Решение по делу № 2-5034/2022 от 18.03.2022

Дело № 2-5034/2022 09 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондрашевой М.С.,

при помощнике судьи Черникове О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой Ларисы Семеновны к ГУП «Петербургский метрополитен», о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец Малышева Л.С., уточнив заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в Калининский районный суд СПб с иском к ответчику к ГУП «Петербургский метрополитен» о признании незаконным приказа № 640-231лс от 15 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы; взыскании заработной платы за период отстранения от работы в размере 146599 рублей 26 копеек; взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование заявленных требований, в том числе, указала, что работает в организации ответчика с 30.12.2011г. в должности гардеробщика, 15.12.2021г. была отстранена от работы на период с 15.12.2021г. и до проведения профилактической прививки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставления работодателю документов, подтверждающих прохождение вакцинации, либо до предоставления работодателю документа о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до предоставления работодателю документа перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо до отмены требования об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. Указанный приказ истица считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Минтруд России и Роспотребнадзор по итогам заседания координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ направили разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах и порядку учета процента вакцинированных. Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативно-правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.08.2021г. № 14-2/ООГ-7691). Также не содержат такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В целом указанный приказ незаконен, необоснован, подлежит отмене (л.д.61-65).

В судебное заседание 09 июня 2022 года явилась истица, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности от 02.02.2022г. в судебное заседание 09 июня 2022 года-Чурак И.В. явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, ранее стороной ответчика были представлены письменные возражения по иску (л.д. 67-71).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербурга, действующий на основании доверенности от 29.12.2021г.-Прокофьев А.А. в судебное заседание 09 июня 2022 года явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель третьего лица- Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу в судебное заседание 09 июня 2022 года не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица в порядке статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, при этом, исходит из следующего.

Как установлено судом на основании материалов настоящего гражданского дела и объяснений сторон, Малышева Л.С. работала в электродепо «Выборгское» ГУП «Петербургский метрополитен» гардеробщиком на основании трудового договора от 30.12.2011г. № 43446.

Приказом от 15.12.2021г. № 640-231/лс Малышева Л.С. была отстранена от работы с 15.12.2021г. как работник, не прошедший вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до проведения профилактической прививки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставления работодателю документов, подтверждающих прохождение вакцинации, либо до предоставления работодателю документа о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до предоставления работодателю документа перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо до отмены требования об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям (л.д.72).

С приказом истица ознакомилась 15.12.2021г. (л.д.72-оборот).

Приказом № 66/к-ТЧ-6 от 28.04.2022г. трудовые отношения между сторонами прекращены по основаниям п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию Малышевой Л.С. в связи с выходом на пенсию по возрасту).

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1 ст. 3 ТК РФ).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

По решению Всемирной организации здравоохранения, 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом частями 2 и 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, а в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" работодатель должен обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в п. 1 настоящего Постановления, в срок до 15.11.2021 - первым компонентом; в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

22 октября 2021 года ГУП «Петербургский метрополитен» в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года №3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», издан приказ №1567 «Об организации проведения профилактических прививок против новой

коронавирусной инфекции (COVD-19), в соответствии с которым работники ответчика, обязаны пройти вакцинацию против COVID-19 в срок до 15
ноября 2021 года - первым компонентом, до 15 декабря 2021 года – вторым компонентом, за исключением работников имеющих противопоказания к прививке, ранее прошедших вакцинацию, переболевших COVID-19 и с даты выздоровления которых прошло не более шести месяцев (л.д. 76-77). С указанным приказом истица была ознакомлена, указала, что с таковым не согласна (л.д.78, 79).

08.12.2021г. ГУП «Петербургский метрополитен» в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 021 года №3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», издан приказ №1861, которым предписано работникам метрополитена пройти в срок до 15.12.2021г. вакцинацию против COVID-19 вторым компонентом вакцины, за исключением работников имеющих противопоказания к прививке, ранее прошедших вакцинацию, переболевших COVID-19 и с даты выздоровления которых прошло не более двенадцати месяцев (л.д.73). С данным приказом истица была ознакомлена, указала, что с таковым не согласна (л.д.74, 75).

08.11.2021г., 15.12.2021г. истицей были получены уведомления «Об обязательности вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н). Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Как уже было указано судом выше Главным государственным санитарным врачом по Санкт-Петербургу было издано Постановление от 12 октября 2021 г. N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которым поручено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора в организациях, в том числе осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования, лицам, в сфере промышленности, производства (изготовления) продукции, перерабатывающей промышленности, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры (п. 1.1-1.2). При этом отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии, с ч. 2ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ.

В соответствии с «Разъяснениями по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных», выпущенными Министерством труда и социальной защиты РФ и Роспотребнадзором РФ, работодателю необходимо издать приказ об организации проведения профилактических прививок, в котором, в числе прочего, указать информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ, абзаца восьмого части 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации.

При таких обстоятельствах истица была предупреждена о последствиях своего отказа от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, при отсутствии подтвержденных противопоказаний могла быть отстранена от работы без сохранения денежного содержания до устранения обстоятельств.

Согласно Уставу ГУП «Петербургский метрополитен» находится в ведении Комитета по транспорту, создано с целью осуществления безопасных и бесперебойных, с высокой культурой обслуживания перевозок пассажиров. Основная деятельность ответчика включает транспорт, общего пользования, перевозку пассажиров, что следует из учредительных документов общества.

С учетом вышеизложенного, организацией ответчика были изданы и
доведены до сведения истицы Приказы № № 1567 и 1861, которые
были изданы, в соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача по г. Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года №3 «О
проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой
коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим
показаниям».

Учитывая разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, суд приходит к выводу о том, что основания для отстранения истицы от работы, у ответчика имелись, поскольку истица работала в сфере общественного транспорта и ее должностные обязанности предполагают взаимодействие, в том -числе с работниками метрополитена, такая работа не может выполняться дистанционно, на основании чего у работодателя имелась обязанность по отстранению истицы от работы (недопущению к работе) при отсутствии документального подтверждения прохождения вакцинации к установленному сроку.

При этом, суд принимает во внимание, что истица не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.

При таких обстоятельствах, отстранение истицы от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских документов и противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, а потому отказ от вакцинации со стороны истицы носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным приказа № 640-231лс от 15 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы; взыскании заработной платы за период отстранения от работы в размере 146599 рублей 26 копеек; взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей- не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 168, 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Малышевой Ларисы Семеновны к ГУП «Петербургский метрополитен», о признании приказа об остранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2022 года.

Дело № 2-5034/2022 09 июня 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Калининский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Кондрашевой М.С.,

при помощнике судьи Черникове О.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малышевой Ларисы Семеновны к ГУП «Петербургский метрополитен», о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец Малышева Л.С., уточнив заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в Калининский районный суд СПб с иском к ответчику к ГУП «Петербургский метрополитен» о признании незаконным приказа № 640-231лс от 15 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы; взыскании заработной платы за период отстранения от работы в размере 146599 рублей 26 копеек; взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.

В обоснование заявленных требований, в том числе, указала, что работает в организации ответчика с 30.12.2011г. в должности гардеробщика, 15.12.2021г. была отстранена от работы на период с 15.12.2021г. и до проведения профилактической прививки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставления работодателю документов, подтверждающих прохождение вакцинации, либо до предоставления работодателю документа о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до предоставления работодателю документа перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо до отмены требования об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям. Указанный приказ истица считает незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Минтруд России и Роспотребнадзор по итогам заседания координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ направили разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах и порядку учета процента вакцинированных. Минтруд России в своем новом письме пояснил, что указанные разъяснения носят рекомендательный характер, не являются нормативно-правовым актом и не формируют новых обязательств для работодателя и работника (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.08.2021г. № 14-2/ООГ-7691). Также не содержат такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В целом указанный приказ незаконен, необоснован, подлежит отмене (л.д.61-65).

В судебное заседание 09 июня 2022 года явилась истица, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности от 02.02.2022г. в судебное заседание 09 июня 2022 года-Чурак И.В. явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, ранее стороной ответчика были представлены письменные возражения по иску (л.д. 67-71).

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербурга, действующий на основании доверенности от 29.12.2021г.-Прокофьев А.А. в судебное заседание 09 июня 2022 года явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представитель третьего лица- Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу в судебное заседание 09 июня 2022 года не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанного лица в порядке статьи 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, при этом, исходит из следующего.

Как установлено судом на основании материалов настоящего гражданского дела и объяснений сторон, Малышева Л.С. работала в электродепо «Выборгское» ГУП «Петербургский метрополитен» гардеробщиком на основании трудового договора от 30.12.2011г. № 43446.

Приказом от 15.12.2021г. № 640-231/лс Малышева Л.С. была отстранена от работы с 15.12.2021г. как работник, не прошедший вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и до проведения профилактической прививки новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и предоставления работодателю документов, подтверждающих прохождение вакцинации, либо до предоставления работодателю документа о наличии противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо до предоставления работодателю документа перенесенной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в течение последних 12 месяцев, либо до отмены требования об обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям (л.д.72).

С приказом истица ознакомилась 15.12.2021г. (л.д.72-оборот).

Приказом № 66/к-ТЧ-6 от 28.04.2022г. трудовые отношения между сторонами прекращены по основаниям п.3 ч.1 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию Малышевой Л.С. в связи с выходом на пенсию по возрасту).

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1 ст. 3 ТК РФ).

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч. 2 ст. 3 ТК РФ).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

По решению Всемирной организации здравоохранения, 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Данная инфекция постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, поскольку может повлечь многочисленные человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей.

В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом частями 2 и 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, а в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

Согласно постановлению главного государственного санитарного врача по Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 г. N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" работодатель должен обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с охватом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников в сферах, указанных в п. 1 настоящего Постановления, в срок до 15.11.2021 - первым компонентом; в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

22 октября 2021 года ГУП «Петербургский метрополитен» в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года №3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», издан приказ №1567 «Об организации проведения профилактических прививок против новой

коронавирусной инфекции (COVD-19), в соответствии с которым работники ответчика, обязаны пройти вакцинацию против COVID-19 в срок до 15
ноября 2021 года - первым компонентом, до 15 декабря 2021 года – вторым компонентом, за исключением работников имеющих противопоказания к прививке, ранее прошедших вакцинацию, переболевших COVID-19 и с даты выздоровления которых прошло не более шести месяцев (л.д. 76-77). С указанным приказом истица была ознакомлена, указала, что с таковым не согласна (л.д.78, 79).

08.12.2021г. ГУП «Петербургский метрополитен» в соответствии со статьями 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 года № 125н, постановлением Главного государственного санитарного врача по городу Санкт-Петербургу от 12 октября 021 года №3 «О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», издан приказ №1861, которым предписано работникам метрополитена пройти в срок до 15.12.2021г. вакцинацию против COVID-19 вторым компонентом вакцины, за исключением работников имеющих противопоказания к прививке, ранее прошедших вакцинацию, переболевших COVID-19 и с даты выздоровления которых прошло не более двенадцати месяцев (л.д.73). С данным приказом истица была ознакомлена, указала, что с таковым не согласна (л.д.74, 75).

08.11.2021г., 15.12.2021г. истицей были получены уведомления «Об обязательности вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Согласно статье 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.12.2020 N 1307н). Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

Как уже было указано судом выше Главным государственным санитарным врачом по Санкт-Петербургу было издано Постановление от 12 октября 2021 г. N 3 "О проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", которым поручено обеспечение проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора в организациях, в том числе осуществляющих деятельность в сфере транспорта общего пользования, лицам, в сфере промышленности, производства (изготовления) продукции, перерабатывающей промышленности, строительства, транспорта и транспортной инфраструктуры (п. 1.1-1.2). При этом отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями в соответствии, с ч. 2ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ.

В соответствии с «Разъяснениями по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных», выпущенными Министерством труда и социальной защиты РФ и Роспотребнадзором РФ, работодателю необходимо издать приказ об организации проведения профилактических прививок, в котором, в числе прочего, указать информацию о возможности отстранения работника на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998г. № 157-ФЗ, абзаца восьмого части 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа от прохождения вакцинации.

При таких обстоятельствах истица была предупреждена о последствиях своего отказа от проведения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, при отсутствии подтвержденных противопоказаний могла быть отстранена от работы без сохранения денежного содержания до устранения обстоятельств.

Согласно Уставу ГУП «Петербургский метрополитен» находится в ведении Комитета по транспорту, создано с целью осуществления безопасных и бесперебойных, с высокой культурой обслуживания перевозок пассажиров. Основная деятельность ответчика включает транспорт, общего пользования, перевозку пассажиров, что следует из учредительных документов общества.

С учетом вышеизложенного, организацией ответчика были изданы и
доведены до сведения истицы Приказы № № 1567 и 1861, которые
были изданы, в соответствии с Постановлением Главного государственного
санитарного врача по г. Санкт-Петербургу от 12 октября 2021 года №3 «О
проведении в Санкт-Петербурге профилактических прививок против новой
коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим
показаниям».

Учитывая разъяснения Минтруда России и Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных, суд приходит к выводу о том, что основания для отстранения истицы от работы, у ответчика имелись, поскольку истица работала в сфере общественного транспорта и ее должностные обязанности предполагают взаимодействие, в том -числе с работниками метрополитена, такая работа не может выполняться дистанционно, на основании чего у работодателя имелась обязанность по отстранению истицы от работы (недопущению к работе) при отсутствии документального подтверждения прохождения вакцинации к установленному сроку.

При этом, суд принимает во внимание, что истица не была лишена возможности пройти полное медицинское обследование, в том числе для выявления заболеваний и противопоказаний, влекущих отсутствие оснований для вакцинирования. При наличии информации о фактическом заболевании работодатель имел бы возможность предпринять иные меры.

При таких обстоятельствах, отстранение истицы от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских документов и противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, а потому отказ от вакцинации со стороны истицы носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным приказа № 640-231лс от 15 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы; взыскании заработной платы за период отстранения от работы в размере 146599 рублей 26 копеек; взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 рублей- не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 168, 194-198, 212 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Малышевой Ларисы Семеновны к ГУП «Петербургский метрополитен», о признании приказа об остранении от работы незаконным, взыскании заработной платы, взыскании компенсации морального вреда –оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через районный суд.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 16 июня 2022 года.

2-5034/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Малышева Лариса Семеновна
Ответчики
СПб ГУП "Петербургский метрополитен"
Другие
Прокофьев Александр Александрович
Информация скрыта
Чурак Инна Васильевна
Государственная инспекция труда в городе Санкт–Петербурге
Суд
Калининский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
kln.spb.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2022Передача материалов судье
25.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.04.2022Предварительное судебное заседание
26.04.2022Предварительное судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
16.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее