Дело № 2-2578/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 15 декабря 2020 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края
в составе единолично судьи Рябцевой Н.Л.
при секретаре Широковой В.А.
с участием истца Сидоренкова А.А.,
представителя ответчика Красинской Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова М.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возмещении ущерба, причиненного затоплением жилого помещения, неустойке, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Истец Миронов М.В. обратился в суд с иском к ответчику ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России о возмещении ущерба. В обоснование иска указал, что на основании договора найма жилого помещения проживает по адресу: <адрес>
ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет техническое обслуживание и обеспечивает коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ, в том числе и дом, в котором расположено жилое помещение, указанное выше. В период обслуживания, ФГБУ "ЦЖКУ" не исполняло обязанности по содержанию общедомового имущества. В связи с затоплением, которое произошло в результате течи мягкой кровли, в квартире истца произошло намокание и отслоение побелки, обоев, потолочной плитки, намокание оргалита и линолеума, намокание и деформация деревянных оконных рам, видны следы сырости и влаги, жёлтых и черных пятен.
Истец вынужден был обратиться к специалистам ООО «ДальПрофОценка» для проведения исследования и определения ущерба, понесенного вследствие залива квартиры. По результатам исследования экспертами был подготовлен отчет, согласно которому стоимость восстановительного ремонта квартиры, поврежденной заливом, составляет 166 954 руб. За изготовление отчета Истец оплатил 10000 рублей.
В адрес Ответчика 08.10.2020 г. была направлена претензия о возмещении ущерба, но никаких действий не последовало. Ненадлежащее исполнение Ответчиком условий договора управления и обязательных требований, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, повлекло моральные и физические страдания Истца, т.е. причинило моральный вред, который подлежит компенсации в соответствии со ст. 15 Закона «О защите прав потребителей».
Истец на протяжении длительного времени вынужден дышать сыростью и плесенью. В данной квартире происходит невыносимая ситуация, при которой в квартире некомфортно находиться. Действиями Ответчика Истцу были нанесены физические и нравственные страдания, компенсацию за которое Истец оценивает в 35000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Так как на правоотношения сторон истца и ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, осуществляющим управление многоквартирным домом, связанные с содержанием общего имущества распространяются требования Закона РФ «О защите прав потребителей», то взысканию также подлежит неустойка.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 этого же Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. Согласно п.3 ст. 31 вышеуказанного Закона, за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п.5 ст. 28 Закона. Пунктом 5 статьи 28 Закона предусмотрена неустойка за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа.
Таким образом, с Ответчика в пользу Истца подлежит взысканию неустойка за период с 22.10.2020 по день вынесения судебного решения.
Таким образом, истец просит взыскать с ответчика в пользу истца: сумму материального ущерба в размере 166 954 руб., сумму расходов по оплате экспертизы оценки ущерба в размере 10 000 руб., компенсацию морального вреда в размере 35 000 руб., штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, неустойку, предусмотренную ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» за период с 22.10.2020 г. по день вынесения судебного решения.
Представитель истца по доверенности Сидоренков А.А. в судебном заседании иск поддержал по изложенным в иске основаниям.
