Судья Синицына О.В. дело № 33-9604/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 24 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Шестаковой Н.В.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Шарикова Ивана Борисовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шарикова Ивана Борисовича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Санаторий Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованные дни отпуска,
у с т а н о в и л а:
Шариков И.Б. обратился в суд с указанными требованиями к ФГБУ «Санаторий «Курпаты» указав, что с 06.04.2017 по 12.10.2017 работал в ФГБУ «Санаторий Курпаты» в должности начальника службы охраны с должностным окладом 24310 руб. В соответствии с п. 3.6 трудового договора №453 от 06.04.2017 на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством РФ, в том числе и постановлением Правительства РФ №176 от 24.03.2007 «Об оплате труда работников Федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями Федеральной государственной гражданской службы», приказом Министерства здравоохранения №808 от 27.12.2007 «Об утверждении положения об исчислении стажа работников Федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями Федеральной государственной гражданской службы, для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», в соответствии с п. 1 которого выплата ежемесячной надбавки за выслугу лет при стаже работы свыше 23 лет, в т.ч. на военной службе, производится в размере 30% к месячному должностному окладу. Проходил военную службу в ВС РФ с 01.08.1991 по 19.07.1993, с 12.04.1994 по 17.11.2016 общий стаж военной службы составил 24 года 6 месяцев 23 дня. При этом в Положении об оплате труда работников ФГБУ «Санаторий «Курпаты» установлено, что в стаж такой работы включается время службы в военно-медицинских учреждениях и на медицинских должностях в ВС СССР, СНГ и РФ. Удержание надбавки за выслугу лет при выплате заработной платы истец считает незаконным. Кроме того, считает, что окончательный расчёт при увольнении не произведен, заработная плата, компенсация при увольнении за неиспользованные дни отпуска выплачены не в полном объеме. На основании изложенного истец просил суд взыскать в его пользу задолженность по заработной плате в размере 70192 руб. 80 коп.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018 года исковые требования Шарикова И.Б. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Шариков И.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. Основные доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении. Положение об оплате труда работников Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации, которое является приложением №2 к Коллективному договору в части установления размера выплаты за выслугу лет не соответствует нормативно-правовому акту Российской Федерации, содержащему нормы трудового права – Положению об исчислении стажа работников Федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями Федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2007г. №808, а потому в силу ч.2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит применению при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Заслушав докладчика, Шарикова И.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации Назарчук П.А., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что на основании трудового договора от 06.04.2017 №453, приказа №98-лс от 06.04.2017 Шариков И.Б. состоял в трудовых отношениях с ответчиком в должности начальника службы охраны Федерального государственного бюджетного учреждения «Санаторий Курпаты» Управления делами Президента Российской Федерации. В соответствии с п.п. 3.6., 3.1. указанного трудового договора на работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя. Оплата труда Работника устанавливается в соответствии с локальными нормативными актами, регулирующими оплату труда работников Учреждения, и включает в себя: должностной оклад в размере: 24310 рублей ежемесячно; премиальное вознаграждение, по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Размер премиального вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности и единовременного премирования устанавливается приказом директора.
Обращаясь в суд, Шариков И.Б. ставил вопрос о взыскании задолженности по заработной плате, которая не выплачивалась ему в период его работы в виде надбавки за стаж работы, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации и предусматривает право на эту надбавку с учетом стажа военной службы.
Разрешая спор, руководствуясь нормами трудового законодательства, регламентирующими оплату труда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Шарикова И.Б.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и не противоречащими нормам материального права.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
На основании ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании Приказа Управления делами Президента РФ от 12.10.2016 N 443 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, по видам экономической деятельности» утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, по видам экономической деятельности.
Кроме того, рекомендовано федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации, привести до 1 января 2017 года системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, по видам экономической деятельности, утвержденным настоящим приказом.
Согласно п. 9 указанного Положения, фиксированный размер оклада (должностного оклада), размеры и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера предусматриваются в трудовых договорах с работниками учреждений (дополнительных соглашениях к трудовым договорам).
Главой II Положения установлены выплаты компенсационного характера к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников учреждений, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Главой III Положения установлены выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления рекомендуется устанавливать в положениях об оплате труда работников учреждений.
Согласно пунктам 21 – 28 Положения, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Работникам учреждений рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты в соответствии с перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных учреждениях, утвержденным в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 818
В целях поощрения работников за выполненную работу в учреждениях могут быть установлены следующие выплаты:
за интенсивность и высокие результаты работы;
за качество выполненных работ;
за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера работникам производятся по решению руководителей учреждений в пределах фонда оплаты труда.
При формировании перечня стимулирующих выплат для работников учреждений рекомендуется исходить из необходимости определения качественных и количественных показателей для каждой конкретной стимулирующей выплаты, при достижении которых данные выплаты производятся.
При определении видов и размеров выплат стимулирующего характера рекомендуется учитывать:
успешное и добросовестное исполнение работниками своих должностных обязанностей в соответствующем периоде;
инициативу и применение в работе современных норм и методов организации труда;
качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждений.
Конкретный размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу, так и в абсолютном значении и может быть установлен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Премии по итогам работы выплачиваются с целью поощрения работников за высокие результаты труда в определенном периоде (месяц, квартал, год, период выполнения особо важных, сложных и срочных заданий).
Премирование работников учреждений осуществляется по решению руководителей учреждений на основании представлений руководителей структурных подразделений о премировании работников. Основанием для выплаты премии работникам учреждений является локальный нормативный акт учреждения с указанием размера премии конкретному работнику учреждения.
Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007 №818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2008 N11080) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет отнесены к выплатам стимулирующего характера, то есть к выплатам, которые зависят от усмотрения работодателя.
В соответствии с Разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2007 N 818 в ред. Приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17.09.2010 N 810н) выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях согласно приложению N 1 в пределах фонты оплаты труда. К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты: направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с Уставом, ФГБУ «Санаторий «Курпаты» является федеральным государственным бюджетным санаторно-курортным учреждением, функции учредителя осуществляет Управление делами Президента Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти (л.д.50-73).
В соответствии с подпунктами 3.6., 3.1. трудового договора, заключенного с Шариковым И.Б. при приеме на работу на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами работодателя. Оплата труда Работника устанавливается в соответствии с локальными нормативными актами, регулирующими оплату труда работников Учреждения, и включает в себя: должностной оклад в размере: 24 310 руб. в месяц; премиальное вознаграждение, по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Размер премиального вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности и единовременного премирования устанавливается приказом директора.
Рассматривая доводы относительно незаконности вынесенного решения в части отказа судом первой инстанции во взыскании суммы положенной Шарикову И.Б. в качестве надбавки за стаж непрерывной работы и выслугу лет, судебная коллегия отмечает следующее.
Действительно, законодательство предусматривает право работников на зачет в стаж военной службы, однако данное положение подлежит применению с учетом действующей системы оплаты труда в конкретной организации и с учетом Приказа Управления делами Президента РФ от 12.10.2016 N 443 «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, по видам экономической деятельности» утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Управлению делами Президента Российской Федерации, по видам экономической деятельности, согласно которому учет стажа за выслугу лет применяется при выплатах стимулирующего характера.
13.10.2015 года на общем собрании трудового коллектива принят Коллективный договор ФГБУ «Санаторий «Курпаты» на 2015-2018 годы, зарегистрированный 12.11.2015 № 69-2015 (л.д.104-123).
В соответствии с пунктом 4.1. Положения об оплате труда работников ФГБУ «Санаторий «Курпаты» в стаж работы засчитывается время службы (работы) в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) и на медицинских (фармацевтических) должностях в Вооруженных Силах СССР, СНГ и Российской Федерации, а также в учреждениях здравоохранения системы КГБ, ФСБ России, МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России, СВР России, ФПС России и ФСНП России, ГТК России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Минюста России. Однако действие указанного Положения на Шарикова И.Б. не распространяются, поскольку они установлены для работников имеющих специальности медицинской службы(л.д.28).
В доводах апелляционной жалобы ставится вопрос об отмене решения суда, так как суд первой инстанции не принял во внимание, что Положение об оплате труда работников ФГБУ «Санаторий «Курпаты», которое является приложением №2 к Коллективному договору в части установления размера выплаты за выслугу лет не соответствует нормативно-правовомым актам Российской Федерации, содержащим нормы трудового права, а именно: Положению об исчислении стажа работников Федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями Федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2007г. №808.
Однако, данный довод апелляционной жалобы не соответствует нормам материального права, поскольку Положение о котором идет речь, регламентирует исчисление стажа работников Федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями Федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия находит, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 августа 2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарикова И.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: