Решение от 10.01.2024 по делу № 2-375/2024 (2-9450/2023;) от 08.09.2023

Дело № 2-375/2024 (2-9450/2023;)

УИД 35RS0010-01-2023-010623-14

            РЕШЕНИЕ

            ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вологда                                              10 января 2024 года

    Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Бахаревой Е.Е.,

при секретаре Осекиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Секретарева Е. В. к АО "Газпромбанк" о защите прав потребителя,

установил:

Секретарев Е.В. (далее – истец) обратился в суд с иском к АО "Газпромбанк" (далее – Банк, ответчик) о защите прав потребителя, просил с учетом уточнения признать незаконными действия Банка по блокировке банковского счета и банковской карты, обязать истца снять блокировку и ограничения не использования банковской карты и банковского счета.

В судебном заседании истец Секретарев Е.В. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, представлены письменные возражения, дополнения к ним.

Суд, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, выслушав истца, принимая во внимание письменные возражения и дополнения к ним ответчика, письменные пояснения истца, исследовав материалы дела и собранные по нему доказательства, приходит к следующему.

22.06.2020 года Секретарев Е.В. обратился в Банк с заявлением на предоставление комплексного банковского обслуживания. В соответствии с указанным заявлением истцу выдана банковская карта

При получении банковской карты истец подтвердил, что ознакомлен с «Условиями использования банковских карт Банка ВТБ (АО)» (далее - Условия) и соответствующими тарифами Банка и обязуется их выполнять.

Заявление, Условия, Тарифы Банка устанавливают правила выпуска, обслуживания использования карт. Клиент обязуется выполнять правила выпуска, использования и обслуживания Карт (п. 2.2, 2.3 Условий).

Во время обслуживания в Банке, за короткий промежуток времени, составляющий менее 4 месяцев, объем денежных средств, снятых истцом в наличной форме со счетов в Банке, превысил 10 000 000 руб.

При этом, операции по снятию наличных денежных средств носили преобладающий характер, каких-либо иных операций в объеме, сопоставимым со снятием наличных, истцом не совершалось.

Пунктом 5.1.32. Условий предусмотрено, что истец обязан предоставлять по требованию Банка в установленные в запросе сроки документы (оригиналы или должным образом заверенные копии) и сведения, запрашиваемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и/или нормативными документами Банка России, в том числе информацию об источниках происхождения и целях расходования денежных средств.

Руководствуясь вышеуказанным пунктом Условий, с целью установления экономического смысла совершаемых истцом операций по обналичиванию поступающих в безналичном порядке денежных средств, в соответствии с требованиями Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), 27.10.2020 года Банк предложил истцу предоставить соответствующие документы, перечень которых содержится на сайте Банка.

В указанном запросе истец также уведомлялся о том, что для проведения операций по счету необходимо одновременно с распоряжением о совершении операции предоставить полный комплект документов, перечисленных в запросе, а также документы, являющиеся основанием для проведения такой операции.

Как указано в п.14 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.

Аналогичные правила установлены п. 5.1.32. Условий, устанавливающих обязанность истца по предоставлению запрашиваемых Банком документов.

Учитывая характер совершаемых истцом операций по счету, а именно перечисление с иных счетов и немедленное обналичивание всех поступающих денежных средств (в совокупности с практически полным отсутствием каких-либо иных операций), с целью установления экономического смысла совершаемых истцом операций, ответчиком принято решение о направлении истцу запроса о предоставлении документов.

У истца запрошены ответчиком следующие документы:

1.Копии документов, являющихся основанием для зачисления денежных средств на Ваши счета в Банке, в период с 01.11.2022 по 28.04.2023, от: Департамента финансов области (Департамент лесного комплекса области) ИНН 3525151968, АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛОГДЫ (АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛОГДЫ) ИНН 3525064930, с предоставлением документов, подтверждающих внесение/оплату задатков (обесп. заявок);

2. Сведения об источниках происхождения денежных средств, вносимых в качестве задатков/ обесп. заявок (с предоставлением подтверждающих документов и письменных пояснений):

2.1. В случае, если источником происхождения являются денежные средства, находящиеся на счетах в сторонних кредитных организациях: развернутые выписки по ним (с отметками Банков) с указанием наименования и ИНН плательщиков и получателей денежных средств, а также назначения платежа за последние 6 месяцев;

      2.2. В случае, если источником происхождения является средства, полученные в качестве дохода ранее чем за последние 6 месяцев, а также зачисления на счет денежных средств в наличной форме: письменные пояснения о способах их хранения (с предоставлением подтверждающих документов);

      2.3. В случае, если источником происхождения является доход, полученный от ведения предпринимательской деятельности: подробное описание деятельности ИП (с описанием оказываемых услуг/проводимых работ), с развернутым описанием ресурсов, которыми вы располагаете для ведения предпринимательской деятельности, сведения о наличии собственного сайта, либо информации о выполняемых работах/услугах в открытых источниках информации; копию финансовой отчетности, за последний отчетный налоговой период (налоговая декларация по УСН, Патент, Книга учета доходов на ПСН и пр.) с обязательным подтверждением о принятии налоговым органом; развернутые выписки (с отметкой Банка) с указанием наименования и ИНН плательщиков и получателей денежных средств за последние 6 месяцев; копии платежных поручений (с отметкой Банка) об уплате налоговых и арендных платежей (при наличии); информацию о штатной и фактической численности сотрудников актуальную на дату запроса, с приложением штатного расписания (при наличии); копии договоров (со всеми имеющимися к ним дополнениями, изменениями, спецификациями и неотъемлемыми частями), счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, актов выполненных работ и иных документов, являющихся основанием для зачисления денежных средств от основных контрагентов за последние 3 месяца;

      2.4. В случае, если источником происхождения являются заемные средства (получение или возврат ранее предоставленного займа): ? копию документа, являющегося основанием зачисления заемных средств, а также информацию об источнике денежных средств, за счет которых планируется погашение полученного займа (с предоставлением подтверждающих документов); ? в случае возврата займа - копии документов, подтверждающих факт предоставления займа (расписка о передаче денежных средств, распоряжение на перевод денежных средств на счет Заемщика; выписка по счету), а также источник происхождения денежных средств, переданных Вами в качестве заемных;

       2.5. В случае, если источником происхождения денежных средств является заработная плата – Копии документов, подтверждающих официальное трудоустройство, с приложением копии трудовой книжки/трудового договора, справок о доходах и суммах налога физического лица за период не ранее 3-х месяцев до даты предоставления документов в Банк; 2.6. В случае, если источником происхождения денежных средств являются средства, полученные от реализации имущества: копии документов, подтверждающих право собственности на реализованное имущество (договора купли-продажи со всеми приложениями, дополнениями и неотъемлемыми частями). В случае, реализации имущества менее года назад - источник происхождения денежных средств, за счет которых приобреталось данное имущество;

       3. Письменные пояснения относительно причин и целей перевода денежных средств на счета, открытые в Банке, и дальнейшие планы их использования (с предоставлением подтверждающих документов);

       4. Письменные пояснения истории и характера финансовых взаимоотношений с контрагентами, с предоставлением подтверждающих документов (в случае зачисления денежных средств от третьих лиц и/или перечисления в адрес третьих лиц);

       5. Письменные пояснения целей расходования денежных средств, с предоставлением подтверждающих документов (копии чеков, квитанций и пр.);

       6. Сведения о Вашем участии (в качестве генерального директора или учредителя) в составе юридических лиц (с обязательным предоставлением подтверждающих документов при наличии такого участия);

      7. Сведения о счетах, открытых на Ваше имя, в других кредитных организациях;

      8. Письменные пояснения целей установления договорных отношений с Банком с указанием причин выбора Вами Банка в качестве обслуживающего.

      Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений законодательства и договора, запрошенные документы, а также пояснения истец не предоставил. Вместо этого, истец предоставил в Банк «Информационное письмо» с пояснениями, которое не отвечает на поставленные в запросе банка вопросы. Кроме того, не представлены пояснения и документы, запрошенные п пунктах 2,4,5 Запроса Банка, а именно: - сведения и документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств. Доказательств обратного суду не представлено.

    Фактический отказ истца в предоставлении истребуемых сведений не соответствует законодательству и препятствует банку в осуществлении возложенных на него Федеральным законом № 115-ФЗ обязанностей.

Подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона установлена обязанность Банка при приеме на обслуживание клиентов, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с Банком, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Подпунктом 4 п.1 и п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрена обязанность Банка документально фиксировать основания совершения операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, по которым возникли подозрения, что они осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом, способы такой фиксации устанавливаются Банком самостоятельно.

Как разъяснено в Информационном письме Банка России от 31.03.2010 № 17 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» решение об отнесении гой или иной сделки к категории «подозрительных» принимается банком самостоятельно в каждом конкретном случае.

Признаки, указывающие на необычный характер сделки (классификатор), приведены в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В частности, к таким признакам относятся регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких дней.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При реализации правил внутреннего контроля в случае, если операция, проводимая по банковскому счету клиента, квалифицируется банком в качестве операции, подпадающей под какой-либо из критериев, перечисленных в пункте 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и, соответственно, являющихся основаниями для документального фиксирования информации, банк вправе запросить у клиента представления не только документов, выступающих формальным основанием для совершения такой операции по счету, но и документов по всем связанным с ней операциям, а также иной необходимой информации, позволяющей банку уяснить цели и характер рассматриваемых операций, в том числе документов, подтверждающих источники поступления денежных средств на счет клиента, что согласуется с Сорока Рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой с июня 2003 г. является Российская Федерация, и разъяснениями Центрального банка Российской Федерации, изложенными в письмах от 26 января 2005 года № 17-Т, от 3 сентября 2008 г. № 111-Т.

Согласно пункту 4.1 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 2 марта 2012 г., № 375-П, кредитная организация в целях оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма вправе запрашивать у клиента дополнительные документы и анализировать их путем сопоставления с информацией, имеющейся в распоряжении кредитной организации.

При этом действующее законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не ограничивает кредитные организации в части объема запрашиваемых у клиентов документов.

Закон предоставляет Банку право самостоятельно, с соблюдением требований внутренних нормативных актов, относить сделки клиентов банка к сомнительным, влекущим применение внутренних организационных мер, позволяющих банку защищать свои интересы в части соблюдения законности деятельности данной организации, действующей на основании лицензии.

Согласно пункту 14 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований данного федерального закона, включая информацию б своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

В результате реализации правил внутреннего контроля у работников Байка возникли подозрения относительно финансовых операций истца, поскольку совершаемые операции не имели очевидного экономического смысла и по своей природе являлись операциями сходными с транзитными операциями при обналичивании/легализации денежных средств (перечисление в безналичном порядке и немедленное снятие наличных денежных средств).

Таким образом, истребование банком у истца документов, подтверждающих происхождение денежных средств и экономический смысл проводимых операции по перечислению и немедленному снятию наличных денежных средств, согласуется с целями противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и не выходит за пределы полномочий, предоставленных в этой части кредитным организациям.

В соответствии с положениями Закона № 115-ФЗ, рекомендательных писем Банка России (письмо Банка России от 13.07.2005 г № 99 - Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», письмо Банка России от 26.12.2005 г № 161 - Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций», а также правил внутреннего контроля Банка следует, что если операция, проводимая по банковскому счету клиента, независимо от ее суммы квалифицируется в качестве сомнительной операции, Банк вправе ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой, либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Как следует из Письма Банка России № 161-Т «Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций» от 26 декабря 2005 года к сомнительным операциям, совершаемым кредитными организациями по поручению клиентов, могут быть отнесены помимо операций, указанных в письмах Банка России от 21 января 2005 года № 12-Т от 26 января 2005 года №, следующие: систематическое снятие клиентами кредитных организаций (юридическими лицами (или) индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм наличных денежных средств.

Блокировка банковской карты как электронного средства платежа и способа дистанционного доступа истца к счету, не может быть расценена в качестве отказа в операции или их приостановления, поскольку истец не лишен возможности осуществления операций другими способами.

АО «Газпромбанк» принято решение о блокировке карты истца, как инструмента дистанционного банковского обслуживания. Иных ограничений на распоряжение истцом собственными денежными средствами на своем счете в банке не применялось, препятствий для получения денежных средств с банковской карты, у истца не имеется.

26.10.23 года остаток денежных средств, находящихся на счете в АО «Газпромбанк» снят истцом, в связи с чем, текущий остаток на счете составил 0 рублей, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской по счету.

    При таких обстоятельствах по делу, суд приходит к выводу о том, что ответчик, установив, что, операции по снятию наличных денежных средств с банковской карты истца носили преобладающий характер, каких-либо иных операций в объеме, сопоставимым со снятием наличных, истцом не совершалось, суд приходит к выводу о правомерности действий АО «Газпромбанк», который при наличии проведения подпадающих под критерий необычности сомнительных операций в соответствии с действующим законодательством ограничил истцу доступ к онлайн сервисам банка.

Доводы истца о том, что с банковской карты было снято не 10 000 000 рублей за 4 месяца, а чуть более 6 000 000 рублей и за 11 месяцев, не имеет значения для разрешения настоящего спора. Банк вправе давать оценку операциям, совершаемым по счетам и банковской карте истца на предмет их сомнительности, принять меры по блокировке банковской карты и счетов, а также потребовать от истца предоставления документов, обосновывающих целесообразность совершаемых операций. Предоставление истцом банку информационного письма не является исполнением со стороны истца возложенных на последнего обязательств в силу п. 5.1.32 Условий и п.14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ.

Поэтому, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку действия ответчика в данном случае не противоречили закону и не нарушали прав истца как потребителя услуги, так как они обусловлены целями защиты от возможного вовлечения банка в легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, минимизации рисков потери деловой репутации АО «Газпромбанк» и воспрепятствования совершения клиентом сомнительных операций по обналичиванию денежных средств.

    При таких обстоятельствах по делу, суд, не установив нарушений ответчиком требований законодательства и условий заключённого договора, приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика незаконными и возложении обязанности по снятию блокировки, ограничений по использованию банковской картой и счетом, в связи с чем, отказывает истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ "░░░░░░░░░░░" ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.01.2024.

2-375/2024 (2-9450/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Секретарев Евгений Вадимович
Ответчики
АО "Газпромбанк"
Суд
Вологодский городской суд Вологодской области
Судья
Бахарева Елена Евгеньевна
Дело на сайте суда
vologodskygor.vld.sudrf.ru
08.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2023Передача материалов судье
14.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.10.2023Предварительное судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.01.2024Судебное заседание
10.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее