

судей Седых Н.А., Лавровой О.В.,

при помощнике Гимрановой Н.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Северо-Курильской территориальной избирательной комиссии об оспаривании решения об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Сахалинского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на решение Северо-Курильского районного суда от 21 июля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Павловой О.Ю., судебная коллегия

установила:

Сахалинское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее - Сахалинское областное отделение КПРФ) 17 июля 2022 года обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Северо-Курильской территориальной избирательной комиссии от 09 июля 2022 года № 19/42 об отказе в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Сахалинским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» по единому избирательному округу. В обоснование требований указало, что уполномоченным представителем избирательного объединения 07 июля 2022 года в Северо-Курильскую территориальную избирательную комиссию сдан пакет документов для выдвижения списка кандидатов в депутаты Северо-Курильского городского округа. 09 июля 2022 года этим же уполномоченным представителем в Северо-Курильскую территориальную избирательную комиссию представлены недостающие документы к ранее поданному списку кандидатов, однако Северо-Курильская ТИК не приняла его во внимание и отказала в заверении списка кандидатов в депутаты, что является прямым нарушением принципа равенства кандидатов, установленного статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Ссылаясь на положения пункта 1.1 статьи 38 указанного Федерального закона, считая, что весь необходимый для заверения пакет документов сдан в установленный срок в Северо-Курильскую ТИК, просило признать незаконным и отменить решение Северо-Курильской ТИК от 09 июля 2022 года № 19/42, обязать Северо-Курильскую ТИК принять решение о заверении списка кандидатов в депутаты Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва, выдвинутого Сахалинским областным отделением КПРФ по единому избирательному округу.

Решением Северо-Курильского районного суда от 21 июля 2022 года в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Сахалинского областного отделения КПРФ Ашихмин П.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, полагая ошибочным вывод суда первой инстанции о неприменении к спорным правоотношениям положений части 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указывает, что в силу данной нормы избирательное объединение вправе вносить дополнения и уточнения в документы, представленные при выдвижении, не позднее чем за один день до дня рассмотрения вопроса о регистрации списка, и не содержит запрета вносить дополнения и уточнения в поданные при выдвижении документы в период с момента подачи документов на выдвижение списка кандидатов и до принятия избирательной комиссией решения о его заверении.

Относительно доводов апелляционной жалобы поступили письменные возражения Северо-Курильской ТИК и участвующего в деле прокурора.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Сахалинского областного отделения КПРФ Ашихмин П.Г. на удовлетворении жалобы настаивал по изложенным в ней доводам. Дополнительно указал, что оспариваемое решение Северо-Курильской ТИК не соответствует требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку непредставление необходимых документов могло являться основанием для исключения кандидата из списка до его заверения, а не для отказа в заверении всего списка. Вместе с тем административным ответчиком решение об исключении кандидатов из списка не принималось. Обратил внимание на неисполнение территориальной избирательной комиссией обязанности известить избирательное объединение о наличии недостатков в представленных документах, отсутствии необходимых документов до принятия решения об отказе в заверении списка.

Представитель избирательной комиссии Сахалинской области Джавашвили Р.В. в суде апелляционной инстанции против жалобы возражал, просил решение оставить без изменения.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем на основании части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав участников, заключение прокурора Сущенко Е.П., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ), части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации жалоба на решение комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в суд в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.

С таким административным исковым заявлением в суд может обратиться, в числе прочих, избирательное объединение, в отношении которого вынесено такое решение (часть 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

Аналогичные положения предусмотрены частью 5 статьи 27 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО).

Согласно пункту 14 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Пунктом 14.3 этой же статьи установлено, что решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанных в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, представляет в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружную избирательную комиссию документы, указанные в пунктах 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, после чего считается выдвинутым, приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, а избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата.

Согласно части 8 статьи 29 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представляет в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем через 20 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении муниципальных выборов до 18 часов по местному времени следующие документы одновременно:

1) список кандидатов, выдвинутый по единому избирательному округу, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость в списке кандидатов указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом также должны быть указаны;

2) в отношении каждого лица, включенного в список кандидатов, - заявление в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, содержащее сведения, предусмотренные частями 6, 7 и 7-1 статьи 27 настоящего Закона, и документы, предусмотренные частями 6-1 и 8 статьи 27 настоящего Закона;

3) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами данной политической партии;

4) копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, - также решение о его создании. Копии указанных в настоящем пункте документов могут быть удостоверены нотариально либо заверены лицом, уполномоченным на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения;

5) решение о назначении и список уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам;

6) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения) о выдвижении списка кандидатов;

7) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии;

8) нотариально удостоверенную копию соглашения, предусмотренного пунктом 1-1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов, если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что список кандидатов представляется в избирательную комиссию муниципального образования на бумажном носителе по форме, утверждаемой этой комиссией. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован, заверен подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).

Согласно части 10 этой же статьи избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня приема документов, указанных в части 8 настоящей статьи, заверяет список кандидатов либо отказывает в его заверении, отказ должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», Федеральным законом, отсутствие документов, предусмотренных пунктами 1, 3-8 части 8 настоящей статьи. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 27 настоящего Закона, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Частью 6 статьи 27 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.

Согласно части 8 приведенной статьи вместе с заявлением, указанным в части 6 настоящей статьи, в комиссию, определяющую результаты в округе, должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону. Сведения, указанные в настоящей части, представляются независимо от величины средней нормы представительства избирателей в муниципальном образовании, определяемой при проведении выборов депутатов. Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, вкладов в банках, ценных бумаг и в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.

Определяя условия регистрации кандидатов, списка кандидатов нормы Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО и Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регламентируют, что заявление каждого из кандидатов о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата из списка, а также об имуществе, принадлежащем им на праве собственности (в том числе совместной), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, должны быть поданы вместе со всеми документами, необходимыми для выдвижения списка кандидата, один раз единовременно.

Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 28 января 2021 года № 181/953 сформирована Северо-Курильская территориальная избирательная комиссия (далее - Северо-Курильская ТИК) в количестве пяти членов с правом решающего голоса; постановлением от 28 января 2021 года № 181/954 председателем Северо-Курильской ТИК назначен Ф.И.О.7

Решением Собрания Северо-Курильского городского округа от 16 июня 2022 года № 6/28-6 назначены выборы депутатов Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва на 11 сентября 2022 года.

Принимая во внимание, что решение о назначении выборов официально опубликовано 17 июня 2022 года, соответствующие сведения должны быть поданы до 18 часов 00 минут 07 июля 2022 года.

Согласно подтверждению о приеме документов для выдвижения кандидатов (списка кандидатов) в депутаты Собрания Северо-Курильского городского округа 07 июля 2022 года в 15 часов 31 минуту в Северо-Курильскую ТИК уполномоченным представителем Сахалинского областного отделения КПРФ подан список кандидатов, в числе требуемых документов не представлены в отношении всех кандидатов: копии документов о профессиональном образовании кандидатов; справки с основного места работы (копии трудовых книжек, выписки из трудовых книжек или иные документы, подтверждающие сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, документы, подтверждающие сведения о роде занятий) кандидатов; справки о принадлежности кандидатов к политической партии, общественному объединению и статусе в нем в отношении кандидатов, указавших такие сведения в заявления о согласии баллотироваться; справки об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе; сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.

Кроме того, представлены заявления кандидатов о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов и копии паспортов только в отношении 10 кандидатов из указанных в списке 11 человек.

Решением Северо-Курильской территориальной избирательной комиссии от 09 июля 2022 года № 19/42 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва, выдвинутых Сахалинским областным отделением политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» на выборах депутатов Собрания Северо-Курильского городского округа седьмого созыва по единому избирательному округу, в связи с несоблюдением требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», а также отсутствием полного пакета документов, предусмотренных пунктами 1, 3-8 части 8 статьи 29 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области».

Согласно протоколу заседания Северо-Курильской ТИК от 09 июля 2022 года решение принято единогласно, участие в голосовании принимало четыре члена комиссии из пяти присутствовавших на заседании, Ф.И.О.8, являющийся членом Сахалинского областного отделения политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации», участия в голосовании не принимал.

Оспаривая принятое Северо-Курильской ТИК решение об отказе в заверении списка кандидатов от 09 июля 2022 года, административный истец указывает, что недостатки в поданных документах были устранены 09 июля 2022 года, в связи с чем, по его мнению, Северо-Курильская ТИК обязана была учесть эти документы при вынесении оспариваемого решения.

Судебная коллегия признает данные доводы, равно как и утверждение административного истца о наличии у избирательной комиссии обязанности уведомить избирательное объединение о наличии недостатков в виде отсутствия каких-либо документов, несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно пункту 1.1. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Пунктами 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона предусмотрено представление заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, с указанием фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документа, заменяющего паспорт гражданина, идентификационного номера налогоплательщика (при наличии), страхового номера индивидуального лицевого счета, гражданства, сведений о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - рода занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа (пункт 2).

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 статьи 33 либо на основании пункта 14.3 статьи 35 этого же Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах (пункт 3).

Пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

Таким образом, из совокупности приведенных правовых положений следует, что кандидат и избирательное объединение вправе вносить уточнения и дополнения только в те документы, которые ранее были представлены в установленные сроки в избирательную комиссию, а дополнительно представлять вправе лишь перечисленные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ документы, соответственно избирательная комиссия обязана известить кандидата, избирательное объединение о неполноте сведений о кандидатах либо несоблюдении требований закона к оформлению документов в случаях выявления недостатков в оформлении представленных для регистрации документов, а не в случае непредставления таких документов.

Анализ названных правовых норм свидетельствует об отсутствии в законодательстве Российской Федерации положений, дающих участникам избирательного процесса право дополнительно предоставлять любые непредставленные своевременно документы, требующиеся для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов.

Указанная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года № 1742-О, согласно которой кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Соответствующий подход в отношении понимания и применения приведенных законоположений нашел свое подтверждение, в частности, в пункте 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (утверждены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6).

Таким образом, из указанных положений федерального и регионального законодательства следует, что Сахалинское областное отделение КПРФ не вправе дополнительно представлять в избирательную комиссию недостающее заявление кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу и справки о доходах всех выдвинутых в составе списка кандидатов, поскольку они не представлены им одновременно с другими документами для уведомления о выдвижении.

Представление после подачи в избирательную комиссию документов о выдвижении недостающих документов, не перечисленных в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является нарушением законодательства о выборах.

При этом необходимо учитывать, что основаниями для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением на выборах депутатов Северо-Курильского городского округа, могут служить исключительно существенные нарушения требований к выдвижению списков кандидатов, предусмотренные Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», либо отсутствие документов, прямо перечисленных в пунктах 1, 3-8 части 8 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО.

Отсутствие документов кандидата, предусмотренных частями 6 и 8 статьи 27 названного Закона, является основанием для исключения избирательной комиссией муниципального образования этого кандидата из списка кандидатов до его заверения.

Однако как установлено в ходе рассмотрения дела, Сахалинское областное отделение КПРФ 07 июля 2022 года не представило сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем им на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах в отношении всех включенных в список кандидатов, тогда как предоставление этих документов в дополнение к поданному для заверения списку кандидатов в силу вышеприведенных норм закона не допускается.

В этой связи оспариваемое решение Северо-Курильской ТИК об отказе в заверении списка кандидатов соответствует требованиям действующего законодательства и признанию незаконным не подлежит.

Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого решения Северо-Курильской ТИК требованиям законодательства по причине непринятия предварительного решения об исключении каждого из включенных в список кандидатов, не основаны на законе, поскольку положениями как федерального, так и регионального избирательного законодательства не предусмотрено такое основание для отказа в заверении списка как исключение всех кандидатов из списка, выдвинутого избирательным объединением.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, полностью повторяют позицию административного истца, изложенную при рассмотрении спора судом первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северо-Курильского районного суда от 21 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сахалинского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий О.Ю. Павлова

Судьи Н.А. Седых

О.В. Лаврова

33а-2070/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Северо-Курильского района
Сахалинское областное отделение КПРФ
Ответчики
Северо-Курильская ТИК
Другие
Избирательная комиссиия Сахалинской области
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Павлова Ольга Юсуповна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
04.08.2022Передача дела судье
08.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2022Передано в экспедицию
08.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее