Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>. "08" ноября 2018 года.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Шутилина В.Ю.,
при секретаре ФИО2,,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> (далее УСЗ и СП <адрес>), в котором просил суд обязать ответчика включить его в Список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указал, что относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку 15.11.2001г. умерли его родители ФИО3 и ФИО4
На основании постановления администрации <адрес> от 27.11.2001г. №, ФИО1 09.08.1988 года рождения, а также трое его братьев были направлены на воспитание в государственные учреждения, кроме того данным постановлением за ФИО1 было закреплено жилое помещение – <адрес>.
Начиная с 01.03.2002г. и по 01.09.2004г. истец проходил обучение в ТОГОУ «Заворонежский детский дом», начиная с 2004 года и по июнь 2011г. он обучался в ПУ-37 и ПУ-2 <адрес>, ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. ФИО5», при этом все указанное время он находился на полном государственном обучении.
В настоящее время истцу исполнилось 30 лет, вместе с тем до настоящего времени жильем он не обеспечен, более того от своего брата он в декабре 2015 года узнал о том, что согласно Постановления Администрации <адрес> от 04.12.2007г. № закрепленное за ним жилое помещение было признано непригодным к проживанию, в связи с чем ФИО1 обратился с заявлением в администрацию <адрес> и в УСЗ и СП <адрес> о необходимости предоставления ему жилого помещения как лицу оставшегося без попечения родителей, однако в удовлетворении данного заявления ФИО1 было отказано в виду достижения им 23 летнего возраста.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал свои заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, также показал суду, что он после достижения им 18 летнего возраста не интересовался судьбой закрепленного за ним жилого помещения ссылаясь на незнание закона, однако 05.02.2008г. то есть в 20 летнем возрасте получил в Управлении народного образования <адрес> справку о том, что за ним закреплено жилое помещение – <адрес> и на основании данной справки было принято решение о его регистрации на территории <адрес>, также считает, что по вине должностных лиц органов опеки и попечительства начиная с 09.08.2006г. (18 летнего возраста) и до 2015 года находился в полном заблуждении о факте того, что за ним имеется закрепленное жилое помещение пригодное для проживания, а также то, что его права, как лица оставшегося без попечения родителей данными лицами полностью защищаются и он будет обеспечен жилым помещением согласно действующего законодательства.
Однако в последующем посчитав, что данными органами не отстаиваются его законные права и интересы, он стал обращаться за защитой своих нарушенных прав в администрацию <адрес>, прокуратуру, а также в Аппарат уполномоченного по Правам Человека в РФ.
В судебном заседании представитель ответчика, а также третьего лица <адрес> – по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что истец после окончания обучения и пребывания в учебных заведениях необоснованно пропустил срок установленный для подачи заявления о постановки на учёт лициз числадетей-сирот и детей, оставшихсябезпопеченияродителей, в связи с чем по достижении 23 летнего возраста утратил статусребенка-сироты и ребенка, оставшегосябезпопеченияродителей, имеющего право на внеочередное обеспечение жильем, более того считает необоснованной ссылку истца о длительном неведении им обстоятельств обосновывающих гарантии государства на предоставление лицам оставшимся без попечения родителей жилого помещения, в виду того, что родные братья истца ФИО7 и ФИО8 10.12.2010г. и соответственно 04.02.2015г. были согласно действующего законодательства, как лица, оставшиеся без попечения родителей обеспечены специализированными жилыми помещениями.
В судебное заседание представитель третьего лица Администрации <адрес> не явился о времени и месте рассмотрения дела судом извещался надлежащим образом.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об оставлении иска без удовлетворения по следующим основаниям.
Статьей7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с п.1 ст.8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 п.2 ст.57 ЖК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с реализацией детьми-сиротами права на обеспечение жилыми помещениями, необходимо руководствоваться вышеназванным законодательством, а также законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, регулирующим данные отношения.
Юридически значимыми обстоятельствам, подлежащими установлению по данной категории споров, являются:
- относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- каков возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет;
- имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения;
- состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
Согласно ч. 1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст.57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абз. 4 ст.1 и п. 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, в связи, с чем подлежат выяснению причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными, требования истца о включении в Список лиц, имеющих право на социальную льготу, об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку 15.11.2001г. умерли его родители ФИО3 и ФИО4
На основании постановления администрации <адрес> от 27.11.2001г. №, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также трое его братьев были направлены на воспитание в государственные учреждения, кроме того данным постановлением за ФИО1 было закреплено жилое помещение – <адрес>.
Начиная с 01.03.2002г. и по 01.09.2004г. истец проходил обучение в ТОГОУ «Заворонежский детский дом», начиная с 2004 года и по июнь 2011г. он обучался в ПУ-37 и ПУ-2 <адрес>, ТОГБПОУ «Железнодорожный колледж им. ФИО5», при этом все указанное время он находился на полном государственном обучении.
В настоящее время истцу исполнилось 30 лет, вместе с тем до настоящего времени жильем он не обеспечен, при этом истцу исполнилось 23 года ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено, что 09.08.2006г. истцу исполнилось 18 лет, при этом действительно 04.12.2007г. Постановлением Администрации <адрес> №, закрепленное за ФИО1 жилое помещение – <адрес> было признано непригодным для проживания, при этом со стороны истца не было предоставлено доказательств подтверждающих факт того, что он не имел по независящим от него обстоятельствам на протяжении 16 месяцев, а именно с момента достижении совершеннолетнего возраста и даты принятия вышеуказанного постановления интересоваться судьбой закрепленного за ним жилого помещения, более того как установлено судом истец знал о том, что за ним закреплено жилое помещение, так как он с целью осуществления своей регистрации обращался в феврале 2008г. в Управление народного образования администрации <адрес> за предоставлением соответствующей информации.
Более того, как установлено судом и документально подтверждается материалами гражданского дела (л.д.21) ФИО1 первый раз обратился с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения только в июле – августе 2016 года, то есть по достижении 28 летнего возраста, кроме того как установлено судом, родные братья истца - ФИО7 и ФИО8 10.12.2010г. и соответственно 04.02.2015г. были согласно действующего законодательства, как лица, оставшиеся без попечения родителей обеспечены специализированными жилыми помещениями.
По мнению суда, при указанных обстоятельствах, есть основания полагать, что, будучи уже в совершеннолетнем возрасте и до достижения 23 лет, а также в последующий временной период, определяемый понятием разумности, ФИО1 не предпринимал мер для постановки на учет как лицо, нуждающееся в жилье при отсутствии к тому объективных препятствий.
Доводы ФИО1 о том, что это является следствием его не уведомления компетентными органами о необходимости обращения с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье, отвергнуты судом как несостоятельные, не согласующиеся с понятиями добросовестности и разумности.
Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в реализации своих прав, в том числе путем совершения действий, обязательность совершения которых прямо оговорена в законе.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, в том числе в вопросе способов и порядке реализации права.
Став совершеннолетним и приобретя полную право - и дееспособность, истец мог реализовать право, гарантирующее социальные гарантии в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, чего он не сделал, тогда как мог сделать будучи уже лицом совершеннолетнего возраста.
Более того, как установлено судом, ФИО1 в 2016году истец обращался с заявлением в Администрацию <адрес> о предоставлении ему как лицу находящемуся в трудной жизненной ситуации жилого помещения и ему было выделено для проживания жилое помещение от получения которого он отказался, при этом как было разъяснено, что он имеет право на предоставление жилого помещения согласно требований ст.ст. 52,57 ЖК РФ, однако с заявлением о необходимости выделения данного жилья в органы местного управления истец до настоящего времени не обратился
При установленных по делу обстоятельствах, в силу приведенного выше толкования закона, суд пришел к выводу об отсутствии у ФИО1 права на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения по договору социального найма специализированного жилищного фонда, как лицом из числа детей-сирот и детей, в связи с утратой такового статуса.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Управлению социальной защиты и семейной политики <адрес> оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: В.Ю. Шутилин.