Судья: Гришакина Ю.Е. Дело №33а-5290/2021 (2 инстанция)
(Дело 2а-9/2021, 2а-619/2020) (1 инстанция) УИД: 52RS0047-01-2020-001019-08
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 12 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Самарцевой В.В.
судей Ворониной Т.А., Гущевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,
с участием представителя ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области Кокуриной Л.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гущевой Н.В. дело по апелляционной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Малина Александра Александровича к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛА:
Малин А.А., обратившийся в Европейский Суд по правам человека 16.11.2018, в пределах установленного Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ срока обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением о взыскании с РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания Малина А.А. в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области с 06.10.2015 по 17.08.2018 в размере 1000000 (один миллион) руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 16.10.2015 по 17.08.2018 отбывал наказание в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: в отряде общей площадью около 208 кв.м содержалось 85-90 осужденных. Помещение отряда разделено на 2 спальных помещения: 1 – 60,3 кв.м, 2 – 60,4 кв.м, 3 – 91 кв.м, где установлено 55 двухъярусных кроватей, 55 тумбочек, 115 табуретов; остальная площадь для проживания не предназначена и в них находились помещения, предназначенные для иных нужд, в частности туалет с четырьмя унитазами, умывальник в котором установлено только 4 раковины, комната для хранения вещей при этом сушилки для вещей нет, горячей воды нет, бытовой комнаты нет.
Питание было плохое: свежих овощей и фруктов не выдавали. Мясо давали ниже нормы – грамм по 10 в сутки, за столы рассаживались по 10 человек и на прием пищи отводилось 5 минут.
Вещевое довольствие было неудовлетворительное: теплое нательное белье и зимнее одеяло не выдавали, также не выдавали обувь по сезону, выдавали одни ботинки из дермантина без утепления на лето и зиму.
Решением Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 г. административное исковое заявлениеМалина А.А. удовлетворено частично, компенсация взыскана в размере 3 000 (три тысячи) руб.
В апелляционной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 г., принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Одновременно ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области было заявлено ходатайство о применении мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по административному делу.
Ходатайство судебной коллегией рассмотрено и отклонено, поскольку отсутствуют основания для применения мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по настоящему административному делу.
Представитель ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области Кокурина Л.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда №47), право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу положений ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда №47, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Согласно ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ст.82 УИК РФ).
В соответствии со ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее – Правила №295), не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.
Согласно Правилам №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-1 установлен.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда №47, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Малин А.А., [дата] года рождения, 06.05.2015 года осужден Калининским районным судом г. Чебоксары по п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ к 3 годам 9 мес. лишения свободы в исправительной колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу 03.09.2015 г.
Для отбывания наказания был направлен в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, гдеотбывал наказание с 29.09.2015 года по 17.08.2018 года.
В ходе судебного разбирательства судом исследовались представленные в материалы дела справки о питании осужденного, по хранению и разогреву пищи, из которых следует, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались.
Из представленных по запросу суда Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений прокурора следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Также, материалами дела подтверждается, что в период отбывания Малиным А.А. наказания в отряде имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования).
Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.
Судебная коллегия полагает обоснованным вывод районного суда, что при оценке условий содержания следует учитывать, что Малин А.А. в период отбывания наказания содержался в различных отрядах, в которых количество осужденных также менялось.
Так, установлено, что по прибытии в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был помещен в карантинное отделение, 07.10.2015 г. распределен для проживания в отряд [номер], в котором содержался до 24.12.2015 г., затем был переведен в отряд [номер], в котором содержался с 24.12.2015 г. по 07.04.2016 г., 07.04.2016 г. переведен в отряд [номер] и содержался в нем по 20.05.2016 г. 20.05.2016 г. Малин А.А. переведен в отряд [номер] и содержался в нем по 17.08.2018 г.
Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
Так, в представлении от 11.01.2016 г. указывается, что в нарушение требований ч. 1 ст. 99 УИК РФ в отряде [номер] установленная норма жилой площади на одного осужденного в учреждении не соблюдается, на 1 человека приходится 1,66 кв.м., осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками и напольными чашами (л.д.117-119 т.1).
В представлении от 09.01.2017 г. указано на то, что нормы материально-бытового обеспечения в учреждении не выполняются. Так, согласно приложению ФСИН России от 27.07.2006 г. №512 спальные помещения должны быть обеспечены мебелью, а именно тумбочками прикроватными из расчета 1 тумбочка на 2 человека, табуретами из расчета один человек один табурет, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 человек. Указанные нормы материально-бытового обеспечения в отрядах ИК-1 не выполняются.
Кроме того, в нарушение ст.99 УИК РФ, в учреждении не в полном объеме выполняются требования об обеспечении вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, утв. приказом Минюста России от 03.12.2013 №216 (до настоящего времени не все осужденные были обеспечены обувью (сапогами мужскими комбинированными зимними), предусмотренной п.16 приложения №1 к приказу, на складе учреждения количество недостаточно для обеспечения всех осужденных при истечении сроков носки) (л.д.127-134 т.1).
По результатам рассмотрения представлений прокурора в установленные сроки направлены ответы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд достоверно установил факты нарушения условий содержанияМалина А.А.при отбывании им наказания в ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания в отряде [номер] в 2016 г., необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, табуретки) в период отбывания наказания в отряде [номер] переполненность отряда, а кроме того, необеспечение обувью по сезону.
Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Малина А.А. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу соответствующей компенсации.
Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и нормам международного права, условий содержания под стражей и этапирования, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Доводы жалоб административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений опровергаются материалами дела.
Вместе с тем, при оценке фактических обстоятельств дела, характера и степени страданий административного истца, судом не были учтены критерии достаточности компенсации в связи с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением (отсутствие обуви по сезону), обеспечением коммунально-бытовых условий содержания, выразившееся в нарушение прав истца на норму жилой площади в расчете на 1 осужденного к лишению свободы в исправительных колониях, а также необеспечением в надлежащем количестве санитарно-технических устройств, длительности периода пребывания в ненадлежащих условиях содержания.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таком положении решение суда подлежит изменению в части взысканной суммы за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
В остальной части, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 г. по настоящему делу изменить в части компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, увеличив сумму, подлежащую к взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Малина А.А. за нарушение условия содержания в исправительном учреждении с 3 000 до 150 000 рублей.
В остальной части решение Семеновского районного суда Нижегородской области от 14 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 25 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: