Судья Логинов Г.Б. дело № 12-7/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,
рассмотрев 10.01.2018 в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре жалобу представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Поповой Е.И. на постановление судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14.11.2017, которым признано юридическое лицо - Министерство строительства, тарифов, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и назначено указанному юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей,
установил:
постановлением судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14.11.2017 Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, представитель Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Попова Е.И. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, как незаконного и необоснованного.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи и удовлетворения жалобы в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения".
В силу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений Правил дорожного движения в РФ должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Пунктами 4.3.1, 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, установлено, что конструкция искусственных неровностей и их применение на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52605. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с пунктами 5.1.17, 7.2.18, 8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004 Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 № 120-ст, на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета применяют знаки 1.22, 1.23, 5.19.1 и 5.19.2. Светофоры Т.7 применяют в случаях если: интенсивность движения транспортных средств и пешеходов составляет не менее половины от ее значений для условий 1 и 2 по 7.2.14;- не обеспечена видимость для остановки транспортного средства, движущегося со скоростью, разрешенной на участке дороги перед перекрестком или пешеходным переходом; пешеходный переход расположен на дороге, проходящей вдоль территории детских учреждений; по техническим обоснованиям невозможно применение светофорного регулирования по 7.2.15 для обозначения пешеходного перехода. Ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют у всех регулируемых наземных пешеходных переходов и нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц, проходящих вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги или улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, являясь ответственным лицом за выполнение требований по обеспечению безопасности дорожного движения на автодорогах общего пользования в границах населенного пункта, <Дата обезличена> допустило следующие нарушения:
- на участке автомобильной дороги "подъезд к и. Югыдъяг № 1 с км. ...", а именно: подъезд к п. Югыдъяг № 1 на участке с км. ..., не соблюдение требований:
пунктов 3.1.1, п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, что на всей площади проезжей части вышеуказанного участка дороги имеются выбоины превышающие предельно допустимые размеры, указанные в ГОСТе Р 50597-93: по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см и составляют по длине более 90 см, ширине более 120 см, по глубине более 18 см.;
пунктов 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТа Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, отсутствуют тротуары, которые обустраивают с обеих сторон автомобильной дороги на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты;
пункта 4.2.2 ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 "Разделяющая транспортные потоки противоположных направлений".
- на участке автомобильной дороги "подъезд к п.Югыдъяг №1 ..." как лицо ответственное за содержание и проведение ремонта нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", расположенного напротив образовательного учреждения Югыдъягская ОООШ (<Адрес обезличен>) в нарушение требований :
пунктов 7.2.18, 8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г. N 120-ст, вышеуказанный нерегулируемый пешеходный переход не обустроен дорожным светофором типа Т-7, обозначающим нерегулируемый пешеходный переход; на вышеуказанном пешеходном переходе, проходящем вдоль детских учреждений, с обеих сторон дороги отсутствуют ограждения перильного типа на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода;
пункта 4.3.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г. N 270-ст, и п. 6.2 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТа Р 52605-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения", утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. N 295-ст, что вышеуказанный пешеходный переход не оборудован искусственными неровностями.
- на участке автомобильной дороги "Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино км...." являясь ответственным лицом за содержание и проведение ремонта нерегулируемого пешеходного перехода обозначенного дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", расположенного на против образовательного учреждения Мыелдинская начальная ООШ (с. <Адрес обезличен>), не соблюдены требования:
пунктов 5.1.17, 7.2.18, 8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, что вышеуказанный пешеходный переход не обустроен дорожным светофором типа Т-7, обозначающим нерегулируемый пешеходный переход; с обеих сторон дороги отсутствуют ограждения перильного типа на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода; дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" установлены не на щитах со светоотражающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
Факт совершения административного правонарушения и вина Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: Протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от 22.09.2017; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 25.08.2017; фотоматериалом к акту выявленных недостатков от 25.08.2017; Информацией ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" <Номер обезличен> от 04.09.2017 года; информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми от 30.08.2017, согласно которой право оперативного управления на участки автодорог: 1) Автодорога "подъезд к и. Югыдъяг № 1 с км. ...; 2). Автодорога Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино км..., за ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" не зарегистрировано; информацией администрации СП "Мыёлдино" от 04.10.2017 <Номер обезличен> о том, что пешеходный переход обозначенный дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход", расположенный напротив образовательного учреждения Мыелдинская начальная ООШ (с<Адрес обезличен>), "автодороги Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино ... находится в ведении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми М; информацией администрации МР "Усть-Куломский" от 10.10.2017 <Номер обезличен> о том, что указанные в протоколе участки дороги и объекты находятся в государственной собственности Республики Коми; дислокацией дорожных знаков и схем горизонтальной разметки автомобильных дорог; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми зарегистрировано в качестве юридического лица; Решением № 1 от 01.01.2015 о передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление и актом приема-передачи от 01.01.2015, из которых следует, что указанные в протоколе об административном правонарушении автодороги являются государственным имуществом Республики Коми; Положением о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми; постановлением Правительства Республики Коми № 519 от 01 ноября 2016 года о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми и другими материалами дела, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы об отсутствии события административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являются несостоятельными.
Установлено, что согласно перечню государственного имущества Республики Коми, передаваемого в оперативное управление Государственному казенному учреждению Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" входят, в том числе участки автодорог: подъезд к п. Югыдъяг № 1 с ..., подъезд к п. Югыдъяг № 1 ..., автомобильная дорога Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино км. ....
Решением № 1 от 01 января 2015 года и актом приемо-передачи право оперативного управления на указанную автодорогу переданы Дорожным агентством Республики Коми ГКУ Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
Вместе с тем, из сведений, имеющихся в материалах дела, следует, что в отношении рассматриваемой автодороги право собственности не зарегистрировано, также не проведена регистрация перехода права оперативного управления на ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми".
ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Коми" является подведомственным Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, организует выполнение работ в отношении рассматриваемой автодороги.
Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, утвержденного постановлением Республики Коми от 01 ноября 2016 года № 519 установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми.
Для реализации этих задач Министерство исполняет государственные функции, в том числе: обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Согласно пункту 53 главы III Положения следует, что при государственной регистрации права государственной собственности Республики Коми на автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки под ними, а также на земельные участки, изъятые в установленном порядке для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми Министерство выступает от имени Республики Коми.
Нормами статьи 299, пункта 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены специальные правила в отношении недвижимости, право оперативного управления, на которую подлежит государственной регистрации.
Данное вещное право возникает с момента регистрации и может подтверждаться только государственной регистрацией такого права.
Таким образом, поскольку право оперативного управления на автомобильную дорогу в том числе на участки автодорог: подъезд к п. Югыдъяг № 1 с км ..., подъезд к п. Югыдъяг № 1 ..., автомобильная дорога Усть-Кулом - Усть-Нем - Мыелдино км. ..., может возникнуть у ГКУ РК "Управление автомобильных дорог Республики Коми" с момента государственной регистрации этого права, вывод судьи районного суда о том, что Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является правильным. Не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
По указанным основаниям, а также с учетом информации администрации МО МР "Усть-Куломский" от 10.10.2017 <Номер обезличен> о том, что спорные участки дороги и объекты находятся в государственной собственности Республики Коми, не принимаются во внимание и доводы жалобы о том, что в соответствии с решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25.11.2010 обязанность по устранению выбоин, просадок и нанесению дорожной разметки на протяжении всего участка автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием по <Адрес обезличен> на участке автомобильной дороги подъезд к п.Югыдъяг возложена на Дорожное агентство Республики Коми, а определением Сыктывкарского городского суда от 16.08.2016 произведена замена должника в исполнительном производстве на администрацию МО МР "Усть-Куломский".
Доводы жалобы о том, что требования ГОСТа Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221, ГОСТа Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденных приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст, ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, нарушение которых вменяется Министерству с 01.09.2016 носят добровольный характер, и их исполнения в виду вступления в законную силу "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог" не требуется, не влекут отмены оспариваемого постановления судьи районного суда в силу следующего.
Принцип добровольности исполнения стандарта, закреплен в Федеральном законе от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закона о техническом регулировании).
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 15 Закона о техническом регулировании национальный стандарт и предварительный национальный стандарт применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Закон о техническом регулировании в понятие "техническое регулирование" включает установление обязательных требований, и требований, предназначенных для добровольного применения (абзац 24 статьи 2).
Обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования устанавливаются в технических регламентах (абзац 25 статьи 2), а правила и характеристики, предназначенные для добровольного применения - в стандартах (абзац 22 статиь 2), а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона могут издаваться Федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии со статьей 11 Закона о техническим регулировании целями стандартизации являются повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений.
Учитывая вышеназванные положения закона, а также положения части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не исключают наличия у лица, привлекаемого к административной ответственности обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов (в том числе ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007), так как допущенные нарушения требований указанных стандартов создают реальную угрозу для участников дорожного движения.
С учетом изложенных обстоятельств доводы жалобы в указанной части подлежат отклонению по вышеизложенным мотивам.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
На основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, отсутствия смягчающих и наличия отягчающего обстоятельств, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.
Доводы жалобы были предметом проверки суда первой инстанции, им дана соответствующая оценка, приведенная в решении. С указанными выводами суда первой инстанции следует согласиться, поскольку они достаточно мотивированы и соответствуют материалам дела.
Каких-либо иных обстоятельств, касающихся происшедшего, не являвшихся предметом судебного рассмотрения, заявитель в рассматриваемой жалобе не приводит. Доводы жалобы не могут повлечь отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебного решения, поскольку изложенных в нем выводам ничем не опровергают.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления судьи, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление судьи является законным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 14 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Поповой Е.И. - без удовлетворения.
Судья .
.