Дело № 33-2531 судья Филиппов А.В. 2019 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,
судей Кубаревой Т.В. и Комаровой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Бабановой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
01 августа 2019 года
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Богдановой Е.И. на решение Оленинского районного суда Тверской области от 03 апреля 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования Министерства здравоохранения Тверской области к Богдановой Е.И. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки удовлетворить.
Взыскать с Богдановой Е.И. в пользу Министерства здравоохранения Тверской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 577 770 (пятьсот семьдесят семь тысяч семьсот семьдесят) рублей 75 копеек, неустойку в размере 11 000 (одиннадцать тысяч) рублей, а всего 588 770 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч семьсот семьдесят) рублей 75 копеек.
Взыскать с Богдановой Е.И. в доход бюджета муниципального образования Тверской области Оленинский район государственную пошлину в размере 9 087 (девять тысяч восемьдесят семь) рублей 71 копейку.
В удовлетворении встречных исковых требований Богдановой Е.И. к Министерству здравоохранения Тверской области о понуждении Министерства здравоохранения Тверской области к заключению дополнительного соглашения и компенсации морального вреда - отказать».
Судебная коллегия
установила:
Министерство здравоохранения Тверской области обратилось в суд с иском к Богдановой Е.И. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 577 770 рублей 75 копеек, неустойки за неисполнение обязанности в трехдневный срок уведомить о прекращении трудовых отношений в размере 1 000 рублей и за просрочку возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере 10 000 рублей.
Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Тверской области и Богдановой Е.И. заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 рублей медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) в Тверскую область, Калининский район, поселок городского типа Орша на работу в поликлинику Оршинской участковой больницы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница».
По условиям данного договора медицинский работник обязан работать в течение пяти лет <данные изъяты> в медицинской организации в соответствии с трудовым договором, а в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока в течение 5 банковских дней со дня прекращения трудового договора возвратить в областной бюджет Тверской области часть единовременной компенсационной выплаты (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, в трехдневный срок уведомить Министерство здравоохранения Тверской области об увольнении.
ДД.ММ.ГГГГ между Богдановой Е.И. и ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» был заключен трудовой договор на неопределенный срок. Платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ № Богдановой Е.И. перечислены денежные средства в общей сумме 1000 000 рублей.
Приказом ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ № трудовой договор с Богдановой Е.И. прекращен по инициативе работника с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного договором от ДД.ММ.ГГГГ пятилетнего срока.
О прекращении трудовых отношений с медицинской организацией Богданова Е.И. уведомила Министерство здравоохранения Тверской области с нарушением установленного договором срока.
ДД.ММ.ГГГГ Богданова Е.И. уведомлена о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере 577770 рублей 75 копеек и неустойки в размере 1 000 рублей, однако в добровольном порядке денежные средства не возвратила, в связи с чем Министерство здравоохранения Тверской области обратилось в суд с настоящим иском.
Богданова Е.И. обратились в суд со встречными исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Тверской области о понуждении Министерства здравоохранения Тверской области к заключению дополнительного соглашения к договору № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в условие спорного договора путем дополнения пункта 1 договора после слов медицинскому работнику, словами «переехавшему для работы в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Нелидовская центральная районная больница», мотивируя тем, что она продолжает трудиться, согласно заключенному договору, изменения в договор вносятся по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения. Ответчик рассмотреть этот вопрос отказался. В последующем, уточнив встречные исковые требования, Богданова Е.И. просила взыскать с Министерства здравоохранения Тверской области компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, указав, что незаконными требованиями о взыскании с нее части единовременной компенсационной выплаты и неустойки ей причиняются нравственные страдания, которые выражаются в переживаниях, стрессах.
Министерство здравоохранения Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направило письменные возражения, согласно которым место работы Богдановой Е.И. - Оршинская участковая больница ГБУ здравоохранения Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» является существенным условием заключенного договора, договор в установленном порядке не оспорен, а доводы Богдановой Е.И. о том, что место работы не имеет значения при предоставлении единовременной компенсационной выплаты, и, осуществляя трудовые функции в ГБУЗ Тверской области «Нелидовская центральная районная больница», она продолжает исполнять договор, противоречат законодательству и условиям спорного договора. С учетом изложенного, оснований для удовлетворения встречных исковых требований не имеется.
Ответчик (истец по встречному иску) Богданова Е.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ее представитель адвокат Баранова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, уточненные встречные исковые требования поддержала и дополнительно пояснила, что ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» и ГБУЗ Тверской области «Нелидовская центральная районная больница» находятся в подчинении одного ведомства - Министерства здравоохранения Тверской области. Ответчик (истец по встречному иску) продолжает работать в сельской местности, что не противоречит условиям, указанным в законе, и при таких обстоятельствах спорный договор подлежит изменению путем дополнения в его условия нового места работы Богдановой Е.И.
Третье лицо ГБУЗ Тверской области «Нелидовская центральная районная больница» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайствовало рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Богдановой Е.И., с учетом дополнений, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, предлагается принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Тверской области к Богдановой Е.И. о взыскании части единовременной компенсационной выплаты и неустойки отказать в полном объеме, а требования Богдановой Е.И. по встречному иску удовлетворить.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик указывает о нарушении судом норм процессуального права, оспаривает вывод суда о наличии оснований для взыскания единовременного пособия, указывает на неверную оценку судом представленных в материалы дела доказательств.
Судом оставлено без внимания, что договором о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику предусмотрено разрешение сторонами договора споров и разногласий путем переговоров, а также внесения изменений в договор по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения.
Обращается внимание на то, что учреждение, в котором на момент рассмотрения спора работает ответчик, относится к одному и тому же региону (Тверская область), что не противоречит Постановлению Правительства Тверской области от 13 февраля 2012 года № 46-пп.
Судом не дана правовая оценка письменным обращениям истца в Министерство здравоохранения Тверской области о нарушении трудовых прав.
Судом отказано в приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства статьи из газеты от ДД.ММ.ГГГГ № (<данные изъяты> страница) «Местное время», а также отклонено ходатайство Богдановой Е.И. о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Нелидовского городского округа Тверской области, отклонено ходатайство о допросе в качестве свидетеля представителя администрации Нелидовского городского округа Тверской области, суд не привлек к участию в деле в качестве соответчиков ТФОМС и ФОМС.
В обжалуемом решении суд ссылается на закон Тверской области от 28 декабря 2018 года 71-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», который не действовал на момент заключения спорного договора, а федеральная программа «Земский доктор» 2016 года, регламентирована нормативными актами: ФЗ № 326 от 29 ноября 2010 года; Письмом Минздрава № 11-11\3089 от 10 августа 2012 года, ФЗ № 359 «О федеральном бюджете на 2016 год от 14 декабря 2015 года.
При вынесении обжалуемого решения судом не учитывалась практика Верховного Суда Российской Федерации.
Без внимания оставлены доводы Богдановой Е.И. о том, что денежные средства были перечислены ей с опозданием на пять дней.
Суд не дал оценки и тому факту, что Министерство здравоохранения Тверской области не заявляло требования о расторжении договора от ДД.ММ.ГГГГ №, то есть данный договор на момент рассмотрения спора не расторгнут.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель ответчика (истца по встречному иску) Богдановой Е.И. адвокат Баранова Е.В., представитель истца (ответчика по встречному иску) Министерства здравоохранения Тверской области на основании доверенности Солнышкина И.С.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения адвоката Барановой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, пояснения представителя Министерства здравоохранения Тверской области Солнышкиной И.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнения, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом первой инстанции решения.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Этой же статьей предусмотрена обязанность медицинского работника возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с медицинским учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Предоставление мер социальной поддержки работникам государственных и муниципальных учреждений в Тверской области предусмотрено Порядком заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, утвержденным Постановлением Правительства Тверской области от 13 февраля 2012 года № 46-пп.
Согласно пункту 4 вышеуказанного Порядка единовременная компенсационная выплата предоставляется медицинскому работнику в возрасте до 50 лет, имеющему высшее образование, прибывшему (переехавшему) в 2016 году в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Тверской области для работы в медицинской организации, подведомственной Министерству здравоохранения Тверской области (далее - медицинская организация), и заключившему с Министерством здравоохранения Тверской области договор по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований ввиду неисполнения ответчиком принятых на себя договорных обязательств, являющихся обязательными условиями возникновения у молодого специалиста права на получение мер социальной поддержки в виде единовременного пособия.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» и Богдановой Е.И. заключен трудовой договор № о приеме Богдановой Е.И. на работу в поликлинику Оршинской участковой больницы ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» на неопределенный срок на должность <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Тверской области и Богдановой Е.И. заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Предметом указанного договора являлось предоставление единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей медицинскому работнику прибывшему (переехавшему) в Тверскую область, Калининский район, поселок городского типа Орша на работу в поликлинику Оршинской участковой больницы ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» с обязательной отработкой в течение пяти лет <данные изъяты> в медицинской организации на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с медицинской организацией.
Подпунктом «б» пункта <данные изъяты> названного договора также предусмотрено, что медицинский работник обязан в срок не позднее пяти банковских дней со дня прекращения трудового договора возвратить в областной бюджет Тверской области часть компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду. В трехдневный срок со дня прекращения трудовых отношений с медицинской организацией уведомить Министерство здравоохранения Тверской области об этом (подпункт «г»).
В соответствии с пунктом <данные изъяты> договора Министерство здравоохранения Тверской области в течение 30 дней со дня заключения договора перечисляет 1000 000 рублей на счет медицинского работника.
В случае неисполнения обязанности по возврату в областной бюджет части единовременной компенсационной выплаты, медицинский работник уплачивает Министерству здравоохранения Тверской области неустойку в размере 500 рублей за каждый день просрочки; за неисполнение обязанности, предусмотренной подпунктом «г» пункта 2 договора уплачивает Министерству здравоохранения Тверской области неустойку в размере 1 000 рублей (подпункты «а», «б» пункта 5).
Указанные условия договора полностью соответствуют части 12.1 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Порядку, утвержденному постановлением Правительства Тверской области от 13 февраля 2012 года № 46-пп, и подписаны сторонами.
Факт перечисления единовременной компенсационной выплаты в размере 1000 000 рублей на счет Богдановой Е.И. подтверждается копиям платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ № прекращено действие заключенного с Богдановой Е.И. трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № на основании пункта 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации - по инициативе работника.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Богдановой Е.И. было направлено уведомление о необходимости возврата части компенсационной выплаты, неустойки, а также разъяснена ответственность за нарушение сроков возврата части компенсационной выплаты.
В добровольном порядке денежные средства не возвращены.
Вместе с тем, заключая договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, Богданова Е.И. добровольно приняла на себя обязанность отработать не менее пяти лет по трудовому договору, заключенному с конкретным государственным учреждением здравоохранения, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока, возвратить Министерству здравоохранения Тверской области часть компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Поскольку в силу указанных выше правовых положений, а также по условиям заключенного сторонами договора, право на получение молодым специалистом Богдановой Е.И. единовременного пособия возникло лишь при условии выполнения последней обязанности отработать в поликлинике Оршинской участковой больницы ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница» не менее пяти лет с момента поступления на работу в данное учреждение на медицинских должностях, а в случае увольнения по собственному желанию либо за нарушение трудовой дисциплины до истечения срока обязательств, возвратить единовременное пособие, то при установлении по делу факта неисполнения ответчиком указанных договорных обязательств у суда первой инстанции, вопреки доводам жалобы, имелись правовые основания для взыскания в пользу истца части добровольно невозвращенной спорной единовременной выплаты в размере 577 770 рублей 75 копеек, расчет которой проверен судом первой инстанции и признан арифметически правильным.
Основания для освобождения Богдановой Е.И. от обязанности возврата полученной единовременной выплаты ни договором, ни Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не предусмотрены.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время Богданова Е.И. трудоустроена в ГБУЗ Тверской области «Нелидовская центральная районная больница» - медицинское учреждение подведомственное Министерству здравоохранения Тверской области <данные изъяты> Селянского ВОП, то есть продолжает осуществлять трудовую деятельность в сельской местности, уже являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно оставлены без внимания, поскольку указанное обстоятельство правового значения для разрешения данного спора не имеет, равно как и сроки перечисления компенсационной выплаты, установленные договором № от ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнение обязательств в связи с получением Богдановой Е.И. единовременной компенсационной выплаты обусловлено заключенным сторонами договором № от ДД.ММ.ГГГГ. Условием предоставления единовременной компенсационной выплаты по данному договору являлась обязанность Богдановой Е.И. отработать в течение пяти лет в конкретном государственном учреждении здравоохранения, а именно в Оршинской участковой больнице ГБУЗ Тверской области «Калининская центральная районная клиническая больница».
Вопреки доводам жалобы, наличие в договоре о предоставлении единовременной компенсационной выплаты условия о разрешении сторонами договора споров и разногласий путем переговоров, а также возможность внесения изменений в договор по согласованию сторон путем оформления дополнительного соглашения, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку сама по себе возможность заключения по согласованию сторон дополнительного соглашения не влечет обязанности для какой-либо из сторон такое соглашение заключить по инициативе другой стороны.
Также не влияет на существо спора факт обращения истца с заявлениями о нарушении трудовых прав в Министерство здравоохранения Тверской области, которое не является по отношению к истцу работодателем.
В установленном законом порядке в компетентные органы за защитой своих трудовых прав Богданова Е.И. не обращалась.
Вопреки доводам жалобы, процессуальных оснований для привлечения к участию в деле администрации Нелидовского городского округа Тверской области, ТФОМС и ФОМС, не являющихся участниками спорных правоотношений, у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие апеллянта с отказом в удовлетворении ходатайства о допросе в качестве свидетеля представителя администрации Нелидовского городского округа Тверской области, в приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства статьи из газеты от ДД.ММ.ГГГГ № «Местное время» не свидетельствует о незаконности обжалуемого решения, поскольку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства и определяет их относимость к предмету спора по своему внутреннему убеждению.
Не могут быть приняты во внимание и доводы о том, что при вынесении обжалуемого решения судом не учитывалась судебная практика, поскольку, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт2). Таким образом, практика других судов, в том числе, вышестоящих судебных инстанций, не является для суда обязательной.
Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно сослался в решении на закон Тверской области от 28 декабря 2018 года 71-30 «Об областном бюджете Тверской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» разрешая вопрос о правомерности взыскания денежных средств с Богдановой Е.И. в пользу Министерства здравоохранения Тверской области, и устанавливая главного распорядителя бюджетных средств на момент взыскания части единовременной компенсационной выплаты, а не на момент заключения договора о предоставлении данной выплаты.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не содержат оснований для отмены по существу правильного судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено неправильное применение норм материального или процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Оленинского районного суда Тверской области от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Богдановой Е.И. – без удовлетворения.
Председательствующий С.Н. Пойменова
Судьи Т.В. Кубарева
Ю.В. Комарова