Истец Миронов М.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, суд в порядке ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Красинская Ю.Г. иск не признала, пояснила и указала в письменном отзыве, что ответчик приступил к обслуживанию дома с ноября 2017 года. Повреждения были нанесены в результате протекания кровли. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не является собственникам жилого фонда. Учреждение на основании договора от 26.09.2017 г. №3-УЖФ/ВВО-1 осуществляет только эксплуатационное содержание и комплексное обслуживание жилого фонда. Истец, обосновывая требования о виновности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в причиненном ущербе в иске ссылается на то, что затопление квартиры № ДОС № 2 вс. Князе-Волконское-1 (43 км.) Хабаровского района Хабаровского края, предоставленной ему на основании договора найма служебного жилого помещения № 408 от 10.04.2020 г. произошло в результате течи мягкой кровли, вследствие неисполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ обязанностей по содержанию общедомового имущества. Доказательством того, что затопление вышеуказанной квартиры произошло именно из-за течи мягкой кровли вследствие неисполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ обязанностей по содержанию общедомового имущества считает Акт осмотра жилого помещения от 02.09.2020 г. Однако актом приема- передачи многоквартирного жилого дома № ДОС 2 в с. Князе- Волконское-1 ( 43 км.) установлено, что данный дом 1973 года постройки. На момент передачи (согласно данным государственного технического учета) имел фактическую степень износа 47%. Капитальный ремонт вышеуказанного дома с момента его ввода в эксплуатацию по настоящее время, в том числе и кровли дома (которая на момент передачи дома в управление находилась в неудовлетворительном состоянии и требовала проведения именно капитального ремонта) не проводился ни разу. При этом, согласно СНиП Н-26-76, на кровельном покрытии данного многоквартирного дома, выполненном из рубероида за истекший период времени капитальный ремонт должен был быть произведен уже не менее 5 раз, обязанность по проведению которого в силу ст. 210 ГК РФ возложена на собственника имущества. В связи с тем, что ДОС № 2 в с. Князе- Волконское-1 (43 км.) Хабаровского района Хабаровского края на момент передачи находился в неудовлетворительном состоянии и требовал капитального ремонта ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в 2017 г. в НО "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае" была подана заявка о включении данного дома в план проведения капитального ремонта и данный дом был включен в данную программу на основании постановления Хабаровского края от 31.12.2017 г. № 552-пр. Впоследствии д. № 2 квартала ДОС в с. Князе- Волконское-1 (43 км.) Хабаровского района Хабаровского края в числе других многоквартирных жилых домов с. Князе- Волконское Хабаровского района Хабаровского края, на основании Постановления главы Хабаровского муниципального района № 818 от 02.09.2020 г. был включен в план проведения краткосрочного капитального ремонта. На основании вышеизложенного, считают, что истцом были заявлены требования к ненадлежащему ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, так как затопление квартиры № ДОС № 2 вс. Князе-Волконское-1 (43 км.) Хабаровского района Хабаровского края произошло в связи с не проведением собственником работ по замене кровельного покрытия, которые представляют собой капитальный ремонт.
Более того, отчет № 2020-138/1 от 23.09.2020 г. составлен оценщиком ООО «ДПО» Т.А. Михеевой в соответствии с договором на оценку № 2020-083-1 от 02.09.2020 г. Однако в материалах дела копия договора № 2020-083 от 02.09.2020 г., а также задание на оценку, являющееся Приложением № 1 к Договору № 2020- 083 от 02.09.2020 г., подписанный только Исполнителем- ООО «ДальПрофОценка». На основании вышеизложенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России считает, что договор № 2020-083 от 02.09.2020 г. не может являться заключенным.
Кроме этого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, также обращает внимание на то, что в соответствии со ст. 4 ФЗ № 135 от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 151 настоящего Федерального закона. Договор № 2020/083 от 02.09.2020 г., имеющийся в материалах дела заключен между Мироновым М.В. и ООО «ДальПрофОценка». При этом сведений о том, что Гасиленко А.М., является штатным сотрудником ООО «ДПО», отсутствуют. На основании вышеизложенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России полагает, что акт осмотра жилого помещения от 02.09.2020 г. не может быть положен в основу отчета № 2020-138/1 от 23.09.2020 г.
Кроме того, согласно таблице № 7 отчета об оценке № 2020-138/1 от 23.09.2020 г. ООО «ДПО» имеет лишь одного штатного работника- оценщика Михееву Т.А., что противоречит ст. 15.1 ФЗ № 135 от 29.07.1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». На основании вышеизложенного ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России полагает, что отчет об оценке № 2020-138/1 от 23.09.2020 г. в соответствии со ст. 55 ГПК РФ не может являться допустимым доказательством по делу.
Относительно требований о взыскании неустойки полагала, что одновременное взыскание штрафа и неустойки невозможно. Кроме того, взыскание штрафа в сумме 50% от взысканных сумм несоразмерно последствиям нарушения прав потребителя.
Истцом заявлены требования о взыскании морального вреда в размере 35000 руб. Поскольку достоверных доказательств о причинении морального вреда Князевой О.Д. по вине ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в материалах дела не представлено, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России полагает, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Истцом заявлены требования о возмещении расходов на оплату оценки ущерба. При этом Истцом не представлен кассовый чек, подтверждающий уплату денег, являющийся документом, свидетельствующим факт уплаты денежных средств. Квитанция к приходному кассовому ордеру в отсутствие кассового чека не является доказательством несения затрат. Поскольку достоверных доказательств о фактически понесенных затратах Миронова М.В. на оплату оценки ущерба в материалах дела не представлено, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России полагает, что у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании данных расходов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства Обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, отзыв на иск в судебное заседание не представил. Суд полагает возможным в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрение дела в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что Миронов М.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Хабаровский край, с. Князе-Волконское (43 км), ДОС 2 № на основании договора найма служебного жилого помещения № 408 от 10.04.2020 г.
Согласно акта приема-передачи многоквартирного дома в управление от 2017 г., многоквартирный дом по адресу: Хабаровский край Хабаровский район с. Князе-Волконское, квартал ДОС, д. 2 передан на баланс ФГБУ ЦЖКУ МО РФ.
Согласно Договора управления №3-УЖФ-ВВО-1 от 26.09.2017г. ФГБУ «ЦЖКУ» МО, осуществляло техническое обслуживание и обеспечивало коммунальными ресурсами специализированный жилищный фонд Министерства обороны РФ, в том числе дом в котором расположено помещение, занимаемое истцом, ответчиком данные обстоятельства не оспариваются.
Согласно акту № 145 от 20.08.2020 года, составленного комиссией работников ДУ № 2 ЖКС № 1 на предмет осмотра помещения № ДОС 2 (43 км) с. Князе-Волконское, Хабаровский район, составленного на основании обращения Миронова М.В., в результате осмотра установлено: квартира расположена на 2 этаже 2-х этажного кирпичного жилого дома. На момент осмотра жилого помещения установлено, что в коридоре, на кухне, в 2-х комнатах, в сан.узле произошло затопление, от которого намокла побелка с отслоением, обои, потолочная плитка. Видны следы сырости и влаги, а также следы желтых и черных пятен, намокли оргалит и линолеум, намокли деревянные оконные рамы с деформацией. Вывод комиссии: Затопление произошло в результате течи мягкой кровли.
23.09.2020 г. специалистами ООО «ДальПрофОценка» по результатам исследования подготовлено заключение специалиста № 2020-138/1, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки «Право требования возмещения ущерба, причиненного жилому помещению в результате затопления, расположенному по адресу Хабаровский край, с. Князе-Волконское (43 км), ДОС 2 кв. № с учетом округлений составляет 166 954 рублей.
Стоимость услуг по оценке ущерба по договору на оказание услуг составила 10 000 руб., что подтверждается договором от 02.09.2020 года, заданием на оценку, актом, квитанцией к приходному кассовому ордеру.
В адрес ответчика истцом направлена претензия о возмещении ущерба (получено 12.10.2020 г.), ущерб не возмещен.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно положениям ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Исполнитель обязан обеспечивать безопасность работы (товара) в течение установленного срока службы или срока годности работы (товара). Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 данного закона.
В соответствии с Приложением № 7 к «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170, усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции крыш, включены в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно указанным Правилам в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши.
Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии,
обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д.1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В настоящих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641";
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии со статьей 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.
Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.
К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Указанные обязанности несет и наниматель служебного жилого помещения.
С учетом изложенного, истец-наниматель жилого помещения- имеет право на возмещение ущерба, причиненного жилому помещению, предоставленному по договору найма служебного жилого помещения.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий услуги исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация (исполнитель), осуществляющие оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая изложенное, гражданско-правовые отношения, возникшие между истцом и ответчиком в соответствии с договором управления многоквартирным домом, подпадают под действие Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей».
Согласно общим основаниям ответственности за причинение вреда, закрепленных в ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков услуги подлежит возмещению в полном объеме.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истцом доказан факт причинения вреда его имуществу, вследствие ненадлежащего исполнения управляющей компанией своих обязанностей по управлению МКД и содержанию общего имущества, в т.ч. кровли. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, оказывая гражданам, в том числе истцу, проживающим ДОС 2, услуги по надлежащему содержанию жилья, технической эксплуатации, обслуживанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не представило достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие вины в причинении истцу ущерба, и свидетельствующих о надлежащей эксплуатации и техническом обслуживании кровли здания. Нуждаемость дома в капитальном ремонте не нивелирует обязанностей ответчика по осуществлению своих обязанностей в рамках договора управления. Ответчик не был освобожден от выполнения требований по техническому обслуживанию общего имущества, в т.ч. крыши и устранению имевшихся протечек кровли, однако, необходимые работы своевременно выполнены не были.
При определении подлежащей возмещению суммы причиненного истцу ущерба, суд принимает за основу заключение специалистов ООО «ДальПрофОценка», которые имеют соответствующее образование и квалификацию, заключение составлено по результатам непосредственного осмотра жилого помещения истца специалистом, привлеченным оценщиком на договорной основе по правилам ст.14 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", выводы, изложенные в указанном заключении, согласуются с иными доказательствами, собранными по делу и не опровергнуты стороной ответчика, в том числе путем назначения независимой судебной экспертизы, и полагает, что имеются правовые основания для взыскания с ответчика стоимости восстановительного ремонта 166 954 руб. Доводы представителя ответчика об отсутствии в штате ООО «ДПО» двух профессиональных оценщиков, что свидетельствует о недопустимости заключения об оценке, не соответствует действительности, т.к. в заключении в табл. 8 приведена информация о штатных работниках (оценщиках Михеевой Т.А. и Михеевой Л.А.). Доводы стороны ответчика о не заключении между истцом и оценщиком договора об оценке судом оцениваются критически, т.к. копия договора в материалы дела снималась с экземпляра договора истца (в деловом обороте непроставление своей подписи на своем экземпляре договора является стандартным), при этом в договоре имеется подпись контрагента, факт заключения договора подтверждается фактическими действиями по исполнению договора (осмотр, оценка, составление заключения).
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с положениями статей 1100, 1101 ГК РФ, п. 45 ППВС РФ от 28.06.12 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суд полагает возможным с учетом принципов разумности и справедливости определить денежную компенсацию морального вреда истцу в сумме 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца взыскиваются расходы, понесенные на оплату услуг оценщика, в размере 10000 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2013 года: пункт 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусматривает обязанность суда взыскивать штраф с изготовителя от всей суммы, присужденной судом в пользу потребителя, без конкретизации требований, которые должны учитываться при взыскании указанного штрафа.
Штраф подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 93 477 руб.
В соответствии с частями 1 и 3 ст. 31 Закона РФ "О защите прав потребителей», требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Требования истца, предъявленные в рассматриваемом иске, не являются требованиями об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора. В связи с изложенным, требования о взыскании неустойки не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Миронова М.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о возмещении ущерба, причиненного затоплением жилого помещения, неустойке, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в пользу Миронова М.В. сумму материального ущерба –166 954 рублей, расходы по оплате экспертизы оценки ущерба – 10 000 рублей, в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требования потребителя 93 477 руб.
В остальной части иск оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Хабаровский районный суд.
Судья Н.Л.Рябцева
Мотивированное решение изготовлено 30.12.2020 г.