Дело № 2-126/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Ключи 26 сентября 2017 года
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Рощиной И.В., с участием помощника прокурора Ключевского района Тюменцева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени ФИО5» о взыскании задолженности по заработной плате,
установил:
Прокурор Ключевского района Алтайского края обратился в суд в интересах ФИО1 к КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. ФИО5» о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 5 558 рублей 98 копеек.
В обоснование требований указал, что в прокуратуру района с заявлением о невыплате заработной платы обратилась ФИО1 В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 работает в КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. ФИО5» (далее Учреждение) санитаркой терапевтического отделения с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Учреждения задолженность по заработной плате перед заявителем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5 558 рублей 98 копеек. До настоящего времени указанная заработная плата не выплачена.
В дальнейшем истица увеличила исковые требования, просила суд взыскать с КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница им. ФИО5» в ее пользу задолженность по заработной плате в сумме 5 558 рублей 98 копеек.
Обязать КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница им. Антоновича И.И.» с 01 июля 2015 года установить ей Леер О.А. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями и надбавки за стаж.
Просила суд обязать КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница им. Антоновича И.И.» с 01 июля 2015 года установить ей Леер О.А. районный коэффициент в размере 1,25 и начислять заработную плату с 1 июля 2015 года не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, без включения и надбавки за стаж, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25 и надбавки за стаж.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО6 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив требования, пояснил, что до настоящего момента, вынесенное судом ДД.ММ.ГГГГ решение было исполнено, в связи с чем просит не взыскивать с ответчика перерасчет с суммой задолженности по заработной плате, в виду того, что она была выплачена.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям изложенным в Определении ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ16-10. Указал, что решение суда, вынесенное 11.11.2015г. было исполнено, перерасчет выплачен, районный коэффициент в размере 1,25 начисляется и выплачивается с ДД.ММ.ГГГГ всем работникам.
Выслушав объяснения пом. прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Решением Ключевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора были удовлетворены полностью.
Определением Ключевского районного суда от 19.12.2016 года было удовлетворено заявление КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И.» о пересмотре решения по новым обстоятельствам, которым указанное выше решение от 11.11.2015г. было отменено.
Согласно ч. 3 ст. 397 ГПК РФ в случае отмены судебного постановления по новым обстоятельствам дело рассматривается судом по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что КГБУЗ «Ключевская центральная районная больница им. Антоновича И.И.» является краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения.
Истец ФИО1 на момент возникновения спорных правоотношений работала в КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. ФИО5» на основании трудового договора.
Размер заработной платы истца состоял из должностного оклада, доплаты 20% районного коэффициента, доплаты до одного минимального размера оплаты труда, иных доплат. Заработная плата истцов, с учетом всех выплат и при условии полной отработанной норме рабочего времени, составляла в месяц 5965 рублей. При этом районный коэффициент применялся работодателем до доведения заработной платы истца до минимального размера оплаты труда, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Действующей в настоящее время ч.3 ст.133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2015 года установлен в размере 5965 руб. в месяц.
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой истцом должности в 2015 году был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.
Вместе с тем из материалов дела следует, что размер ежемесячной заработной платы истца с учетом оклада по должности, начисленных надбавок, районного коэффициента, составляет минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом в 2015 году, что соответствует требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ. Таким образом, довод прокурора и истца о том, что районный коэффициент необходимо начислять истцу сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст.133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
Учитывая изложенное, исковые требования в части возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в РФ при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в неё районного коэффициента за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента на начисленную заработную плату с выплатой указанной задолженности по заработной плате, удовлетворению не подлежат.
Ссылка прокурора в обоснование заявленных исковых требований на статьи 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие, что труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере, а также что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, заслуживает внимания.
Согласно ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. было принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов повышен с 1,15 до 1,20.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Ключевского района. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, нормы указанного выше Постановления Правительства устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в Ключевском районе Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.
Из представленной информации КГБУЗ «Ключевская ЦРБ им. Антоновича И.И.» от 20.09.2017г. следует, что заработная плата истцу начисляется с 01 июля 2015 года с районным коэффициентом 25%. Указанное не оспаривалось сторонами и в судебном заседании.
В связи с чем, требования истца о начислении ей заработной платы с 01.07.2015г. с начислением районного коэффициента в размере 25% удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ключевская центральная районная больница имени ФИО5» о взыскании задолженности по заработной плате, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Ключевский районный суд Алтайского края.
Председательствующий судья В.И. Шевченко