УИД 54RS0018-01-2021-002451-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 августа 2022 года г. Искитим Новосибирской области
Резолютивная часть решения оглашена 08.08.2022.
Мотивированное решение составлено 09.08.2022.
Суд первой инстанции - Искитимский районный суд Новосибирской области
в с о с т а в е:
председательствующий судья Емельянов А.А.,
при ведении протокола и аудиопротоколирования секретарем Котенёвой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Громова Вячеслава Александровича к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога об установлении местоположения границ земельного участка, наличии реестровой ошибки, признании результатов межевания недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Истец Громов В.А. обратился в суд с иском к ответчикам Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога об установлении местоположения границ земельного участка, где просит:
1.Установить факт наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границ земельного участка с кадастровым номером Номер, с координатами, указанными в схеме расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером Кадашевым В.И., а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
2. Признать недействительным I Установление Искитимского района Новосибирской области от 23.12.2002 года № 626 «Об утверждении проекта границ земельного участка полосы отвода ФГУП Западно-Сибирская железная дорога» в части границ земельного участка с кадастровым номером Номер, с координатами, указанными в схеме расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем, а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
3. Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером Номер, в части его границ с координатами, указанными в схеме расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем, а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Удалить из ЕГРН данные о части границ земельного участка с кадастровым номером Номер с указанными выше координатами.
4.Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации в части границ земельного участка с кадастровым номером Номер, с координатами указанными в схеме расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем, а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Погасить запись о нем в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в части границ с указанными выше координатами.
5. Признать отсутствующим право аренды ОАО «РЖД» в части границ земельного участка с кадастровым номером Номер. с координатами указанными в схеме расположения земельных участков, выполненной кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем, а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Погасить запись о нем в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) в части границ с указанными выше координатами.
6. Определить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером Номер в соответствии с координатами, указанными в межевом плане, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем 05.03.2021 года, а именно:
№ |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
В обоснование иска указано, что истец Громов является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <Адрес> (адрес присвоен на основании постановления Администрации Мичуринского сельсовета Искитимского района от 17.02.2021 № 19-п «О присвоении адреса земельному участку с кадастровым номером Номер».
Право собственности на указанный участок зарегистрировано 15.06.2021 года.
Фактически истец владеет указанным выше земельным участком и является членом ТСН «Морозовское» (ранее СТ «Морозовское) с 25.09.2011 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН, членской книжкой и справкой, выданной ТСН «Морозовское».
Изначально указанный земельный участок относился к «железной дороге». Согласно Постановлению от 14.08.1981 года управление Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги не возражало об отводе земельного участка Бердскому горисполкому площадью Номер га на перегоне Бердск-Сельская на свободных территориях в лесозащитной полосе под коллективные сады рабочим и служащим ст. Бердск и подведомственных исполкому организаций (постановление прилагается).
Согласно распоряжения от 17 августа 1981 года № 123. акта выбора земельного участка из зоны отвода Западно-Сибирской ж/д на перегоне Бердск-Сельская Бердскому горисполком) для организации садоводческого кооператива от 17 августа 1981 года, комиссия в составе зам. председателя райисполкома Беловолова П.В., зам. начальника Зап. Сиб. Железной дороги и иных членов комиссии произвела выбор земельного участка Бердскому горисполкому для организации садоводческого кооператива.
11.09.1981 года Исполнительный комитет Совета народных депутатов Искитимского района Новосибирской области рассмотрев ходатайство Бердского горисполкома об отводе земельного участка для организации садоводческого товарищества из земель полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, учитывая согласие Управления Западно-Сибирской железной дороги, положительное заключение СЭС, Решил: Просить облисполком отвести Бердскому горисполкому для организации садоводческого товарищества земельный участок из полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги общей площадью Номер га свободных земель лесозащитной полосы (решение от 11.09.81 № 239).
Решением Исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов № 337 «в» от 20.05.1982 г., было принято предложение Искитимского райисполкома и разрешено отвести Бердскому производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства 11.6 га приусадебных земель для организации садоводческого товарищества «Морозовское» из земли полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги на участке «Бердск-Сельская», после чего в отделе но делам строительства и архитектуры облисполкома было получено архитектурно-планировочное задание для разработки проекта коллективных садов, произведено согласование проекта в установленном порядке и произведен отвод участка внатуре.
После отвода участка, земли садоводческого товарищества «Морозовское», существующие на местности в настоящее время были исключены из земель полосы отвода железной дороги, в связи с чем Западно-Сибирская железная дорога фактически утратила право пользования, владения и распоряжения землями, занятыми СТ «Морозовское».
В марта 1994 года принадлежащий истцу земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер Номер, имеет статус объекта недвижимости «ранее учтённый», относится к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, расположен в границах ТСН «Морозовское». Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.
15.04.1994 года правление садоводческого товарищества «Морозовское», учитывая, что участок занятый товариществом располагается на землях Искитимского района, обратилось к главе администрации Искитимского района Новосибирской области Парфенцовой Т.М. с просьбой закрепить за членами товарищества в частную собственность земельные участки, расположенные на землях товарищества.
