Дело № 2а-740/21
39RS0007-01-2021-001437-51
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Багратионовск 06 августа 2021 г.
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,
при секретаре Быданцевой М.А.,
с участием прокурора Власенковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зубаня М.В. к Багратионовской территориальной избирательной комиссии и Вороновичу В.В. об оспаривании решения о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2,
У С Т А Н О В И Л:
Зубань М.В. обратился в суд с административным иском к Багратионовской территориальной избирательной комиссии (далее - Избирательная комиссия) об оспаривании решения Избирательной комиссии № 14/114-5 от 23.07.2021 г. о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2.
В обоснование исковых требований административный истец Зубань М.В. указал, что он и Воронович В.В. являются зарегистрированными кандидатами в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2.
Зубань М.В. полагает, что оспариваемое решение Избирательной комиссии о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты является незаконным в связи со следующим.
Содержащиеся в представленных Вороновичем В.В. подписных листах все 14 подписей избирателей, по мнению административного истца, являются недействительными, в связи с несоответствием представленных подписных листов установленной форме, поскольку в подписных листах им было указано место своего жительства с указанием улицы, дома и квартиры, подписные листы содержат сведения о числе и месяце рождения избирателей старше 18 лет, подписи которых содержатся в подписных листах. Данное обстоятельство, полагает Зубань М.В., свидетельствует о недостаточном количестве подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, что является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
С заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов, то есть в данном случае по состоянию на 01 июля 2021 года. Вместе с тем, указанные сведения состоянию на 01 июля 2021 года Вороновичем В.В. представлены не были. Данное обстоятельство, полагает административный истец, свидетельствует об отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, что является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с примечанием к указанном приложению 1 сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей указываются только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка. Слова «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата.
Однако представленное Вороновичем В.В. приложение 1 содержит указанные слова, что является нарушением формы приложения 1, что полагает Зубань М.В., свидетельствует о представлении Вороновичем В.В. при выдвижении документа, оформленного с нарушением требований закона, что является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В связи с изложенным, ссылаясь на несоответствие принятого Избирательной комиссией решения о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты указанным выше положениям закона, административный истец Зубань М.В. полагает, что оспариваемое решение Избирательной комиссии является незаконным.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Воронович В.В., решение о регистрации которого кандидатом в депутаты оспаривается административным истцом Зубанем М.В.
Административный истец Зубань М.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, обратившись к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.<данные изъяты>).
В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Коршунова В.А. и административный ответчик Воронович В.В. исковые требования не признали, сославшись на вынесение оспариваемого решения в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» № 43 от 28.06.2021 г., опубликованным 02.07.2021 г., на 19.09.2021 г. назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (пункт 1); соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2).
Аналогичные положения предусмотрены также пунктами 1 и 2 статьи 24 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее – закон Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231).
Судом установлено, что 05.07.2021 г. Воронович В.В в порядке, предусмотренном статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и статьей 24 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231, уведомил Избирательную комиссию о своем самовыдвижении кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2, представив в Избирательную комиссию свое заявление о согласии баллотироваться по указанному избирательному округу (л.д.<данные изъяты>).
На основании решений Избирательной комиссии № 13/97-5 от 19.07.2021 г. и № 14/114-5 от 23.07.2021 г. соответственно Зубань М.В. и Воронович В.В. были зарегистрированы кандидатами в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д.<данные изъяты>).
Оценивая приведенные административным истцом Зубанем М.В. в обоснование исковых требований доводы, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
15.07.2021 г. Вороновичем В.В. были представлены в Избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, предусмотренные статьей 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и статьей 78 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения Вороновича В.В. кандидатом в депутаты (л.д.<данные изъяты>).
19.07.2021 г., исполняя возложенные пунктом 1 статьи 27 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 полномочия, члены рабочей группы Избирательной комиссии провели проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата Вороновича В.В.
Согласно итоговому протоколу о результатах проверки подписных листов от 19.07.2021 г., по результатам проведенной проверки рабочая группа Избирательной комиссии пришла к выводу о достоверности 13 из 14 представленных подписей избирателей (л.д.<данные изъяты>).
Зубань М.В. в обоснование исковых требований ссылается на недействительность всех подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных Вороновичем В.В. для регистрации его кандидатом в депутаты, в связи с несоответствием представленных подписных листов установленной форме, поскольку в подписных листах им было указано место своего жительства с указанием улицы, дома и квартиры, подписные листы содержат сведения о числе и месяце рождения избирателей старше 18 лет, подписи которых содержатся в подписных листах.
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и пунктом 3 статьи 77 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению № 8 к настоящему Федеральному закону.
Из подстрочного текста, содержащегося в форме подписного листа (приложение 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ), следует, что в нем должны быть указаны наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата в депутаты.
Кандидатом в депутаты Вороновичем В.В. в подписных листах указан адрес места его жительства, соответствующий адресу его регистрации по месту жительства (л.д.<данные изъяты>), то есть в дополнение к указанию места жительства, согласно приведенному подстрочному тексту, указаны улица, дом и квартира.
Формой подписного листа согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено указание в нем года рождения избирателя, а в отношении избирателя в возрасте 18 лет – дополнительно числа и месяца рождения.
В подписных листах, представленных Вороновичем В.В., указаны число, месяц и год рождения всех избирателей, при этом возраст всех избирателей превышает 18 лет.
Суд принимает во внимание, что все обязательные, требуемые законом, сведения о месте жительства кандидата и датах рождения избирателей в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Вороновичем В.В., содержатся.
Указание в данных подписных листах в дополнение к обязательным сведениям также сведений об улице, доме и квартире при указании места жительства кандидата и сведений о числе и месяце при указании дат рождения избирателей не может способствовать формированию у избирателей определенного мнения о кандидате, вводить избирателей в заблуждение, предоставлять кандидату каких-либо преимуществ.
В этой связи у суда отсутствуют основания для вывода о несоответствии формы представленных Вороновичем В.В. подписных листов требованиям закона, а следовательно не имеется оснований, предусмотренных подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и подпунктом «и» пункта 10 статьи 27 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231, для признания недействительными всех подписей избирателей в данных подписных листах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и пунктом 4 статьи 24 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 вместе с заявлением о согласии баллотироваться либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Согласно примечанию к данному приложению, сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей указываются только кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В отношении несовершеннолетних детей указанные сведения представляются отдельно на каждого ребенка. Слова «(супругу и несовершеннолетним детям)», «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)» воспроизводятся в предусмотренных законом соответствующих случаях представления сведений о размере и источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей кандидата.
Из данной правовой нормы следует, что кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе супруга и несовершеннолетних детей.
В наименовании данного документа, представленного по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, Вороновичем В.В. не были воспроизведены слова «(супругу и несовершеннолетним детям)».
В содержании же самого этого документа Вороновичем В.В. воспроизведены слова «(доходов моих супруга и несовершеннолетних детей)», «(моим супругу и несовершеннолетним детям)», однако само по себе данное обстоятельство, вопреки доводам административного истца, не свидетельствует об оформлении Вороновичем В.В. указанного документа с нарушением требований Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, поскольку фактически данный документ содержит сведения о доходах и имуществе только Вороновича В.В.
В соответствии с примечанием к приложению 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ сведения об имуществе указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» № 43 от 28.06.2021 г. на 19.09.2021 г. назначены выборы депутатов окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» (л.д.<данные изъяты>).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Устава муниципального образования «Багратионовский городской округ» нормативные правовые акты городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в газете «Новая жизнь». Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание.
Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» № 28 от 30.06.2020 г., принятым во исполнение Устава муниципального образования «Багратионовский городской округ», официальным изданием (средством массовой информации) муниципального образования «Багратионовский городской округ», являющимся источником официального опубликования нормативных правовых актов муниципального образования «Багратионовский городской округ», определена газета «Новая жизнь» (л.д.<данные изъяты>).
Решение о назначении настоящих выборов было официально опубликовано в газете «Новая жизнь» № 27 от 02.07.2021 г. (л.д.<данные изъяты>).
Данное обстоятельство подтвердили в судебном заседании представитель Избирательной комиссии и административный ответчик Воронович В.В.
Таким образом, в данном случае сведения об имуществе должны быть указаны по состоянию на 01 июля 2021 года, что подтвердили в судебном заседании представитель Избирательной комиссии и административный ответчик Воронович В.В.
Вместе с тем, кандидатом в депутаты Вороновичем В.В. были представлены сведения о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 01 июня 2021 года (л.д.<данные изъяты>).
Данное обстоятельство свидетельствует о непредставлении Вороновичем В.В. документа о принадлежащем ему имуществе по состоянию на 01 июля 2021 года.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и подпунктом 3 пункта 2 статьи 79 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231 основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Таким образом, имелись предусмотренные законом основания для отказа в регистрации кандидата Вороновича В.В.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 6 статьи 70 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных, в частности пунктом 2 статьи 79 настоящего Закона, и иных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанное решение незаконным.
Учитывая, что решение Избирательной комиссии № 14/114-5 от 23.07.2021 г. о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2 было принято с нарушением законодательства о выборах, поскольку имелись основания, предусмотренные подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и подпунктом 3 пункта 2 статьи 79 закона Калининградской области от 18.03.2008 г. № 231, для отказа в регистрации кандидата, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для признания указанного решения незаконным.
Доводы административного ответчика Вороновича В.В. о том, что несмотря на указанное нарушение, решение о регистрации его кандидатом в депутаты не может быть признано незаконным, поскольку Избирательной комиссией он не уведомлялся о данном нарушении в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, суд находит необоснованными, противоречащими требованиям закона.
Согласно пункту 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Из данной нормы закона следует, что не может быть отменено решение избирательной комиссии о регистрации кандидата только в случае, если избирательная комиссия не известила кандидата в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона о нарушениях, допущенных при оформлении представленных документов.
На случаи же, когда кандидатом не представлен в Избирательную комиссию требуемый законом документ, положения пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ не распространяются.
Таким образом, суд находит исковые требования Зубаня М.В. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180 и 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Зубаня М.В. к Багратионовской территориальной избирательной комиссии и Вороновичу В.В. об оспаривании решения о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2 удовлетворить.
Признать незаконным решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии № 14/114-5 от 23.07.2021 г. о регистрации Вороновича В.В. кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ» по одномандатному избирательному округу № 2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение пяти дней со дня его принятия.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 06.08.2021 г.
Судья подпись ЖОГЛО С.В.
Копия верна: Судья Багратионовского
районного суда ______________ ЖОГЛО С.В.