УИД 79RS0002-01-2020-000804-35
Дело № 2а-963/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2020 г. г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Хроленок Т.В.
при помощнике Михайловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области к Полякову Андрею Васильевичу о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Биробиджану Еврейской автономной области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Полякову Андрею Васильевичу о взыскании обязательных платежей. Свои требования мотивировала тем, что ответчик состоит в ИФНС России по г. Биробиджану в качестве налогоплательщика. В связи с тем, что налоги им не уплачены, инспекцией начислены пени. Инспекцией направлены Полякову А.В. требования от 06 марта 2017 года №, от 13 февраля 2018 года №, от 31 января 2019 № об уплате указанного налога, в которых сообщалось о наличие у ответчика задолженности и сумме, начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанные в требованиях суммы в бюджет не поступали, требования ответчиком не исполнены. Просит взыскать с Полякова Андрея Васильевича налог на имущество физических лиц в размере 595 рублей, пеню в размере 71 рубль 17 копеек, транспортный налог с физических лиц в размере 3 474 рубля, пеню в размере 727 рублей 95 копеек, всего взыскать 4 868 рублей 12 копеек. Также в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении пропущенного срока на его подачу, которое мотивировано большим объемом работы Инспекции.
В судебное заседание административный истец, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик Поляков А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом.
Согласно положениям ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю. Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Изложенные правила подлежат применению, в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Ответчик извещался судом по месту жительства: ЕАО, <адрес>. Однако вручить извещение не представилось возможным, письмо возвращено отправителю, в связи с истечением срока хранения.
Указанные выше обстоятельства, суд расценивает как надлежащее извещение представителя административного истца и ответчика о времени и месте судебного заседания и полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы.
На основании ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 3, 5 ст. 75 НК РФ).
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п.4 ст. 57 Налогового кодекса РФ.
Как установлено из материалов дела, Поляков является плательщиком налога на имущество физических лиц и транспортного налога.
Согласно налоговому уведомлению № от 26 июля 2017 года за 2016 год сумма транспортного налога составила 2 004 рубля, сумма налога на имущество физических лиц составила 261 рубль и должны быть уплачены ответчиком не позднее 1 декабря 2017 года.
Из налогового уведомления № от 23 июня 2018 года усматривается, что за 2017 года сумма транспортного налога составила 1 470 рублей, сумма налога на имущество физических лиц составила 334 рубля и должны быть уплачены ответчиком не позднее 03 декабря 2018 года.
В связи с неуплатой обязательных платежей в установленный срок ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО в адрес Полякова А.В. направлено требование № от 06 марта 2017 года об уплате пени по транспортному налогу с физических лиц в сумме 667 рублей 77 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 66 рублей 17 копеек, которым предложено ответчику в срок до 14 апреля 2017 года погасить задолженность; № от 13 февраля 2018 года об уплате транспортного налога с физических лиц в размере 2 004 рубля, пени в размере 38 рублей 31 копейку, налога на имущество физических лиц в размере 621 рубль, пени в размере 5 рублей, которым предложено ответчику в срок до 19 марта 2018 года погасить задолженность; № от 31 января 2019 года об уплате транспортного налога с физических лиц в размере 1 470 рублей, пени в размере 21 рубль 87 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 334 рубля, которым предложено ответчику в срок до 12 марта 2019 года погасить задолженность.
Направление налоговых извещений подтверждаются списками внутренних почтовых отправлений.
В установленные сроки Поляков А.В. задолженность по налогам и пени не уплатил.
В соответствии с п. 5.1.1 Постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 №-О-О).
Частью 2 ст. 286 КАС РФ определено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Шестимесячный срок на обращение в суд начал исчисляться по истечении срока, установленного в требованиях: № от 06 марта 2017 года с 14 апреля 2017 года, № от 13 февраля 2018 года с 19 марта 2018 года, № от 31 января 2019 года с 12 марта 2019 года
С административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей административный истец обратился с пропуском шестимесячного срока 05 февраля 2020 года.
В административном иске содержится ходатайство административного истца ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО о восстановлении срок для обращения в суд с данными требованиями, сославшись на то, что причиной пропуска срока явилась большая загруженность Инспекции.
Однако, суд считает, что данная ссылка несостоятельна, поскольку указанные основания относятся к обстоятельствам организационного характера и не могут являться уважительной причиной пропуска срока.
Иных уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО не указала, каких-либо доказательств не представила, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
При таких обстоятельствах учитывая, что уполномоченным органом пропущен срок для взыскания обязательных платежей, суд приходит к выводу, что возможность принудительного взыскания с Полякова А.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, а также пени утрачена, ввиду чего требования ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. ст. 174-177 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по городу Биробиджану Еврейской автономной области к Полякову Андрею Васильевичу о взыскании обязательных платежей - отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья Т.В. Хроленок