В соответствии с Постановлением Администрации Искитимского района НСО от 22.02.1994 года № 99 «О приватизации земельных участков членами садоводческого общества «Морозовское», земельный участок площадью 11,6 га был изъят у Бердского производственного управления водопроводно-канализационного хозяйства, участок площадью Номер га был передан в собственность членам товарищества, а земельный участок площадью 1,23 га, занятый под дорогами и общественными постройками был передан в постоянное пользование садоводческому товариществу (в настоящее время ГСП) «Морозовское», земельному комитету по земельным ресурсам и землеустройству, уполномоченному выдавать свидетельства о праве собственности на землю было поручено изготовить и выдать соответствующие документы, так как на основании п. 3 Указа президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767: каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.
Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок и служит основанием при совершении сделок купли продажи, залога и др..
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
В марте 2021 года, с целью уточнения местоположения границ и площади своего земельного участка истец обратилась в ООО «Сибирский кадастровый центр». Кадастровым инженером Кадашевым Виктором Ивановичем, по моему заданию были проведены кадастровые работы и сформирован межевой план, согласно которого фактическая площадь принадлежащего истцу земельного участка составляет Номер кв.м. Кроме того, при проведении кадастровых работ но уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером Номер был установлен факт частичного пересечения его границ, с границами земельного участка с кадастровым номером Номер, что согласно заключения кадастрового инженера Кадашева В.И. является следствием наличия реестровой ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер, в связи с чем внесение сведений в ЕГРН об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером Номер невозможно. Земельный участок с кадастровым номером Номер площадью Номер кв.м., с разрешенным использованием под обеспечение деятельности организации и эксплуатации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях для обеспечения космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, расположенный по адресу: Новосибирская область, Искйтимский район, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги от 42 км-100м до 54 км+700 м является собственностью Российской Федерации с 14.05.2003 года, впервые был поставлен на кадастровый учет 14.02.2003 года, проект границ земельного участка полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги общей площадью Номер га, расположенных на территории Искитимского района Новосибирской области был утвержден постановлением главы территориальной администрации Искитимского района НСО от 23.12.2002 года № 626. на основании материалов инвентаризации предоставленных ФГУП Западно-Сибирская железная дорога (копия постановления прилагается).
На основании договора аренды земельного участка Номер рз от 20.05.2008 года, между ТУ Росимущество по Новосибирской области (Арендодатель) и ОАО «РЖД», в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога (Арендатор), земельный участок с кадастровым номером Номер предоставлен в аренду под полосу отвода железной дороги сроком на 49 лет.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением главы территориальной администрации Искитимского района Новосибирской области от 23.12.2002 года, свидетельством о государственной регистрации права Номер, договором аренды земельного участка Номер от 20 мая 2008 года.
Существующее положение границ земельного участка с кадастровым номером Номер нарушает права истца на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему участком.
Установление границ, а также внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Номер осуществлено на основании результатов его межевания, которые по мнению истца были выполнены непрофессионально, с нарушением требований нормативно-правовых актов, регулирующих порядок проведения межевания. При проведении землеустроительных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер без каких-либо законных оснований, из его границ не была исключена часть границы земельного участка с кадастровым номером Номер, который существовал на местности и был огорожен забором. Также при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером Номер не были согласованы его границы со смежными землепользователями, в частности с собственником земельного участка с кадастровым номером Номер, в отношении которого имелись достоверные сведения о его существовании и постановке на кадастровый учет в 1994 году.
Так, исходя из материалов межевого дела, в частности акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером Номер видно, что акт был подписан только председателем СНТ «Морозовское» Барановым Н.Г., который не был уполномочен подписывать указанный документ, доверенностей от собственников участков не имел.
Таким образом, установление границ земельного участка с кадастровым номером Номер было проведено без участия смежных собственников и землепользователей.
Стоит отметить, границы земельного участка с кадастровым номером Номер существующие более 15 лет и никак не изменялись, его фактическое местоположение в настоящий момент соответствует местоположению указанного земельного участка на момент проведения межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером Номер.
Земельный участок с кадастровым номером Номер всегда находился во владении его собственника и использовался им на законных основаниях.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером Номер возникло у предшественника истца в 1994 году, на основании свидетельства на право собственности на землю, т.е. до оформления земельного участка с кадастровым номером Номер в собственность РФ, установления его границ и передачу в аренду ОАО «РЖД».
Считает, что ее права на беспрепятственное владение пользование и распоряжение ее земельным участком могут быть восстановлены путем установления местоположения границ земельного участка с кадастровым номером Номер в соответствии с координатами, указанными в межевом плане, выполненном кадастровым инженером Кадашевым В.И..
После проведенной судебной экспертизы истец Громов В.А. исковые требования уточнил в порядке ст. 39 ГПК РФ в части координат принадлежащего ему земельного участка в соответствии с экспертным заключением.
Истец Громов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил представителя Лапутько И.А., который уточненные исковые требования в судебном заседании поддержал.
Представитель ответчика Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представлен отзыв, в котором изложена просила рассмотреть дело в отсутствие, указано на то, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» в лице филиала Западно-Сибирская железная дорога Речкина А.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ранее представлены отзыв и дополнение к нему, письменные пояснения, доводы которых поддержала, указала, что невозможно определить местоположение участка истца при его предоставлении, что не позволяет удовлетворить требования истца.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований на предмет спора, Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Новосибирской области и Управления Росреестра по Новосибирской области, ТСН «Морозовское» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Громов В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером Номер площадью Номер кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения садоводства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 25-27).
Право собственности на указанный земельный участок у Громова В.А. зарегистрировано 15.06.2021 и возникло на основании договора дарения от 09.06.2021.
Предыдущим собственником земельного участка являлся ..., которому он принадлежал на основании свидетельства о праве собственности на землю Номер от 10.03.1994 на имя ... (т. 1 л.д. 79).
Право собственности ... на указанный земельный участок возникло на основании решения Администрации Искитимского района Новосибирской области от 22.02.1994 Номер, что подтверждается свидетельством от 10.03.1994 Номер (т.1. л.д. 76).
Данный участок находится в границах ТСН «Морозовское»,
для создания которого Решением Новосибирского областного совета народных депутатов от 25.05.1982 № 337 «в» первично предоставлена земля площадью Номер га для организации СТ «Морозовское» из земли полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги на участке Бердск-Сельская, Решением Бердского городского совета народных депутатов Новосибирской области от 19.06.1986 Номер дополнительно выделен земельный участок площадью Номер га.
В марте 2021 года, решив уточнить границы своего земельного участка (кадастровый Номер), истец обратился к кадастровому инженеру Кадашеву Виктору Ивановичу, которым в отношении указанного земельного участка были проведены геодезические и кадастровые работы, в результате чего был подготовлен межевой план (т.1. л.д. 13-23).
Из заключения кадастрового инженера в данном межевом плане следует: при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером Номер был установлен факт частичного наложения границ указанного земельного участка, на границы земельного участка с кадастровым номером Номер, что согласно заключения кадастрового инженера является следствием реестровой ошибки, допущенной при выполнении кадастровых работ в отношении участка с кадастровым номером Номер, в связи с чем внесение сведений в ЕГРН об уточненных границах земельного участка с кадастровым номером Номер невозможно.
Судом установлено, что при проведении работ по инвентаризации, межеванию и установлению границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями Западно-Сибирской железной дороги на участке Искитимского района Новосибирской области Инской дистанции пути часть принадлежащего Громову В.А. земельный участок был включен в состав отвода земель железнодорожного транспорта.
Земельный участок полосы отвода железной дороги в пределах
<Адрес>, площадью Номер кв.м.,
был поставлен на государственный кадастровый учет в результате
произведенных работ по межеванию 14.02.2003 с присвоением
кадастрового номера Номер, разрешенное назначение - для
обеспечения деятельности организации и эксплуатации объектов
железнодорожного транспорта.
Право собственности Российской Федерации на указанный
земельный участок зарегистрировано 14.05.2003 (т. 1 л.д. 33).
20.05.2008 между ОАО «РЖД» и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области заключен договор аренды Номеррз земельного участка полосы отвода с кадастровым номером Номер (т.1 л.д. 34-35).
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 2 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Абзацем 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) установлено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии с п. 4 ст. 69 ЗК РФ, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ.
В силу ст. 17 ФЗ № 78-ФЗ от 18.06.2001 г. «О землеустройстве», межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы: определение границ объекта землеустройства на местности и их согласования, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты (плана) объекта землеустройства.
В соответствии с положениями ст. 19,22 вышеуказанного закона, землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие материалы, касающиеся такого объекта, при этом к землеустроительной документации относятся, в том числе документы, полученные в результате проведения землеустройства.
В соответствии с п. 1 и п. 3 ст. 39 ЗК РФ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном порядке обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды.
В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ч. 1 ст. 64 ЗК РФ, земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также в силу ч. 9 ст. 38 Закона о кадастре в редакции до 1 января 2017 года, при уточнении границ земельного участка их местоположение должно определяться исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с положениями Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39,40 Закона о кадастре).
Аналогичное требование воспроизведено и в ст. 22 Закона о регистрации.
Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Закона о кадастре, ст. 64 ЗК РФ).
Наличие спора о границах земельного участка, не разрешенного согласованием или посредством признания таких границ установленными, является препятствием для такого учета в силу п. 25 ч. 1 ст. 26, ст. 27 и 43 Закона о регистрации, согласно которым отсутствие в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельных участков при межевании, обусловленное нарушением установленного законом порядка или возражениями заинтересованного лица, устраняется путем признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права спор о границах земельных участков разрешается судом по иску правообладателя уточняемого земельного участка к правообладателям смежных земельных участков, не подписавших акт согласования границ, путем признания спорных границ установленными. При этом установление судом границ земельного участка посредством указания координат характерных точек не приводит к изменению фактических характеристик земельного участка, как индивидуально определенной вещи. Суд не изменяет ни качественных, ни количественных характеристик земельного участка правообладателя, не изменяет фактических границ земельного участка, а приводит существующий объем прав лица на земельный участок в соответствие с действующим земельным законодательством и сложившимся порядком землепользования. Разрешение судом спора о границах между двумя правообладателями смежных земельных участков, не затрагивает другие части границ, принадлежащих сторонам земельных участков, местоположение которых определяется в установленном законом порядке.
Частью 3 ст. 61 Закона о регистрации установлено, что воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте - плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы исправляется на основании документов свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Лицами, которые могут обраться за исправлением реестровой ошибки, являются:
кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы;
органы государственной власти, органы местного самоуправления, направившие или представившие документы в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
иные лица, направившие или представившие документы в орган регистрации прав. Для того, чтобы определить круг иных лиц, имеющих право на обращение с заявлением об исправлении реестровой ошибки, необходимо провести анализ по заявлению какого заинтересованного лица осуществлено учетно-регистрационное действие.
При этом в соответствии с вышеуказанными положениями норм права решение суда об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки также должно содержать сведения, необходимые для исправления ошибки, то есть сведения о местоположении спорной части границы земельного участка.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земли в
Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на
категории, среди которых выделена категория «земли транспорта»,
использование которых должно осуществляться в соответствии с
установленным для них целевым назначением.
Исходя из положений п. 1 ст. 87 и п. 1 ст. 90 ЗК РФ, землями
транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для
обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том
числе, железнодорожного транспорта и права на которые возникли у
участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным
Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. №
17-Фз «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли
железнодорожного транспорта - это земли транспорта, используемые и
предназначенные для обеспечения деятельности организаций
железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений,
сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том исле
земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в
охранных зонах.
Согласно абз. 17 ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте полоса
отвода железных дорог - это земельные участки, прилегающие к
железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными
путями или предназначенные для размещения таких путей, а также
земельные участки, занятые или предназначенные для размещения
железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств,
защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи,
устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений,
сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Как следует из п. 1 ст. 9 Федерального закона «О железнодорожном
транспорте в Российской Федерации» размеры земельных участков, в том
числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией,
согласованной в порядке, установленном земельным законодательством
Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода
определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 264 «О
порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной
собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги»»
предусмотрено, что пользование земельным участком осуществляется на
основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным
агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным
органом) с ОАО «РЖД».
Пользование земельным участком осуществляется с учетом
требований Правил установления и использования полос отвода и охранных
зон железных дорог, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611.
Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода
земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода,
утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации (п. 3
постановления Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611).
Представителем ответчика ОАО «РЖД» представлены полученные из Государственного архива Новосибирской области материалы по отводу земли для 17-й дистанции пути Томской железной дороги за 1937-1938 годы в Искитимском районе Новосибирской области.
Как следует из материалов по отводу, фактически отвод полосы
железной дороги на участке Искитимского района Новосибирской области
Инской дистанции пути был произведен в период 1937-1938 г.
Между тем, из представленных ответчиком схем отвода 1937-1938 г.
невозможно определить место, соответствующее в настоящее время
смежеству с участком истца, ширину полосы отвода, ее четкое
местоположение. Отвод не содержал и не мог содержать характерных точек
границ.
На момент отвода участка земель железной дороги действовало
постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 07 февраля 1933 г. № 58/50 «Об
утверждении Положения о землях, предоставленных транспорту».
Согласно п. 1, 4 указанного Положения к землям, предоставленным
транспорту, относились, в том числе, земли железнодорожного транспорта,
находящиеся в исключительном ведении народных комиссариатов путей
сообщения, дорожных органов союзных и автономных республик и
дорожных отделов при областных (краевых) исполнительных комитетах.
По миновании надобности в этих землях для дороги они поступают в
ведение соответствующих земельных или городских органов по
принадлежности (пункт 3 Положения).
В целях устранения излишеств в нормах отвода земель железных
дорог 27 января 1962 г. Советом Министров СССР было принято
постановление № 83, которым на Министерство путей сообщения по
согласованию с Госстроем СССР и Госпланом СССР возложена обязанность
пересмотреть Инструкцию о нормах и порядке отвода земель для железных
дорог и использовании полосы отвода, утвержденную Министерством путей
сообщения 01 ноября 1955 г., имея ввиду сократить ширину полосы отвода
для железных дорог и защитных лесных насаждений до минимально
необходимых размеров и возвратить колхозам, совхозам и другим
землепользователям излишние земли, отведенные ранее для нужд
железнодорожного транспорта.
Во исполнение постановления Совета Министром СССР от 27 января
1962 г. № 83 Министерством путей сообщения СССР совместно с Госпланом
СССР и Госстроем СССР 19 января 1963 г. утверждена Инструкция о нормах
и порядке отвода земель для железных дорог и использовании полосы
отвода.
Согласно п. 29 вышеуказанной Инструкции отведенные
Министерству путей сообщения земли должны использоваться строго по
назначению, т.е. для нужд, предусмотренных решением об отводе.
Пересмотр полосы отвода существующих железных дорог в сторону ее
сокращения в соответствии с настоящей Инструкцией производится
комиссиями из представителей управления железной дороги,
производственных колхозно-совхозных управлений и заинтересованных
землепользователей. Согласованные комиссией предложения
рассматриваются и утверждаются, после чего производится установление
новых границ полосы отвода в натуре.
Излишние земли, не занятые сооружениями, защитными лесными
насаждениями и постройками, должны быть возвращены колхозам, совхозам
и другим землепользователям.
Работы по изъятию излишних земель существующих железных дорог
и передача их землепользователям проводятся старшими землеустроителями
производственных колхозно-совхозных управлений с участием
представителей управлений железных дорог и заинтересованных
землепользователей (п. 30 Инструкции о нормах и порядке отвода земель).
Вышеуказанные положения Инструкции не вошли в противоречие с
вступившими в действие с 01 июля 1969 г. Основами земельного
законодательства Союза ССР и Союзных Республик, утвержденными
Законом СССР от 13 декабря 1968 г. № 3401-VII.
Как было установлено ст. 7 Основ земельного законодательства
земля в СССР предоставляется в пользование, в том числе, транспортным
предприятиям. Земля предоставляется в бессрочное или временное
пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без
заранее установленного срока. Предоставление земельных участков в
пользование осуществляется в порядке отвода (ст. 9, 10 Основ земельного
законодательства).
Согласно ст. 38 Основ земельного законодательства порядок
пользования землями транспорта определяется положениями об этих землях,
утверждаемыми Советом Министров СССР и Советами Министров союзных
республик.
При этом, основания прекращения права землепользования
предприятий (в том числе транспортных) предусмотрены ст. 14 Основ
земельного законодательства, согласно которой, право на пользование
предоставленной предприятиям землей подлежит прекращению полностью
или частично в случае минования надобности в земельном участке (или в его
части).
Аналогичные правовые положения были предусмотрены Земельным кодексом РСФСР 1970 г., действовавшим до 1991 г. (ст. 31).
При этом, положениями ст. 44 Земельного кодекса РСФСР было
установлено, что в порядке и на условиях, устанавливаемых
законодательством Союза ССР и ст. 74-78 данного кодекса, предприятиям,
организациям и учреждениям могут предоставляться земельные участки для
коллективного садоводства и огородничества.
Согласно ст. 76 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для
коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и
учреждениям в бессрочное пользование, в порядке, установленном ст. 12-18
настоящего Кодекса.
Земельные участки для коллективного огородничества
предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям во временное
пользование на срок до пяти лет землепользователям по постановлению
Совета Министров автономной республики или решению исполнительного
комитета краевого, областного Совета депутатов трудящихся. Возведение на
земельных участках, предоставленных для коллективного огородничества,
строений и посадка плодово-ягодных насаждений запрещается (ст. 77
Земельного кодекса РСФСР).
В подтверждение обоснованности исковых требований в суд первой
инстанции истцом были представлены материалы об отводе земельного участка Бердскому горисполкому для организации садоводческого кооператива 1981 года, материалы отводы были стребованы судом из Государственного фонда данных.
В указанных материалах содержится копия письма заместителя начальника Управления Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги от 14.08.1981, адресованного председателю Искитимского райисполкома, из которого следует, что Управление Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги не возражает об отводе земельного участка Бердскому гориспокому площадью Номер га на перегоне Бердск-Сельская на свободных территориях в лесозащитной полосе под коллективные сады рабочим и служащим ст. Бердск и подведомственных исполкому организаций.
17.08.1981 комиссией в составе зам.председателя Искитимского райисполкома, глав. инженера землеустроителя, глав.сан.врача Искитимской СЭС, нач.инспекции госпожнадзора, зав.отделом по делам строительства и архитектуры, зам.начальника Новосибирской дистанции и защитных насаждений Зап.Сиб.железной дороги, главного архитектора г. Бердска, произвела выбор земельного участка Бердскому горисполкому для организации садоводческого кооператива.
Из акта выбора земельного участка следует, что участок Номер га. расположен в зоне отвода железной дороги на перегоне Бердск-ст. Сельская между лесопосадками с правой стороны от дороги и представляют собой приусадебные земли. Комиссия считает, что выбранный участок может быть использован для организации садоводческого кооператива Бердского горисполком и подведомственных ему организаций.
В материалах землеотвода, истребованных судом, также содержатся чертеж части землепользования Западно-Сибирской железной дороги на перегоне Бердск-ст. Сельская с отводом земли Бердскому горисполкому для организации садоводческого кооператива, согласованный зам.начальника Управления Западно-Сибирской железной дороги, копия с топоплана на перегоне Бердск-Сельская, с указанием на ней проектируемых садовых участков, согласованные соответствующими должностными лицами Управления Западно-Сибирской железной дороги.
Вышеуказанные письменные доказательства, свидетельствуют о том,
что использование по назначению для железной дороги земельного участка, выделяемого товариществу, было невозможно, надобность в нем у землепользователя отпала (минование надобности). В связи с чем, в установленном действующим законодательством порядке комиссией был осуществлен пересмотр полосы отвода железной дороги в сторону ее уменьшения.
Как следствие право землепользования части земельного участка, входящего в полосу отвода железной дороги, было прекращено, участок поступил в ведение Исполнительного комитета районного Совета депутатов трудящихся и был отведен для коллективного садоводства в бессрочное пользование.
В связи с отводом было организовано СТ «Морозовское», зарегистрирован Устав, составлены списки садоводов, составлен План участков с указанием порядковых номеров и размера (площади) в сотках.
В плане присутствует участок Номер, количество соток Номер, смежными участками являются Номер и Номер В списках членом садоводческого кооператива «Морозовский» числится владелец уч. Номер – ...
В целях дальнейшего совершенствования земельных отношений,
приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными
участками 27 декабря 1991 г. был издан Указ Президента РФ № 323 «О
неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР»,
которым постановлено с момента принятия данного указа осуществлять
приватизацию земель, находящуюся в государственной и муниципальной
собственности.
Согласно п. 2 Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 г.
решение вопросов по перераспределению земель было возложено на органы
местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе
и земельным ресурсам.
Положениями п. 14 Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991
г. установлено, что земельные участки, выделенные для личного подсобного
хозяйства, садоводства, жилищного строительства в сельской местности,
передаются в собственность граждан бесплатно. Органам Комитета по
земельной реформе и земельным ресурсам Министерства сельского
хозяйства РСФСР обеспечить в 1992 году выдачу документов на право
собственности на указанные земельные участки.
Таким образом, решение о передаче бесплатно в собственность
... – правопредшественнику истца земельного участка, выделенного ему для садоводства в 1981 году, принято уполномоченным органом власти, в соответствии с действующим законодательством. На дату принятия данного решения участок находился в границах СНТ «Морозовское» и не входил в полосу отвода железной дороги.
Постановление главы администрации <Адрес> от 22.02.1994 Номер о передаче в собственность
... земельного участка, на основании которого ему выдано
свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной
постановлением Правительством РФ от 19 марта 1992 г. № 177, до
настоящего времени никем не оспорено, не признано недействительным.
В мае 1996 года земли СНТ «Морозовское» были исключены из полосы отвода железной дороги, о чем свидетельствует письмо заместителя начальника Западно-Сибирской железной дороги от 16.05.1996 № ПЛ-1/15.
Согласно п. 9 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие
права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения
в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с
записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
Как установлено ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №
218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная
регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости
является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном
реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть
оспорено только в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52 постановления Пленума
Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22
от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной
практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности
и других вещных прав», следует, что оспаривание зарегистрированного права
на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков,
решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В
случае, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть
защищено путем признания права или истребования имущества из чужого
незаконного владения (право собственности на один и тот же объект
недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности
на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество,
ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание
зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено
путем предъявления иска о признании права или обременения
отсутствующими.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель ответчика - ОАО «РЖД» ссылались на то, что земельный
участок истца был образован из государственных земель железнодорожного
транспорта с нарушением положений о целевом использовании таких земель
и передан в собственность граждан без соответствующего распоряжения
уполномоченного органа.
Указанные доводы ответчика судом отвергаются, поскольку они не подтверждаются установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами, основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Ответчики не представили суду доказательств, опровергающих тот факт, что СНТ «Морозовское», в границах которого находится участок истца,
создано в 1981 году. С согласия Управления Западно-Сибирской ордена Ленина железной дороги, выраженного в письме от Дата, по ходатайству исполнительного комитета Бердского городского совета депутатов Новосибирской области от 17.09.1981 и Исполнительного комитета Искитимского районного совета депутатов от 11.09.1981
решением Исполнительного комитета Новосибирского областного совета народных депутатов от 20.05.1982 № 337 «в» товариществу был выделен земельный участок для коллективного садоводства. Отвод земли для садового товарищества производился комиссией 17.08.1981, в состав которой в том числе входил представитель Западно-Сибирской железной дороги.
Данное решения было принято органом государственной власти,
указанным в ст. 10 Основ земельного законодательства Союза ССР и
Союзных республик и ст. 12-13 Земельного кодекса РСФСР 1970 г.,
действовавших на тот момент.
С учетом положений ст. 22 Основ земельного законодательства
Союза ССР и Союзных республик и ст. 76 Земельного кодекса РСФСР земля
была передана СНТ «Морозовское» в постоянное пользование,
поскольку иного срока в решениях органа власти не указано.
В материалах дела имеется выписка из ЕГРН, в которой содержатся
сведения о том, что участок истца принят на кадастровый
учет 10.03.1994, ему присвоен кадастровый Номер, он
находится в кадастровом квартале Номер, относится к землям
сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования
земельного участка – для ведения садоводства.
Согласно свидетельству о праве собственности Номер от 10.03.1994 площадь земельного участка является Номер кв.м., участок расположен в соответствии с планом СТ «Морозовское», огорожен, используется с момента предоставления в тех же границах.
При проведении кадастровых работ в 2021 году кадастровым инженером Кадашевым В.И. установлено, что местоположение фактических границ земельного участка с кадастровым номером Номер определено с учетом ограждения забором и существует на местности более 15 лет.
Вышеуказанные выводы кадастрового инженера подтверждены и заключением судебной экспертизы от 06.04.2022, выполненной экспертом СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновй И.С., которая пришла к выводу, что исходя из описания границ данный земельный участок существует в фактических границах продолжительное время. Относительно смежных земельных участков, местоположение границ участка не изменялось (согласно Топоплана садового участка от 1981 г.). Участок огорожен со всех сторон, поворотные точки закреплены долговременными межевыми знаками. Кроме того, на садовом участке расположены объекты капитального строительства (в том числе старый садовый дом).
В заключении эксперт приводит при ответе на вопрос 2 координаты фактических границ земельного участка истца.
Кадастровый инженер Кадашев В.И. установил, что земельный участок с кадастровым номером Номер имеет наложения на земельный участок с кадастровым номером Номер, кадастровые границы которых установлены ранее. Выявленное нарушение является следствием наличия реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером 54:07:057401:30.
Данный вывод кадастрового инженера также подтверждает и судебный эксперт Парамонова И.С. в заключении судебной экспертизы.
В заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022 приведены координаты наложения фактических границ земельного участка с кадастровым номером Номер с кадастровыми границами земельного участка с кадастровым номером Номер, площадь наложения которых составляет Номер кв.м. соответственно.
Эксперт отмечает, что фактически на местности границы полосы отвода железной дороги никак не обозначены (отсутствуют ограждение, металлические столбы с натянутой проволокой и т.д.). По сведениям ЕГРН в месте расположения садового участка Громова В.А. полоса отвода железной дороги представлена чересполосным участком, ширина каждой части участка составляет 86 и 97 метров. Т.е. садовое общество «Морозовское» расположено «внутри» полосы отвода, что исходя из обстоятельств выделения земель, является юридически обоснованным (отвод произведен в лесозащитной полосе). При этом лесозащитные насаждения данной полосы отвода ж/д проходят вдоль одной из границ садового участка Громова В.А., а сами железнодорожные пути (рельсы) находится примерно в 47 метрах от участка Громова В.А.
Такое расположение земельного участка истца по отношению к линии железной дороги и лесозащитным насаждениям подтверждает и представитель истца.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необоснованности доводов представителя ответчика ОАО «РЖД» о том, что увеличение земельного участка истца произошло за счет земель полосы отвода железной дороги на земельном участке Номер.
По мнению эксперта, причина наложения земельных участков заключается в наличии реестровой ошибки в местоположении характерных точек земельного участка с кадастровым номером Номер в месте расположения земельного участка с кадастровым номером Номер.
Из акта установления и согласования границ земельного участка в полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги Инской дистанции пути следует, что описание смежного землепользователя в данном месте указано как СНТ «Морозовское». При этом данный акт не содержит графического отображения садовых участков, расположенных вдоль железнодорожных путей, в материалах дела отсутствует Чертеж, являющийся неотъемлемой частью Акта о согласовании границ. При постановке на кадастровый учет была проведения процедура согласования со смежным землепользователями. В акте не указан список садоводов (правообладателей земельных участков), а указано лишь юридическое лицо – СНТ «Морозовское», председатель которого согласовал границы и заверил печатью.
Однако право собственности землепользователя ... возникло в 1994 году, следовательно правообладателем земельного участка Номер (в настоящее время Номер) на день проведения работ не могло являться СНТ, а следовательно не имело права согласовывать границы участка, исключая возражения.
Согласно п.п. 8.1, 8.2, 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Извещения (Приложение 3.3) вручаются под расписку (Приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
В соответствии с п.п. 11, 14.1, 14.4 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утв. Росземкадастром 17.02.2003 (ред. от 18.04.2003), лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.
Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.
Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ. Форма акта согласования границ - Приложение 4.
Доказательств выполнения требований указанных нормативных актов при проведения межевания земельного участка с кадастровым номером 54:07:057401:30 представителем ответчика ОАО «РЖД» не представлено.
Поскольку доказательств надлежащего согласования с правообладателем земельного участка с кадастровым номером Номер местоположения границы земельного участка в полосе отвода железной дороге в 2003 году не имеется, суд приходит к выводу о недействительности результатов межевания земельного участка с кадастровым номером Номер и постановления главы территориальной администрации Искитимского района Новосибирской области от 23.12.2002 Номер «Об утверждении проекта границ земельного участка полосы отвода ФГУП Западно-Сибирская железная дорога» в части включения в границы данного земельного участка части земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022.
Суд находит подлежащим удовлетворению требования истца о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации и право аренды ОАО «РЖД» на земельный участок с кадастровым номером Номер в части включения в границы данного земельного участка части земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022.
Суд приходит к выводу, что в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеется реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами Номер.
Данная реестровая ошибка подлежит исправлению путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости изменений в сведения о местоположении всех границ земельного участка с кадастровым номером Номер, в сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами Номер в части наложения на уточненный земельный участок с кадастровым номером Номер с установлением смежной границы данных земельных участков в соответствие с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022.
Оснований не доверять названному заключению эксперта у суда нет, поскольку экспертиза проведена экспертом, имеющим необходимую квалификацию, знания и стаж работы в исследуемой области, имеющим квалификацию кадастрового инженера, членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Оцениваемые заключения в полной мере содержат описание способов и методов, примененных экспертом для выяснения поставленных перед ним вопросов.
Каких-либо существенных противоречий в выводах экспертов суд не усматривает.
Ни истцом, ни ответчиками выводы эксперта не опровергнуты.
Исправление реестровой ошибки таким путем приведет к восстановлению нарушенных прав истца, не повлечет нарушение прав ответчиков ОАО «РЖД», теруправления Росимущества в Новосибирской области, поскольку существенно не повлияет на значение площади принадлежащих им участков с учетом допустимой погрешности.
Судом отвергается довод представителя ответчика теруправления Росимущества в Новосибирской области об отсутствии нарушений прав истца со стороны данного ответчика в связи с необращением для согласования исправления реестровой ошибки, поскольку обязательный досудебный порядок исправления реестровой ошибки в судебном порядке не предусмотрен, ответчик Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области не было лишено права согласовать соответствующие кадастровые работы для исправления реестровой ошибки с истцом до принятия судом решения по существу.
Суд не может согласиться с требованиями истца Громова В.А. к ответчику Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Истцом не представлено каких-либо доводов и доказательств нарушения прав истца стороны данного ответчика.
Доводы истца о нахождении спорных земельных участков на территории Искитимского района Новосибирской области, оспаривание постановления территориальной администрации Искитимского района Новосибирской области, наличие полномочий по распоряжению землями неразграниченной собственности не свидетельствует о нарушении прав истца со стороны ответчика Департамента, поскольку правопреемником территориальной администрации Искитимского района Новосибирской области данный орган не является, иных доказательств в нарушения прав истца со стороны данного ответчика суду не представлено.
Суд приходит к выводу об отказе истцу Громову В.А. в иске к ответчику Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
Проведенная по делу судебная экспертиза в СРО Ассоциация «ОКИС» сторонами не оплачена, стоимость экспертизы составляет 40000 руб.
Поскольку исковые требования истца к ответчикам Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога об исправлении реестровой ошибки, как требования не имущественного характера, удовлетворены, в силу ч. 2 ст. 85, ст. 98 ГПК РФ в пользу экспертной организации СРО Ассоциация «ОКИС» с ответчиков Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога в равных долях подлежат взысканию расходы экспертной организации на проведение вышеуказанной экспертизы в сумме 40000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Громова Вячеслава Александровича к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога об установлении местоположения границ земельного участка, наличии реестровой ошибки, признании результатов межевания недействительными удовлетворить.
Признать недействительным постановление главы территориальной администрации Искитимского района Новосибирской области от 23.12.2002 Номер «Об утверждении проекта границ земельного участка полосы отвода ФГУП Западно-Сибирская железная дорога» в части включения в утвержденный проект границ земельного участка полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги части территории земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером Номер в части включения в границы данного земельного участка части территории земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации и право аренды ОАО «РЖД» на земельный участок с кадастровым номером Номер в части включения в границы данного земельного участка части территории земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Установить факт наличия реестровой ошибки в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Номер в части включения в границы данного земельного участка части территории земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Для исправления реестровой ошибки в сведениях о земельном участке с кадастровым номером Номер внести в Единый государственный реестр недвижимости изменения в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером Номер в части наложения на уточненный земельный участок с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
1) Между существующими точками 64 и 66 земельного участка с кадастровым номером Номер добавить точки 6,5,4,3, точка 65 ликвидируется согласно следующему каталогу координат:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
1) Между существующими точками 40 и 42 земельного участка с кадастровым номером Номер добавить точки 2,1,14,13,12,11, точка 41 ликвидируется согласно следующему каталогу координат
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером Номер с координатами, приведенными в заключении эксперта СРО Ассоциации «Объединение кадастровых инженеров» Парамоновой И.С. от 06.04.2022:
№точки |
X |
У |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Номер |
Отказать в удовлетворении исковых требований Громова Вячаслава Александровича к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области.
Взыскать в пользу СРО Ассоциация «ОКИС» с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» Западно-Сибирская железная дорога в равных долях стоимость проведенной экспертизы в сумме 40000 руб.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Искитимский районный суд Новосибирской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) А.А. Емельянов
Подлинник судебного акта хранится в материалах дела № 2-101/2022