Дело № 12-7/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Катайск Курганской области 2 марта 2020 г.
Судья Катайского районного суда Курганской области, расположенного по адресу: Курганская область, г. Катайск, ул. Советская, д.31, Духовников Евгений Алексеевич, рассмотрев жалобу Пономарева А.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 5 февраля 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,в отношении,
Пономарева Александра Васильевича, ..., ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 5 февраля 2020 г. Пономарев А.В. привлечен к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) при следующих обстоятельствах.
6 ноября 2019 г. в книге заявлений Катайского РООРХ зарегистрировано заявление ФИО8 о выдаче разрешения на охоту на срок с 5 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. В нарушение требований п.п. 11.4, 12.1 Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» Пономарев А.В., являясь старшим егерем Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ, выдал разрешение ФИО8 только 8 ноября 2019 г. на срок охоты с 9 ноября 2019 г. по 9 ноября 2019 г. Мотивированный отказ в удовлетворении заявления ФИО8 отсутствует.
6 ноября 2019 г. в книге заявлений КРООРХ зарегистрировано заявление ФИО9 о выдаче разрешения на охоту. В нарушение требований п.п. 11.4, 12.1 Приказа Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 №379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» Пономарев А.В., являясь старшим егерем Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ, не рассмотрел указанное заявление, не выдал ФИО9 разрешение, мотивированный отказ в удовлетворении заявления ФИО9 отсутствует. Само заявление ФИО9 при наличии его регистрации в материалах отсутствует.
В поступившей жалобе Пономарев А.В. просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей нарушены требования ст. ст. 24.1, 25.1 КоАП РФ, судебное заседание рассмотрено в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела он не извещен, так как извещение на его имя ошибочно направлено по адресу: ..., где он не проживает. Кроме того, он не является субъектом данного правонарушения.
В судебном разбирательстве Пономарев А.В. и его защитник Костоусов Н.А. доводы жалобы поддержали.
Должностное лицо административного органа, государственный инспектор Курганской области в области охраны окружающей среды, ФИО7, просил отказать в удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, должностное лицо административного органа прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 379 (далее - Порядок оформления и выдачи разрешений).
Пунктом 3 данного Порядка установлено положение, аналогичное закрепленному в части 1 статьи 31 названного выше Федерального закона.
Действие Порядка оформления и выдачи разрешений распространяется, в частности, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 1 статьи 71 Закона об охоте (охотпользователь).
В соответствии с п. 11.4 Порядка оформления и выдачи разрешений уполномоченный орган при получении заявления: направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
Пунктами 12.1, 12.2, 12.3 Порядка оформления и выдачи разрешений уполномоченный орган осуществляет мероприятия, предусмотренные пунктом 11 настоящего Порядка: при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня; при получении заявления по почте, в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 11.2 настоящего Порядка, в течение 7 рабочих дней со дня получения заявления.
Из материалов дела установлено, что на основании поручения от 12 ноября 2019 г. заведующего сектором охотничьего надзора по северной территориальной зоне Управления контрольно-надзорной деятельности и использования объектов животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ведущим специалистом сектора ФИО7 проведена проверка по факту обращения ФИО9, в ходе которой установлено, что 6 ноября 2019 г. ФИО8 обратился в Катайское РООРХ с заявлением о выдаче разрешения на право охоты на зайца с 5 ноября 2019 г. по 31 декабря 2019 г. В нарушение требований Порядка оформления и выдачи разрешений при отсутствии к тому оснований старшим егерем Корюковского охотхозяйства Пономаревым А.В. выдано разрешение ФИО8 только 8 ноября 2019 г. на срок охоты с 9 ноября 2019г. по 9 ноября 2019 г.
Кроме того, 6 ноября 2019 г. ФИО9 обратился с заявлением о выдаче разрешения на охоту, при этом, в нарушение требований Порядка оформления и выдачи разрешений, при отсутствии к тому оснований, старшим егерем Корюковского охотхозяйства Пономаревым А.В. не рассмотрено указанное заявление, не выдано ФИО9 разрешение. Само заявление ФИО9 зарегистрировано, но в материалах отсутствует.
18 декабря 2019 г. государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды ФИО7 отношении Пономарева А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.37 КоАП РФ, его копия направлена Пономареву А.В.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении мировым судьёй судебного участка № 9 вынесено вышеуказанное постановление о назначении административного наказания.
Согласно ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из материалов дела следует, что Пономарев В.А. не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, поскольку судебная повестка направлена Пономареву А.В. по адресу ..., тогда как согласно материалам дела об административном правонарушении Пономарев А.В. проживает по ....
Таким образом, мировым судьей допущены существенные нарушения процессуального закона, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что повлияло на исход дела, не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Признавая Пономарева А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.37 КоАП РФ, мировой судья исходил из доказанности факта совершения административного правонарушения.
Вместе с этим, вывод мирового судьи о виновности старшего егеря Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ Пономарева А.В. в совершении данного административного правонарушения является необоснованным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием), которое выражается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 указанной статьи.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" пользованием животным миром признается юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.
При этом использование объектов животного мира определено в данной норме как изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.
Статьей 34 указанного Федерального закона определены виды пользования животным миром: охота; рыболовство; добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания; извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира; получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Правила пользования объектами животного мира установлены, в частности, Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире".
Порядком оформления и выдачи разрешений, нарушение которого вменено Пономареву В.А., урегулирована процедура оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Норм, устанавливающих правила пользования объектами животного мира, данный акт не содержит.
Вмененное старшему егерю Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ Пономареву А.В. деяние, выразившееся в выдаче ФИО8 разрешения на один день и не выдаче разрешения ФИО9 в нарушение названного выше Порядка на право добычи зайца-беляка, не является нарушением правил пользования объектами животного мира и не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области вынесенное в отношении старшего егеря Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ Пономарева А.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.5-30.8КоАПРФ,
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка № 9 Катайского судебного района Курганской области от 5 февраля 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении старшего егеря Корюковского охотхозяйства Катайского РООРХ Пономарева Александра Васильевича отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья /подпись/ Е.А. Духовников
Копия верна
Судья Духовников Е.А.:
2 марта 2020 г.