Решение по делу № 2-1454/2023 (2-7344/2022;) от 20.12.2022

Дело № 2-1454/23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 декабря 2023 г. Центральный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Колесникова Д.Ю.,

при секретаре Гараниной Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление .... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ...., АО Барнаульская горэлектросеть», Комитету по управлению муниципальной собственностью ...., Комитету по дорожному хозяйству и транспорту .... о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

.... обратился в суд с данным иском к администрации ...., Комитету по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи ...., администрации ...., АО «Барнаульская горэлектросеть», Комитету по управлению муниципальной собственности .... о возложении обязанности.

Обосновывает требования тем, что прокуратурой .... проведена проверка по обращению депутата АКЗС ФИО2 в интересах жителей .... в .... об отсутствии освещения, ненадлежащем состоянии канализации, не обеспечении транспортной доступности. Проверкой установлено, что на всем протяжении .... отсутствует стационарное электрическое освещение, в темное время суток данная автомобильная дорога не имеет источника света. Учитывая, что указанная улица является дорогой жилой застройки и не оборудована тротуаром и пешеходными дорожками, отсутствие уличного освещения на ней создает угрозу безопасности граждан и может привести к причинению вреда жизни и здоровью.

С целью устранения выявленных ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе .... было внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено в ответе сообщено, что планы по строительству ЛНО на 2021-2023 уже сформулированы, в связи с чем, .... включена в перспективный план развития наружного освещения города, реализуемый в рамках муниципальной программы «развитие дорожно-транспортной системы .... на 2015-2025 годы», утвержденной постановлением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ освещение ....й не выполнено.

На основании вышеизложенного, просил признать незаконным бездействие администрации ...., комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... по организации стационарного электрического освещения на всем протяжении .... в .... и возложить обязанность на администрацию ...., комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... организовать стационарное электрическое освещение на всем протяжении .... в .....

В ходе рассмотрения дело по существу прокурор уточнил исковые требования просил возложить на обязанность на администрацию ...., комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать стационарное электрическое освещение на участке вдоль автомобильной дороги по .... от строения до .....

Также в судебном заседании произведена процессуальная замена ненадлежащего ответчика на Комитет по дорожному хозяйству и транспорту .....

Процессуальный истец настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Представители ответчиков администрации ...., АО «Барнаульская горэлектросеть», Комитета по дорожному хозяйству и транспорту .... возражали против удовлетворения требований, представили письменные возражения на иск прокурора, где обосновали свои возражения.

Иные участники процесса, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

В Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, включены, в том числе, ФИО7 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст (далее - ФИО7 50597-2017), раздел 4 ФИО7 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".

В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ФИО7 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ -ст, с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ N 2218-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СНиПу 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", утвержденному приказом Минрегионразвитие России от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии пунктами 2.5, 9.1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 "Автомобильные дороги" наличие стационарного освещение на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов обязательно, сети освещения, являющиеся техническими средствами организации дорожного движения, относятся к обустройству дорог.

К вопросам местного значения поселения также отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, организацию благоустройства территории поселения, включая освещение улиц (пункт 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

В соответствии со статьей 67 Устава городского округа - .... края, принятого решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 71, на Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... - орган местного самоуправления возложены полномочия муниципального заказчика по строительству, обслуживанию и ремонту сетей освещения.

Из содержания пунктов 5, 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 6 части 1 статьи 13 и части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 4 статьи 6, статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ч. 1 ст. 29 решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа - .... края" следует, что обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах местного значения и содержание автомобильных дорог относятся к полномочиям Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству и транспорту .....

В соответствии с п.2.1. Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи ...., утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ основной задачей Комитета является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами .... полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, благоустройства.

Подпунктом 4 п.3.3.2. Положения установлено, что в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах .... организует строительство, ремонт и содержание линий наружного освещения на территориях общего пользования .....

Пунктом 3.8.1. Правил благоустройства территории городского округа - ...., утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , предусмотрено, что улицы, дороги, площади, тротуары, набережные, мосты, бульвары, пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, дорожные знаки, указатели и элементы городской информации должны освещаться в вечернее и ночное время суток по расписанию, утвержденному комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .....

Согласно пункту 3.8.2 названных Правил строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями по договорам с комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на эти цели.

Как следует из материалов дела и установлено судом на всем протяжении ...., отсутствует стационарное электрическое освещение, что подтверждается представленным в материалы дела актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленным страшим помощником прокурора ..... Данный факт представителями ответчиков не опровергнут.

В соответствии с пунктом 2.1. Положения о комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи ...., утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ основной целью и задачей комитета являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3.43 Положения к функциям комитета относится организация деятельности по освещению улиц городского округа.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... является органом, в обязанности которого входит обеспечение соответствия состояния дорог, расположенных на территории ...., при их содержании установленным правилам, стандартам и техническим нормам.

Спорная дорога относится к автомобильной дороге общего пользования местного значения городского округа – .... края, на которой в силу вышеприведенных положений законодательства должно быть организовано наружное освещение. При этом отсутствуют нормативные положения, предусматривающие какие-либо исключения, когда не требуется наружное освещение улиц (автомобильных дорог) общего пользования местного значения.

Прокурор в заявлении ссылается, на то, что отсутствие уличного освещения нарушает права неопределенных лиц на безопасность дорожного движения.

Ответчики в судебном заседании утверждают, что на спорном участке установлен вид зоны с особыми условиями использования территорий - охранная зона железных дорог.

Согласно выводам судебной экспертизы, проведенной экспертом ФБУ АЛСЭ МЮ РФ от ДД.ММ.ГГГГ на всем протяжении .... имеется техническая возможность выполнить работы по строительству линии наружного освещения. Для определения видов работ по строительству линии наружного освещения на всем протяжении .... необходимо разработка проектной документации, что не входит в компетенцию эксперта строителя.

Опрошенный в судебном заседании эксперт ФИО3 подтвердил техническую возможность установить линии наружного освещения на существующие опоры на спорном участке с учетом размера характеристики и ограничений охранной железной дороги, включая проходимый на данном участке водопровод, строительство новой линии освещения требует разработки документации, что является трудоемким и длительным процессом.

Согласно ответу на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ БСК-2304 ООО «Барнаульская сетевая компания» размещение светильников на существующих опорах не создает препятствий в эксплуатации и обслуживании линии электропередачи является допустимым с учетом противопожарных требований, правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и установленных охранных зон объектов электроэнергетики.

В то же время, воздушная линия электропередачи вдоль автомобильной дороги по .... в .... находится во владении ООО «Барнаулькая заключенного с комитетом по управлению муниципальной собственностью .....

Таким образом, суд соглашается с доводами истца, полагает, что отсутствие наружного уличного освещения влечет нарушение обязательных требований, в том числе направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, что, безусловно, свидетельствует о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан.

Соответствие состояния автомобильных дорог техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, безусловно затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В связи с чем, вопреки доводам ответчика о фактически невозможности строительства линейного объекта (от .... до ....) в материалы дела представлены достаточно доказательств предусматривающие возможность размещения светильников на имеющихся опорах при этом вопрос о строительстве новых линий судом не исследовался.

Суд также учитывает наличие муниципальной программы «Развитие дорожно-транспортной системы .... на 2015-2025 годы», согласно которой и проводятся работы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований гражданина, направленных на безопасность дорожного движения.

Позиция стороны ответчика об отсутствии бюджетного финансирования на организацию наружного освещения спорного участка дороги не может являться основанием для умаления прав истца на безопасную городскую среду.

Муниципальная программа не подтверждена бюджетом на следующие годы, таким образом, говорить о ее обязательности и наступлении планируемых в ней событий нельзя, кроме того сведений о включении спорного участка дороги в программу не имеется. Муниципальная программа корректируется ежегодно согласно выделенных бюджетных ассигнований. Таким образом, судебный способ защиты нарушенного права является адекватным.

Отсутствие денежных средств, либо иные вопросы, относящиеся к компетенции соответствующего органа местного самоуправления по исполнению указанной обязанности, не должны влиять на права граждан, на безопасность их жизни и здоровья

Доводы ответчика о том, что существует муниципальная программа «Развитие дорожно-транспортной системы .... на 2015-2025 годы», согласно которой и проводятся работы, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований гражданина, направленных на безопасность дорожного движения.

Позиция стороны об отсутствии бюджетного финансирования на организацию наружного освещения спорного участка дороги не может являться основанием для умаления прав истца на безопасную городскую среду.

Муниципальная программа не подтверждена бюджетом на следующие годы, таким образом, говорить о ее обязательности и наступлении планируемых в ней событий нельзя, кроме того сведений о включении спорного участка дороги в программу не имеется. Муниципальная программа корректируется ежегодно согласно выделенных бюджетных ассигнований. Таким образом, судебный способ защиты нарушенного права является адекватным.

Не обоснованными являются доводы ответчика о том, что при вынесении решения суд неправомерно вмешивается в компетенцию органов местного самоуправления. Согласно положений действующего законодательства, норм ГПК РФ, суд обеспечивает защиту нарушенного права путем возложения обязанности на ответчика. Судебное решение является обязательным для исполнения. Исключений для органов местного самоуправления процессуальное законодательство и нормы материального права не содержат в части возможности установить обязанность при наличии к этому оснований.

Согласно ст. 67 Устава городского округа - .... края (принят Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ) Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... - орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления и координации деятельности предприятий городского автомобильного, электрического, речного транспорта, дорожного хозяйства, благоустроительного комплекса, городского освещения, связи, организации дорожного движения, исполнения полномочий муниципального заказчика на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по благоустройству, озеленению, работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, а также по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов, который:

осуществляет полномочия муниципального заказчика по строительству, обслуживанию и ремонту сетей освещения, элементов обустройства автомобильных дорог (дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров и т.п.), на выполнение работ по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, по содержанию, эксплуатации и ремонту объектов благоустройства, городских лесов и озеленения, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам;

осуществляет контроль за эксплуатацией, проведением своевременного ремонта сетей освещения, светофорных объектов и иных элементов обустройства автомобильных дорог (дорожной разметки, дорожных знаков и т.п.);

осуществляет иные полномочия, предусмотренные муниципальными правовыми актами.

ДД.ММ.ГГГГ деятельность Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи .... была прекращена в связи с реорганизацией юридического лица в форме разделения на комитет по дорожному хозяйству и транспорту .... и комитет по благоустройству .....

Согласно положению о комитете по дорожному хозяйству .... приложение решению городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ основные полномочия комитета в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах .... организует строительство ремонт и содержание линий наружного освещения на территориях общего пользования .....

В связи с указанными полномочиями согласно действующей редакции положения о комитете по дорожному хозяйству и транспорту .... является надлежащим органом муниципалитета по организации наружного освещения и ответчиком по настоящему делу.

Поскольку в судебном заседании установлено, что спорный участок дороги не соответствует требованиям закона, а ответчик не исполняет возложенную на него обязанность по содержанию дорог местного значения и безопасности дорожного движения, заявленные истцом требования, являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично, согласно представленного акта осмотра ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Исходя из фактических обстоятельств, суд полагает возможным установить срок на исполнение требований в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

Установленный судом срок является достаточным для исполнения решения суда, соответствует принципам разумности и справедливости.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования удовлетворить частично.

    Обязать Комитет по дорожному хозяйству и транспорту .... (ИНН 2225231586) в течении 9 месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу организовать стационарное электрическое освещение на участке вдоль автомобильной дороги по .... от строения до .....

В остальной части требований отказать.

    Решение может быть обжаловано в ....вой суд в течение месяца через Центральный районный суд .... со дня принятия решения судом в окончательной форме.

ФИО4 Колесников

Копия верна

Судья Д.Ю. Колесников

ФИО6 Коробкина

УИД: 22RS0-38

Подлинник документа находится в Центральном районном суде .... в гражданском деле

2-1454/2023 (2-7344/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула
Ответчики
Администрация г.Барнаула
Комитет по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи г.Барнаула
Другие
МУП Барнаулгорсвет
АО Барнаульская горэлектросеть
ООО Барнаульская сетевая компания (БСК)
Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула
ОАО Барнаульская генерация
Администрация Железнодорожного района г.Барнаула
АО Железные дороги
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Судья
Колесников Дмитрий Юрьевич
Дело на странице суда
centralny.alt.sudrf.ru
20.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2022Передача материалов судье
27.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.01.2023Предварительное судебное заседание
28.02.2023Судебное заседание
24.04.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
25.10.2023Производство по делу возобновлено
25.10.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Судебное заседание
12.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее