Дело №2-162/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года п.Вурнары
Чувашской Республики
Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:
председательствующего судьи Филиппова О.А.,
при секретаре Копыловой Л.И.,
с участием:
представителя истца- Федорова Л.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- Петровой Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело
по иску Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в части незаконным, об обязании ответчика включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ Павловой Г.В.отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, как не имеющей необходимый специальный стаж не менее 25 лет работы в учреждениях здравоохранения.
Из указанного решения, данных о стаже, предварительных результатов расчета стажа, трудовой книжки истца следует, что в специальный стаж работы Павловой Г.В., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста, не включены периоды нахождения ее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком, в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности медицинской сестры физиопроцедурного кабинета <данные изъяты> участковой больницы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты> отделения общей врачебной (семейной) практики Бюджетного учреждения Чувашской Республики «<данные изъяты> что по ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж ее работы в соответствии постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, от 16.07.2014 года №665, положениями Постановления Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-П составляет 24 года 3 месяца 5 дней.
Павлова Г.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с иском о признании указанного решения Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; об обязании Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования Павлова Г.В. мотивировала тем, что её трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, состоит из следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности фельдшера-акушерки в фельдшерско-акушерском пункте <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности медицинской сестры <данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работа в должности медицинской сестры стоматологического кабинета МУЗ «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работа в должности медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты>». Её работа на указанных выше должностях подтверждается трудовой книжкой и другими представленными документами. Кроме того, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила курсы повышения квалификации. Таким образом, общая фактическая продолжительность стажа работы, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на 21 ноября 2017 года составляла 24 года 05 месяцев 22 дня. При изложенных обстоятельствах в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при наличии специального стажа в 25 лет, связанного с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. ДД.ММ.ГГГГ года она обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением о включении курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, однако решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ во включении курсов повышения квалификации в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, отказано. Основанием не включения курсов повышения квалификации в специальный стаж для назначения ей страховой пенсии по мнению ответчика послужило то, что их включение не предусмотрено нормами постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...». Решение ответчика является незаконным. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (п.«ж» ч.1), утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, предусматривало включение времени нахождение на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности. К тому же в соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии. Указанные гарантии установлены ст.187 Трудового кодекса РФ, согласно которым при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1379 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», предусмотрено включение в специальный стаж для назначении льготной пенсии времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала соответствующая деятельность. Кроме этого, для отдельных категорий работников, в том числе и медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. С вступлением в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами группы депутатов Республики Саха Якутия, Думы Чукотского автономного округа и жалобы ряда граждан» исчисление стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения может осуществляться по ранее действующим правилам и нормам. Согласно п.1 ст.14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст.11 и 12 этого же закона (страховой стаж включаются период работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взнося в Пенсионный фонд Российской Федерации), после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Изложенное само по себе свидетельствует о том, что она исполняла трудовые обязанности, следовательно, указанные периоды подлежат включению в специальный стаж. При указанных обстоятельствах к установленному к ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением- Управлением Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) специальному стажу продолжительностью 24 года 03 месяцев 05 дней, дающему ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, подлежат присоединению периоды нахождения меня на курсах повышения квалификации. Таким образом, общая фактическая продолжительность стажа работы, дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 24 года 05 месяцев 22 дня. Следовательно, доводы ответчика, изложенные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации являются необоснованными.
Истец Павлова Г.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, с участием ее представителя Федорова Л.Г., указав, что исковые требования поддерживает.
В судебном заседании представитель истца- Федоров Л.Г. поддержал исковые требования по изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что свидетельство о повышения квалификации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не выдавалось.
Представитель ответчика- Петрова Н.А. исковые требования по основаниям, изложенным в возражении Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на исковое заявление, не признала, просила отказать в удовлетворении заявления о возмещении судебных расходов.
В возражении Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) на исковое заявление Павловой Г.В. указано, что Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы являются правоприменительными органами и в своей деятельности обязаны строго руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования законодательства для ПФР и его территориальных органов являются обязательными к исполнению, право толкования положений законодательства Фонду не предоставлено. В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочно страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения пенсии утверждаются при необходимости Правительством Российской Федерации. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы, дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы, имевшие место до дня вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 года по 31.12.2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года- для учета периодов деятельности, имевшей место до 01.01.1992 года. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального Закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона №173-Ф3». Согласно п.4 Правил в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации Правилами от 2002 года не предусмотрены. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, пенсионного дела истца, суд считает доводы ответчика несостоятельными и необходимым удовлетворить исковые требования.
В ДД.ММ.ГГГГ году Павлова Г.В. окончила <данные изъяты> медицинское училище Министерства здравоохранения Чувашской АССР по специальности: «Акушерская» с присвоением квалификации: «Акушерка», что подтверждается дипломом серии <данные изъяты> №, свидетельством о заключении брака серии <данные изъяты> №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно трудовой книжке, решению ответчика, справке БУ Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, справке БУ Чувашской Республики «<данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, приказам, свидетельству, удостоверениям о повышении квалификации, сертификатам, Павлова Г.В.:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности акушерки в <данные изъяты> фельдшерско-акушерском пункте <данные изъяты> центральной районной больницы,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры физиопроцедурного кабинета <данные изъяты> участковой больницы <данные изъяты> центральной районной больницы,
- в 2001 году на основании распоряжения главы администрации <данные изъяты> района Чувашской Республики, приказа главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> центральная районная больница переименована в Муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>»,
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры стоматологического кабинета Муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает медицинской сестрой врача общей практики Хормалинского <данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики,
- с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «<данные изъяты>» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,
- с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, приказа главного врача № от ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ «<данные изъяты>» переименовано в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики,
- с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ БУ Чувашской Республики «<данные изъяты> Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение Чувашской Республики «<данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики,
- на основании приказа главного врача <данные изъяты> центральной районной больницы № от ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> медицинском училище по циклу «Физиотерапия»,
- на основании приказа главного врача БУ Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БОУ СПО «<данные изъяты>» по циклу усовершенствования «Первичная медико-санитарная помощь населению»,
- на основании приказа главного врача БУ Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БОУ СПО «<данные изъяты>» по циклу тематического усовершенствования «Организация проведения профилактических прививок и туберкулинодиагностика»,
- на основании приказа главного врача БУ Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в БПОУ «<данные изъяты>» Минздрава Чувашии по циклу «Первичная медико-санитрная помощь взрослому населению».
- экзаменационной квалификационной комиссией Павловой Г.В. ДД.ММ.ГГГГ выдан сертификат о том, что она сдала квалификационный экзамен с присвоением специальности «Сестринское дело», ДД.ММ.ГГГГ- сертификат о том, что она сдала квалификационный экзамен с присвоением специальности «Общая практика», сертификат действителен в течении 5 лет.
В соответствии со ст.ст.81, 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» №340-1 от 20 ноября 1990 года, действовавшего до 01 января 2002 года, пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения устанавливалась при выслуге не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.
Согласно ст.7 и подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17.12.2001 года, не применяющегося с 01 января 2015 года, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, имели лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со ст.8, п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2013 года, вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
БУ Чувашской Республики «<данные изъяты>» Министерства здравоохранения Чувашской Республики <данные изъяты>), находится в сельской местности. <данные изъяты> фельдшерско-акушерский пункт <данные изъяты> центральной районной больницы находился в сельской местности- в <адрес>
Согласно п.1 ст.10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами РФ при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с ч.ч.2, 3, 4 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. «н» п.1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечения» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ Федерации от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»,- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4, 5 п.2 указанного постановления,- для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 год включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»),- для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», также осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.
В силу п.п.4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» не содержат запрет на включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 года №185-ФЗ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст.187 Трудового кодекса РФ в действующей редакции при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии со ст.196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденном приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998 года №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием».
Таким образом, в соответствии со специальными нормативными актами для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы по специальности и приравнивается к служебной командировке.
Работа истца- Павловой Г.В. в должности медицинской сестры физиопроцедурного кабинета <данные изъяты> участковой больницы, медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включена в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста, составляющий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 24 года 3 месяцев 5 дней. В период нахождения на курсах повышения квалификации трудовые отношения с Павловой Г.В. не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления, на курсы повышения квалификации она направлялась работодателем, нахождение на курсах повышение квалификации было связано с осуществлением ею своей профессиональной деятельности в учреждении здравоохранения. Поэтому периоды её нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа.
Истец также просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 рублей, расходы, связанные с оформлением доверенности, в размере 2050 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, о чем суду представлено письменное заявление.
Как следует из квитанции серии «<данные изъяты> №, ДД.ММ.ГГГГ истцом адвокату Федорову Л.Г. за составление искового заявления и участие в суде уплачено 7000 рублей.
Согласно справке нотариуса <данные изъяты> нотариального округа Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, за удостоверение и оформление ДД.ММ.ГГГГ доверенности на представителя Федорова Л.Г. истец Павлова Г.В. уплатила 2050 рублей.
Судебные расходы согласно ст.88 ГПК РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в принятых Судом решениях (Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О, Определении от 25 февраля 2010 года N 224-О-О, Определении от 17 июля 2007 года N 382-О-О, Определении от 22 марта 2011 года N 361-О-О) обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другой стороны в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым- на реализацию требования ст.17 (часть 3) Конституции РФ.
В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч.3 ст.111 АПК РФ, ч.4 ст.1 ГПК РФ, ч.4 ст.2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Как разъяснено в п.п.12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч.1 ст.100 ГПК РФ, ст.112 КАС РФ, ч.2 ст.110 АПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Из совокупности вышеприведенных норм процессуального права и данных вышестоящими судами разъяснений относительно их применения, следует вывод о том, что суд наделен правом уменьшать размер судебных издержек в виде расходов на оплату услуг представителя, если этот размер носит явно неразумный (чрезмерный) характер, в том числе и в тех случаях, когда другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов, при этом суд не вправе уменьшать его произвольно без приведения соответствующей мотивировки.
Учитывая объем работы, проделанной представителем истца, количество и продолжительность судебных заседаний, в котором участвовал представитель истца, сложность и объем дела, требования разумности, суд считает необходимым в пользу истца взыскать с ответчика расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
В п.2 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что расходы на оформление доверенности представителя могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как следует из текста доверенности Павловой Г.В. от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом <данные изъяты> нотариального округа Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой Федоров Л.Г. участвовал в рассмотрении настоящего дела в качестве представителя истца, доверенность Федорову Л.Г. выдана на представление интересов Павловой Г.В. во всех судебных, административных и правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуры, Федеральной службе судебных приставов, не только на ведение данного конкретного дела.
Следовательно, данная доверенность может быть использована при представлении интересов истца не только в связи с рассмотрением настоящего дела, но и по другим делам в порядке гражданского, административного судопроизводства, по делам об административных правонарушениях, по уголовным делам, в связи с чем расходы истца по оформлению и нотариальному удостоверению доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с ответчика не могут быть взысканы.
При подаче иска истцом в соответствии с подп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая истцу подлежит возмещению ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный стаж работы Павловой <данные изъяты>, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности медицинской сестры физиопроцедурного кабинета <данные изъяты> участковой больницы, медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики <данные изъяты> незаконным.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) включить периоды нахождения Павловой <данные изъяты> на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время работы в должности медицинской сестры физиопроцедурного кабинета <данные изъяты> участковой больницы, медицинской сестры врача общей практики <данные изъяты> Министерства здравоохранения Чувашской Республики <данные изъяты>)в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Взыскать с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) в пользу Павловой <данные изъяты> 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины, 5000 (пять тысяч) рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
Во взыскании с Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Вурнарском районе Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) расходов по оформлению доверенности на представителя в сумме 2050 рублей Павловой <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики с подачей апелляционной жалобы в Вурнарский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19 марта 2018 года.
Судья Вурнарского районного суда О.А.Филиппов