Дело №2-655/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 мая 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи: Казацкого В.В.
при секретаре: Окуневой В.М.
с участием прокурора Денисовой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда г. Севастополе гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3, третье лицо: Правительство Севастополя о выселении, встречному иску ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации -
УСТАНОВИЛ:
Истец Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к ответчикам, третье лицо: Правительство Севастополя о выселении. Свои требования мотивирует тем, что ответчики без каких-либо законных оснований проживают в <адрес> в г. Севастополе. Поскольку в настоящее время в целях строительства линейного объекта - «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» вышеуказанное жилое помещение подлежит изъятию для государственных нужд, а ответчики его занимают без каких-либо законных оснований, за защитой своих прав истец обратился в суд.
Ответчики обратились в Балаклавский районный суд города Севастополя со встречным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации. Свои требования ответчики мотивируют тем, что с 2001 года на основании распоряжения в/ч 22838 ответчик ОТВЕТЧИК вселилась и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в г. Севастополе. В дальнейшем в указанном жилом помещении также стали проживать и ее дети. Вселена в данное жилье она была в связи со своим трудоустройством в в/ч 22838. В настоящее время данное жилое помещение фактически принадлежит городу Севастополю. Поскольку у ответчиков отсутствует какое-либо иное жилье, а также отсутствует договор социального найма в отношении спорного жилья и иные документы, необходимые для его приватизации, указанное препятствует им реализовать свое право на приватизацию занимаемого ими жилого помещения. За защитой своих прав ответчики обратились в суд.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебном заседании первоначальное исковое заявление поддержал, при разрешении встречного иска полагается на усмотрение суда.
Ответчик ОТВЕТЧИК, представитель ответчиков – адвокат Степанова Н.Н. в судебном заседании первоначальный иск не признали и просят в его удовлетворении отказать, на встречном иске настаивают и просят его удовлетворить в полном объеме.
Представитель Департамента капитального строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при разрешении исковых требований полагается на усмотрение суда.
Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений на заявленные требования суду не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает первоначальные исковые требования необоснованными и такими, что не подлежат удовлетворению, встречные исковые требования обоснованными и такими, что подлежат удовлетворению, по следующим мотивам.
Согласно ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что жилой <адрес> в г. Севастополе находится в долевой собственности, из которых 24/125 доли зарегистрировано за городом Севастополем. Согласно выписки из Реестра собственности города Севастополя, <адрес> в г. Севастополе включена в реестр собственности города Севастополя как «6/25 доли жилого дома» на основании распоряжения ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно копии домовой книги, ответчики зарегистрированы в спорном жилом помещении – ОТВЕТЧИК с ДД.ММ.ГГГГ, ОТВЕТЧИК2 с ДД.ММ.ГГГГ, ОТВЕТЧИК3, с ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство также подтверждается копиями паспортов и свидетельства о регистрации ответчиков. Актом обследования жилого помещения – <адрес> в г. Севастополе от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания в нем ответчиков.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ОТВЕТЧИК, обращалась к командиру в/ч 22838 с заявлением о приватизации <адрес> в городе Севастополе (военный городок №), на что было получено его согласие.
Согласно представленных суду документов, ответчиком ОТВЕТЧИК был заключен договор на получение коммунальной услуги по электроснабжению спорного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик ОТВЕТЧИК обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма в отношении <адрес> в городе Севастополе. ДД.ММ.ГГГГ письмом Департамента капитального строительства города Севастополя ответчику было разъяснено, что в связи с отсутствием у нее необходимых документов, ей будет вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги по заключению договора социального найма жилья.
ДД.ММ.ГГГГ было принято распоряжение Правительства Севастополя №16-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» и внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап», в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд города Севастополя с целью реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» - Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» включен, в том числе и жилой дом с кадастровым номером № площадью 210 кв. м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес> (пункт 14 Перечня к распоряжению №-РП).
Согласно заключения прокурора, встречные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, первоначальный иск является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В силу части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, (далее – ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования (часть 1 статьи 63 ЖК РФ).
Ответчики проживают в спорном жилом помещении длительное время, несут бремя его содержания, оплачивают коммунальные услуги. Как следует из материалов дела, спорная квартира в установленном законом порядке к специализированному жилищному фонду не отнесена.
Как следует из положений пунктов 1 и 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ, защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи - жилищные права и обязанности возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах неоднократно отмечал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П).
Согласно пункту 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободы в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищных законодательством оснований. В соответствии со статьей 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают, в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
Статьей 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно статье 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» предусмотрено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства.
Судом установлено, что ответчики вселились в спорное помещение на законных основаниях в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины. Доказательств обратного суду представлено не было.
Поскольку ответчики вселены в квартиру на законных основаниях, учитывая длительность проживания в спорном помещении, отсутствие требований о его выселении (до предъявления данного иска), суд приходит к выводу, что проживание ответчиков в спорном помещении обусловлено наличием правоотношений социального найма.
Данное жилое помещение является единственным местом жительства ответчиков, до настоящего времени они исполняют все обязанности нанимателя жилого помещения. Вселение в жилое помещение, проживание в жилом помещении на протяжении длительного времени, оплата жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о фактическом заключении с ответчиками договора социального найма на занимаемое жилое помещение.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственной муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541 «О приватизации жилого фонда РФ" граждане Российской Федерации имеющие право пользования жилыми помещениями государственной муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, или нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541 «О приватизации жилого фонда РФ" каждый гражданин имеет прав приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. №1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживаю совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик ОТВЕТЧИК обращалась с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, однако процедура приватизации не была завершена по независящим от нее обстоятельствам.
Как указано выше, согласно ч. ч. 1, 2 ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 05.06.2019 года №507-ЗС «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда города Севастополя» в специализированный жилищный фонд, формируемый в соответствии с настоящим Законом, не подлежат включению принятые в государственную собственность города Севастополя жилые помещения, предоставленные гражданам в порядке, установленном законодательством, действовавшим на территории города Севастополя до 18 марта 2014 года, и использовавшиеся ими в качестве служебных помещений или общежитий, располагающихся в жилых домах, зданиях, ранее находившихся в государственной собственности Украины, органов государственной власти Украины, а также принадлежавших государственным или коммунальным предприятиям (учреждениям) Украины. Правоотношения по пользованию жилыми помещениями, предоставленными в соответствии с частью 1 настоящей статьи, регулируются разделом III Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, занимаемое ответчиками на условиях социального найма жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 №1541-1, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении №6-П от 15 июня 2006 года, - Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способов удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования сохранности жилищного фонда.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. №8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонд в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложен обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения собственность, в том числе совместную или долевую.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
На основании вышеизложенного, суд находит заявленные ответчиками исковые требования обоснованными и полагает возможным признать за ответчиками право общей долевой собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда.
Также с учетом вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения первоначальных требований Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о выселении ответчиков из спорного жилого помещения, поскольку приходит к убеждению, что данное жилое помещение занимается ими законно и каких-либо оснований для их выселения по доводам, изложенным в первоначальном иске, у суда не имеется.
Учитывая наличие ходатайства представителя ответчиков о возможности допуска решения суда о признании права собственности к немедленному исполнению, а также принимая во внимание, что вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для ответчиков или исполнение может оказаться невозможным, данное ходатайство подлежит удовлетворению.
При этом суд также полагает необходимым указать, что настоящее решение является основанием для регистрации права общей долевой собственности в равных долях на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 48,9 кв. м, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 6, 12, 56, 57, 194-199, 320, 321 ГПК РФ суд –
Р Е Ш И Л:
Встречный иск ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департаменту капитального строительства города Севастополя о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3 право общей долевой собственности в равных долях (по 1/3 доле за каждым) на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 48,9 кв. м.
Данное решение является основанием для регистрации права собственности ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3 на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 48,9 кв. м, в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
В удовлетворении иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3, третье лицо: Правительство Севастополя о выселении – отказать.
Допустить к немедленному исполнению решение суда в части признания за ОТВЕТЧИК, ОТВЕТЧИК2, ОТВЕТЧИК3 право общей долевой собственности в равных долях (по 1/3 доле за каждым) на жилое помещение - <адрес> в г. Севастополе, общей площадью 48,9 кв. м.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 23 мая 2022 года.
Судья В.В.Казацкий