Дело № 88а-221/2019
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 ноября 2019 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Широковой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Мальцевой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной избирательной комиссии Республики Карелия на решение Медвежьегорского районного Республики Карелия от 13 августа 2019 года (дело 2а-582/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 августа 2019 года по административному исковому заявлению Глушневой Н.П. к Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района об оспаривании решения от 01.08.2019 № 77/23-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Плеханова А.В.».
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Карелия – Футрика Г.Г.., поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Андреевой Н.А. об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений
УСТАНОВИЛА:
17.06.2019 решением Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района (далее также - ТИК Медвежьегорского района) № 73/1-4 на 08.09.2019 назначены досрочные выборы депутатов Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва.
24.07.2019 Глушнева Н.П. решением ТИК Медвежьегорского района № 76/13-4 зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу №3.
01.08.2019 решением ТИК Медвежьегорского района № 77/23-4 кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирован Плеханов А.В.
Глушнева Н.П. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ТИК Медвежьегорского района об оспаривании решения о регистрации Плеханова А.В. в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Полагает, что все подписи, предоставленные Плехановым А.В. в поддержку, являются недействительными, поскольку подписной лист не подписан сборщиком подписей, не указано наименование субъекта Российской Федерации (Республика Карелия), района (Медвежьегорский район), имеются исправления, не оговоренные избирателями (строки 1, 9, 10), сведения в подписной лист внесены не избирателями и не сборщиком подписей. Просит отменить решение о регистрации Плеханова А.В. в качестве кандидата представительного органа местного самоуправления.
Решением Медвежьегорского районного Республики Карелия от 13 августа 2019г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 августа 2019 года в удовлетворении иска Глушневой Н.П. отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления Центральная избирательная комиссия Республики Карелия подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового решения - об удовлетворении административного иска Глушневой. В жалобе приводятся доводы о незаконности выводов суда первой и апелляционной инстанций о том, что Плеханов А.В. как сборщик подписей не был обязан подписывать подписной лист и ставить дату внесения подписи.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Отказывая в удовлетворении иска Глушневой, суды первой и второй инстанции указывали, что в случае совпадения в одном лице кандидата в депутаты и сборщика подписей, достаточно заверения подписного листа только кандидатом.
Однако такие выводы противоречат нормам материального права.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Пунктом 13 этой же статьи установлено, что каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. Каждый подписной лист с подписями участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен быть заверен уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
Аналогичные нормы предусмотрены и законодательством Республики Карелия.
Таким образом, выводы суда о том, что при совпадении в одном лице сборщика подписей и кандидатов подписной лист может быть заверен только один раз кандидатом в депутаты, прямо противоречат закону. Плеханов должен был подписать лист в поддержку своего выдвижения и как сборщик подписей, и как кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления и поставить даты несения подписей. Однако свою обязанность как сборщик подписей по подписанию листа в поддержку своего выдвижения с проставлением в нем даты внесения подписи он не выполнил.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна.
На основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Следовательно, силу требований, содержащихся в пункте 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о регистрации Плеханова А.В. в качестве кандидата в депутаты кандидатом в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 подлежало отмене судом.
Состоявшиеся судебные постановления приняты с нарушением норм материального права и не могут быть признаны законными.
Однако в настоящее время отмена оспоренного решения избирательной комиссии невозможна.
Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
То есть решение о регистрации Плеханова А.В. в качестве кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления утратило силу в связи с окончанием избирательной кампании и подведением итогов выборов.
В то же время, состоявшиеся судебные постановления не могут быть оставлены без изменения.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что в соответствии с частью 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При применении данной правовой нормы нужно исходить из того, что под лицами, относящимися к категории лиц, в отношении которой установлены названные выше обстоятельства, понимаются, в частности, органы государственной власти, входящие в единую систему государственных органов (например, налоговые органы, таможенные органы и т.п.), должностные лица соответствующей системы государственных органов.
То есть ошибочные выводы суда по настоящему делу могут быть признаны обязательными для участвовавших в деле избирательных комиссий различного уровня при проведении следующих выборов.
Следовательно, оспоренные судебные постановления подлежат отмене.
На основании статьи 242 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 4 и 6 части 1 и частью 2 статьи 194 настоящего Кодекса, а по административным делам, связанным с отказом в регистрации кандидата или отмене регистрации кандидата, также по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медвежьегорского районного Республики Карелия от 13 августа 2019 года (дело 2а-582/2019), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 29 августа 2019 года по административному исковому заявлению Глушневой Н.П. к Территориальной избирательной комиссии Медвежьегорского района об оспаривании решения от 01.08.2019 № 77/23-4 «О регистрации кандидата в депутаты Совета Медвежьегорского городского поселения пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 3 Плеханова А.В.» отменить, производство по делу прекратить.
Председательствующий:
Судьи: