Дело № 2-1-690/2024
УИД: 64RS0030-01-2024-001098-48
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 октября 2024 года город Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Артюх О.А.,
при секретаре Тимофеевой А.В.,
с участием истца Поповой Н.А.
представителя истца Поповой Н.А.- Сащенковой З.Н.,
представителя ответчика – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Почиваловой О.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании решения в части незаконным, установления наличия стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включение спорных периодов в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
установил:
Попова Н.А. обратилась в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда в Ртищевским районе по Саратовской области о признании решения в части незаконным, установления наличия стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включение спорных периодов в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Определением Ртищевского районного суда Саратовской области произведена замена ответчика Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда по Саратовской области на надлежащего ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области.
В обоснование заявленного требования истец, с учетом уточнения указала, что 31 марта 2022 года она обратилась в ГУ-УПФП в Ртищевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях», как педагогическому работнику, имеющему 25-летний стаж педагогической деятельности. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ртищевском районе Саратовской области № 220000022886/153028/22 от 12 апреля 2022 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Ответчик в решении указал, что она имеет 24 года 04 месяца 14 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исчисленной по постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, 24 года 04 месяца 14 дней стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленной с учетом Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665, и 24 года 04 месяца 14 дней стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, исчисленного с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П. При этом из ее специального стажа работы ответчик исключил периоды работы: с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года. Данное решение она считает незаконным. Свой отказ ответчик мотивирует тем, что работа в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан, документально не подтверждена компетентными органами Республики Казахстан занятость заявительницы на конкретных работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, схожих с соответствующими Списками Российской Федерации. Кроме того, документально не подтвержден тип учреждения, предусмотренный п.1.1 Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, а также дополнительные праздничные дни «Радоница» не предусмотрены ни Правилами от 11 июля 2002 года № 516, ни Правилами от 29 октября 2002 года № 781. Считает действия ответчика необоснованными и незаконными, нарушающими ее конституционное право на пенсию, так как Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены: «учитель», а также п.1.8 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «общеобразовательные учреждения, школы, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований». Дополнительные выходные «Радоница» подлежат зачету в льготный стаж, так как трудовой договор с ней не расторгался, эти периоды являются периодами с сохранением заработной платы, и производились соответствующие перечисления в Пенсионный фонд. Периоды работы в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан подлежат зачету в стаж, так как факт работы учителем в школе подтверждается архивной справкой о переименовании средней школы В.И. Ленина в среднюю школу № 2 в связи с перерегистрацией Алматинским управлением юстиций города Алматы от 28 июня 2000 года № 6673-1907; справкой уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.1 ст.37 закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-ХII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от 26 января 2022 года № 244. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируются Международными договорами. В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года было подписано и с Республикой Казахстан. Не по ее вине на запросы ответчика не поступило ответа из Республики Казахстан, она имеет подтверждающие документы, которые должны быть учтены для ее льготного стажа. Полагает, что стаж ее работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» на момент обращения к ответчику возник.
Просит установить наличие у нее, Поповой Н.А. 25 лет специального педагогического стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 12 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» на 19 февраля 2020 года. Признать решение № 220000022886/153028/22 от 12 апреля 2022 года незаконным в части исключения из специального педагогического стажа периодов с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года. Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области включить в специальный педагогический стаж работы дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» периоды с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года. Признать право на установление досрочной страховой пенсии по старости с 31 марта 2022 года.
В судебном заседании истец Попова Н.А. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержала, настаивала на их удовлетворении, дала пояснения по доводам заявленных требований.
Представитель истца Поповой Н.А.- Сащенкова З.Н. в судебном заседании уточнила периоды работы с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан, пояснив, что с 01 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 года № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет, в связи с этим, периоды работы в должности учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, врачей и других медицинских работников, непосредственно занятых на лечебной работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до 27 июля 1996 года, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Почивалова О.М. в судебном заседании исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные изложенном в возражении на иск, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку обжалуемое решение принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно положениям статей 2, 6, 18, 19, 39 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина относится к основам конституционного строя (статья 2 Конституции Российской Федерации), а потому государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется (часть 1 статьи 45, части 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации).
ОСФР по Саратовской области, как правоприменительный орган, должно строго руководствоваться нормативными актами, регулирующими пенсионное обеспечение, и не вправе выходить за рамки этих нормативных документов, расширительно их толкуя.
Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 01 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный трудовой стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и Правила исчисления периодов такой работы утверждены постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.
Вместе с тем, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ») признано конституционным производить оценку приобретенных прав по исчислению трудового стажа и размера пенсии, приобретенных гражданином до 01 января 2002 года, по нормам ранее действовавшего законодательства.
При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
-Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическаядеятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п.2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
-Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397«О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила № 781), периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 31 марта 2022 года Попова Н.А. обратилась в ГУ-УПФР в Ртищевском районе Саратовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием 25 лет стажа педагогической деятельности.
Решением ГУ-УПФР в Ртищевском районе Саратовской области (межрайонное) № 220000022886/153028/22 от 12 апреля 2022 года Поповой Н.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (не менее 25 лет педагогической деятельности).
В соответствии с решением специальный страховой стаж истца на дату обращения составил 24 года 04 месяца 14 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент 84,506.
В специальный стаж Поповой Н.А. не включены периоды: с 10 ноября 1993 года по 26 августа 1997 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года.
Из трудовой книжки Поповой Н.А. серии ЕТ-I от 15 ноября 1993 года, следует, что Попова Н.А. с 10 ноября 1993 года принята учителем физики и информатики средней школа № 2 им. В.И. Ленина г. Талдыкорган и по 26 августа 1997 года продолжала работать в школе. Данная работа осуществлялась на территории Республики Казахстан.
Как следует из доводов истца, она преподавала физику, информатику, математику; получала положенную заработную плату, из которой происходили удержания и на пенсионное обеспечение.
Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов: трудовой книжки Поповой Н.А. серии ЕТ-I от 15 ноября 1993 года; архивной справкой о переименовании средней школы В.И. Ленина в среднюю школу № 2 в связи с перерегистрацией Алматинским управлением юстиций города Алматы от 28 июня 2000 года № 6673-1907; справкой уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.1 ст.37 закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-ХII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от 26 января 2022 года № 244; справок уточняющих особый характер работы от 31 марта 2022 года № 11, от 26 января 2022 года № 244; выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 08 апреля 2022 года следует, что Попова Н.А. занимала должность, соответствующую спискам от 06 сентября 1991 года № 463, от 29 октября 2002 года № 781 и дающую право на досрочное назначение пенсии педагогическим работникам.
В судебном заседании истцом уточнены требования в части периода работы с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан. В обоснование уточнений указано, что с 01 января 1998 года вступил в действие Закон Республики Казахстан от 16 января 1996 года № 32-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», которым не предусмотрено назначение пенсии за выслугу лет, в связи с этим, периоды работы в должности учителей, непосредственно занятых на педагогической работе в школах, врачей и других медицинских работников, непосредственно занятых на лечебной работе, имевшие место на территории Республики Казахстан до 27 июля 1996 года, могут рассматриваться при назначении досрочной страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации при их надлежащем подтверждении компетентным органом Республики Казахстан.
Списком должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрены: «учитель», а также п.1.8 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены «общеобразовательные учреждения, школы, дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований».
Согласно служебной записки начальника ОКУП № 3 Управления установления пенсий ОСФР по Саратовской области, с учетом включения спорных периодов в стаж педагогической деятельности Поповой Н.А. право на досрочное пенсионное обеспечение Попова Н.А. приобретает с 20 августа 2020 года, но не ранее даты обращения, что является достаточным для досрочного назначения ей пенсии.
Руководствуясь положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», Соглашением стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств - республик бывшего СССР, утвержденными распоряжением правления Пенсионного фонда России от 22 июня 2004 года № 99р (далее - Рекомендации от 22 июня 2004 года № 99р), суд исходит из того, что истцом в спорные периоды выполнялась работа в должностях и в учреждениях, поименованных в вышеуказанных Списках, ей выплачивалась заработная плата в полном объеме и уплачивались страховые взносы, в связи с чем, она имеет 25-летний стаж педагогической деятельности на 2020 год, что дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии с момента обращения, т.е. с 31 марта 2022 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» законодательство РФ о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора РФ (ч.3 ст: 2 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
13 марта 1992 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств, в том числе РФ и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее -Соглашение от 13 марта 1992 года).
В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства-участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России (ч,1ст. 11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 этого Закона, за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ (в данном случае в Республике Казахстане) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в страховой стаж), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ. Периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами РФ до 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в РФ из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами РФ после 01 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ») могут бытьвключены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионноеобеспечение в соответствующие органы той страны, на территории, которой осуществляласьтрудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства -участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее-ТК РФ) трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичные нормы содержала и ст. 39 КЗоТ РСФСР.
Распоряжением Правления Пенсионного Фонда России от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР» приняты Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в РФ из государств -республик бывшего СССР (далее Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории РФ без легализации.
Согласно пункту 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы, является трудовая книжка установленного образца. Записи в трудовых книжках работников должны быть оформлены в строгом соответствии с требованиями инструкции о порядке ведения трудовых книжек. Пенсионный фонд России вправе и обязан провести проверку представленных документов и оценить наличие у гражданина права на назначение страховой пенсии, определить ее размер.
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового(страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 9 указанных Рекомендаций в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01 января 2002 года в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 01 января 2002 года.
Исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 11 Рекомендаций).
Исходя из вышеизложенного, Попова Н.А., как гражданин РФ, имеет право на социальное обеспечение, при назначении истцу пенсии периоды работы и иной деятельности выполняемой ей за пределами РФ включаются в страховой стаж и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
Суд полагает, что периоды работы Поповой Н.А., прибывшей в РФ изгосударства - участника Соглашения и имевших место за пределами РФ до 01 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Пунктом 4 Правил № 781 предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы-(должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 25 8н, следует, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В материалы дела представлены доказательства, подтверждающие работу истца в период с 10 ноября 1993 года по 26 августа 1997 (с учетом уточнения требований по 26 июля 1996 года) года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан, а именно: трудовая книжка Поповой Н.А. от 15 ноября 1993 года, архивная справка о переименовании средней школы В.И. Ленина в среднюю школу № 2 в связи с перерегистрацией Алматинским управлением юстиций города Алматы от 28 июня 2000 года № 6673-1907; справка уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с п.1 ст.37 закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 года № 675-ХII «О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан» от 26 января 2022 года № 244; справки уточняющие особый характер работы от 31 марта 2022 года № 11, от 26 января 2022 года № 244, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 08 апреля 2022 года.
Доводы ответчика о том, что вышеуказанные периоды обоснованно не засчитаны в стаж, поскольку отсутствуют подтверждающие документы компетентных органов (ответ на запрос ОПФР из компетентного органа Республики Казахстан о подтверждении спорных периодов работы не поступил), не принимаются судом во внимание, поскольку отсутствие таких документов не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде невключения период работ в страховой стаж, при наличии записей в трудовой книжке, оформленной в соответствии требованиями закона, надлежащим образом заверенных архивных справок об указанных периодах работы Поповой Н.А. на территории Республики Казахстан.
Таким образом, факты работы истца подтверждаются совокупностью представленных суду доказательств и не опровергаются иными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч, 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 1 с г. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются только на основании сведений индивидуального (персонифицированного учета) за указанный период.
Аналогичные нормы предусмотрены п. 10 Правил подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 октября 2014 года № 1015 (далее - Правилам 1015).
В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пп. 11-17 Правил N 1015.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке.
В силу пп. 1, 2 ст. 11 выше указанного закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда РФ по месту их регистрации сведения об уплачиваемых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст. 1 и ст. 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд России о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд России вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на отдых, в том числе обеспечиваемый предоставлением нерабочих праздничных дней.
В соответствии со ст. 107 ТК РФ нерабочие праздничные дни являются одним из видов времени отдыха.
Общегосударственными нерабочими праздничными днями являются дни, перечисленные в ст.112 ТК РФ.
Согласно ст. 4 ФЗ от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» по просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в РФ вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В соответствии с Законом Саратовской области от 20 апреля 2011 года № 37-ЗСО «Об объявлении праздничным днем на территории Саратовской области Радоницы- дня особогопоминовения усопших» в целях содействия сохранению традиций духовной культуры граждан и в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» Радоница-день особого поминовения усопших, приходящийся на 9-й день после Пасхи, объявлен нерабочим праздничным днем на территории Саратовской области.
Аналогичные законы принимались в Саратовской области каждый год за весь спорный период.
В соответствии с Законом Саратовской области от 26 июня 2006 года № 64-ЗСО «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» все принимаемые в Саратовской области законы подлежат доведению до всеобщего сведения (обнародования) в соответствующих региональных средствах массовой информации и действуют в отношении граждан, юридических лиц, а также государственных и муниципальных организаций.
В силу ст.5 ТК РФ указанные дни являются нерабочими праздничными днями.
Так как в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не указаны нерабочие праздничные дни (дополнительные выходные дни), следовательно, дни Радоницы 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года подлежат включению в специальный стаж.
При этом суд не принимает во внимание возражения ответчика о том, что в соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 общим правилом является включение в специальный стаж именно работы в соответствующих условиях (должностях, учреждениях), по следующим основаниям.
Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В приведенных выше Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», среди периодов, которые не включаются в периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости праздничные дни отсутствуют.
Таким образом, на 19 февраля 2020 года истец имела 25 лет специального стажа педагогической деятельности.
В соответствии со ст.22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страхования пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом включенных в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов и иных периодов право на досрочное пенсионное обеспечение Попова Н.А. приобретает с 20 августа 2020 года, но не ранее даты обращения.
В связи с тем, что Попова Н.А. обращалась к ответчику с заявлением 31 марта 2022 года, подлежит признанию право на установление досрочной страховой пенсии по старости с 31 марта 2022 года.
На основании изложенного, требования истца подлежат удовлетворению, решение ответчика № 220000022886/153028/22 от 12 апреля 2022 года в части исключения из специального педагогического стажа периодов работы в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.И. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней «Радоница», подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Поповой Натальи Анатольевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о признании решения в части незаконным, установления наличия стажа, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, включение спорных периодов в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Установить наличие у Поповой Натальи Анатольевны 25 лет специального педагогического стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 12 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» на 19 февраля 2020 года.
Признать решение № 220000022886/153028/22 от 12 апреля 2022 года незаконным в части исключения из специального педагогического стажа периодов с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области включить в специальный педагогический стаж работы дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 «О страховых пенсиях» периоды с 10 ноября 1993 года по 26 июля 1996 года в должности учителя физики, информатики, математики в средней школе № 2 им. В.Л. Ленина г. Талдыкоргана Республики Казахстан; дополнительных выходных дней 24 апреля 2012 года, 14 мая 2013 года, 29 апреля 2014 года, 21 апреля 2015 года, 10 мая 2016 года, 25 апреля 2017 года, 17 апреля 2018 года, 07 мая 2019 года, 28 апреля 2020 года, 11 мая 2021 года.
Признать право на установление досрочной страховой пенсии по старости с 31 марта 2022 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ртищевский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 02 ноября 2024 года.