Решение по делу № 2-570/2023 от 09.11.2023

УИД: 29RS0004-01-2023-000816-27

Дело № 2-570/2023

18 декабря 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре Мухряковой И.С., с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Будиловой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах в п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района, а также по обеспечению нормативным запасом воды в целях пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского района.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области не принимаются меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверок готовности населенных пунктов к прохождению пожароопасного периода, в том числе, в населенных пунктах п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района, которые внесены в перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

В частности, в нарушение требований Правил противопожарного режима и закона о пожарной безопасности, в населенных пунктах п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района не выполнены мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами ширина противопожарных минерализованных полос составляет менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры. Кроме того, в нарушение положений СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» объекты защиты в д. Одинцовская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствуют не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 м исходя из обслуживаемых зданий.

По фактам выявленных нарушений отделом надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Главного Управления МЧС России по Архангельской области вносились предписания в адрес администрации Шенкурского муниципального округа (от 28.04.2023 № 5 и от 19.07.2023 № 6), а прокуратурой Шенкурского района 05.05.2023 – внесено представление об устранении требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не исполнены, что создает препятствия при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в условиях предотвращения распространения и развития пожара, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры между объектами защиты, расположенными в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского района Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; а также обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского района Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказ МЧС России от 30.03.2020 № 225, в срок до 01.07.2024.

Старший помощник прокурора Шенкурского района Архангельской области Будилова Е.О. в судебном заседании требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.

Ответчик администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и третье лицо министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки третьему лицу (л.д. 72), а также распиской в получении судебной повестки ответчиком (л.д. 74).

Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, сославшись на постановление администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области от 22.11.2023 № 834-па, которым внесены изменения в муниципальную программу Шенкурского муниципального округа Архангельской области «Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, противодействие терроризму и экстремизму, развитие территориальной обороны на территории Шенкурского муниципального округа». Данная муниципальная программа дополнена пунктом 1.6 – возведение противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в том числе, п. Шелашский и д. Одинцовская, где на 2024 и 2025 годы заложены денежные средства по 200000 руб. на каждый год (л.д. 59-62).

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарев А.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что альтернативой создания противопожарной минерализованной полосы шириной 10 метров является возведение противопожарного барьера – брандмауэрной стены.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора Будилову Е.О., представителя ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарева А.Л., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона о пожарной безопасности).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к объектам защиты принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Объектами защиты являются: продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (пункт 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзацу 2 пункта 70 которых в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В силу части 1 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Во исполнение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 8.13130).

В соответствии с пунктами 10.3, 10.4 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

С учетом вышеуказанным норм права в целях предотвращения пожаров в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, должны быть созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, а также населенные пункты должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, количество и месторасположение которых регламентировано.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка соблюдения администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области требований законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров.

Постановлением Правительства Архангельской области от 24.01.2023 № 56-пп утвержден перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, в который на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области включены, в том числе, поселок Шелашский и деревня Одинцовская.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского района не выполнены мероприятия по предупреждению распространения огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры.

Кроме того, в нарушение СП 8.13130 объекты защиты, расположенные в д. Одинцовская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствует не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 метров.

По указанным фактам выявленных нарушений ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области вынесено предписание № 5 от 28.04.2023 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

05.05.2023 прокуратурой Шенкурского района Архангельской области главе Шенкурского муниципального округа Красниковой О.И. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что к настоящему времени меры к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности администрацией не приняты.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Виноградовского судебного района Архангельской области от 24.08.2023 администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания № 5.

Из буквального толкования положений пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации следует, что в целях предотвращения перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, обязанность по созданию противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров носит альтернативный характер, так как для достижения указанных целей уполномоченное лицо вправе установить иной противопожарный барьер.

Возможность установки такого противопожарного барьера, как пояснил представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарев А.Л., в настоящее время имеется.

Кроме того, согласно письму министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области от 22.05.2023 № 01-07/989 в целях проведения работ по созданию противопожарного разрыва необходимо установить или изменить границы населенных пунктов таким образом, чтобы участки установленной ширины от линии застройки входили в границы населенных пунктов.

С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения заявленных по иску требований до 01.07.2024.

С учетом позиции ответчика, не возражавшего против заявленных исковых требований, как по существу, так и по сроку исполнения, суд признает срок исполнения администрацией обязательств до 01.07.2024 отвечающим требованиям разумности и достаточным для проведения необходимых мероприятий.

Установление более длительного срока является неразумным, так как иное означало бы создание угрозы нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, в том числе в пожароопасный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты – удовлетворить.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.07.2024:

1) выполнить мероприятия по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров между объектами защиты, расположенными в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского муниципального округа Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

2) обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского муниципального округа Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Судья С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2023 года.

УИД: 29RS0004-01-2023-000816-27

Дело № 2-570/2023

18 декабря 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при секретаре Мухряковой И.С., с участием старшего помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Будиловой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурск гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты,

установил:

прокурор Шенкурского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к ответчику о возложении обязанности по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах в п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района, а также по обеспечению нормативным запасом воды в целях пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского района.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам проведенной прокурорской проверки было установлено, что администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области не принимаются меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проведения проверок готовности населенных пунктов к прохождению пожароопасного периода, в том числе, в населенных пунктах п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района, которые внесены в перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

В частности, в нарушение требований Правил противопожарного режима и закона о пожарной безопасности, в населенных пунктах п. Шелашский и д. Одинцовская Шенкурского района не выполнены мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами ширина противопожарных минерализованных полос составляет менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры. Кроме того, в нарушение положений СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» объекты защиты в д. Одинцовская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствуют не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 м исходя из обслуживаемых зданий.

По фактам выявленных нарушений отделом надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов Главного Управления МЧС России по Архангельской области вносились предписания в адрес администрации Шенкурского муниципального округа (от 28.04.2023 № 5 и от 19.07.2023 № 6), а прокуратурой Шенкурского района 05.05.2023 – внесено представление об устранении требований пожарной безопасности, которые до настоящего времени не исполнены, что создает препятствия при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ подразделениями пожарной охраны в условиях предотвращения распространения и развития пожара, а также создает угрозу жизни и здоровья граждан. Прокурор просил возложить на ответчика обязанность по выполнению мероприятий, связанных с предупреждением распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры между объектами защиты, расположенными в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского района Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»; а также обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского района Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказ МЧС России от 30.03.2020 № 225, в срок до 01.07.2024.

Старший помощник прокурора Шенкурского района Архангельской области Будилова Е.О. в судебном заседании требования поддержала, по изложенным в иске основаниям.

Ответчик администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области и третье лицо министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки третьему лицу (л.д. 72), а также распиской в получении судебной повестки ответчиком (л.д. 74).

Глава Шенкурского муниципального округа Архангельской области Красникова О.И. в письменном отзыве против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, сославшись на постановление администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области от 22.11.2023 № 834-па, которым внесены изменения в муниципальную программу Шенкурского муниципального округа Архангельской области «Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, противодействие терроризму и экстремизму, развитие территориальной обороны на территории Шенкурского муниципального округа». Данная муниципальная программа дополнена пунктом 1.6 – возведение противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров вокруг территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в том числе, п. Шелашский и д. Одинцовская, где на 2024 и 2025 годы заложены денежные средства по 200000 руб. на каждый год (л.д. 59-62).

Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарев А.Л. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что альтернативой создания противопожарной минерализованной полосы шириной 10 метров является возведение противопожарного барьера – брандмауэрной стены.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав прокурора Будилову Е.О., представителя ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарева А.Л., изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального округа.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10 Закона о пожарной безопасности).

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления минимально необходимых требований пожарной безопасности к объектам защиты принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Объектами защиты являются: продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях населенных пунктов, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре (пункт 15 статьи 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

В соответствии с положениями частей 1, 4 статьи 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно абзацу 2 пункта 70 которых в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

В силу части 1 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся: централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; пожарные резервуары (часть 2 статьи 68 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ).

Во исполнение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности № 123-ФЗ Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 утвержден свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее – СП 8.13130).

В соответствии с пунктами 10.3, 10.4 СП 8.13130 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

С учетом вышеуказанным норм права в целях предотвращения пожаров в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, должны быть созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры, а также населенные пункты должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, количество и месторасположение которых регламентировано.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Шенкурского района проведена проверка соблюдения администрацией Шенкурского муниципального округа Архангельской области требований законодательства о пожарной безопасности в населенных пунктах, подверженных угрозе лесных и ландшафтных пожаров.

Постановлением Правительства Архангельской области от 24.01.2023 № 56-пп утвержден перечень населенных пунктов Архангельской области, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2023 году, в который на территории Шенкурского муниципального округа Архангельской области включены, в том числе, поселок Шелашский и деревня Одинцовская.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что в нарушение Правил противопожарного режима в Российской Федерации в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского района не выполнены мероприятия по предупреждению распространения огня при природных пожарах – между объектами защиты и лесными массивами не создана противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 10 метров, не созданы противопожарные барьеры.

Кроме того, в нарушение СП 8.13130 объекты защиты, расположенные в д. Одинцовская Шенкурского района не обеспечены нормативным запасом воды для целей пожаротушения – отсутствует не менее двух пожарных резервуаров или искусственных водоемов в радиусе 200 метров.

По указанным фактам выявленных нарушений ОНД и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области вынесено предписание № 5 от 28.04.2023 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

05.05.2023 прокуратурой Шенкурского района Архангельской области главе Шенкурского муниципального округа Красниковой О.И. внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что к настоящему времени меры к устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности администрацией не приняты.

Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Виноградовского судебного района Архангельской области от 24.08.2023 администрация Шенкурского муниципального округа Архангельской области привлечена к административной ответственности по части 12 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания № 5.

Из буквального толкования положений пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации следует, что в целях предотвращения перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, обязанность по созданию противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров носит альтернативный характер, так как для достижения указанных целей уполномоченное лицо вправе установить иной противопожарный барьер.

Возможность установки такого противопожарного барьера, как пояснил представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России по Архангельской области Лазарев А.Л., в настоящее время имеется.

Кроме того, согласно письму министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области от 22.05.2023 № 01-07/989 в целях проведения работ по созданию противопожарного разрыва необходимо установить или изменить границы населенных пунктов таким образом, чтобы участки установленной ширины от линии застройки входили в границы населенных пунктов.

С учетом изложенного, суд считает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просил суд определить срок исполнения заявленных по иску требований до 01.07.2024.

С учетом позиции ответчика, не возражавшего против заявленных исковых требований, как по существу, так и по сроку исполнения, суд признает срок исполнения администрацией обязательств до 01.07.2024 отвечающим требованиям разумности и достаточным для проведения необходимых мероприятий.

Установление более длительного срока является неразумным, так как иное означало бы создание угрозы нарушения прав неограниченного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности, в том числе в пожароопасный период.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковое заявление прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шенкурского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности по выполнению мероприятий по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах, обеспечению нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты – удовлетворить.

Обязать администрацию Шенкурского муниципального округа Архангельской области в срок до 01.07.2024:

1) выполнить мероприятия по предупреждению распространения огня при природных и ландшафтных пожарах путем создания противопожарных минерализованных полос шириной не менее 10 метров или иных противопожарных барьеров между объектами защиты, расположенными в п. Шелашский и в д. Одинцовская Шенкурского муниципального округа Архангельской области и лесными массивами, в соответствии с пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»;

2) обеспечить нормативным запасом воды для целей пожаротушения для объектов защиты, расположенных в д. Одинцовская Шенкурского муниципального округа Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1, 10.3, 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Судья С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 19 декабря 2023 года.

2-570/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Шенкурского района
Ответчики
администрация Шенкурского муниципального округа
Другие
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Отдел надзорной деятельности и ПР Виноградовского и Шенкурского районов ГУ МЧС России
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
09.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее