Дело № 2-3785/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2019 года город Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Карматковой Е.В.,
при секретаре Ефремовой Л.Н.,
с участием
истца Поповой Е.А.,
представителя истца Сафоновой Т.Н.,
представителей ответчика Демченко Н.М., Лабынько Д.А., Тихоновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Елены Алексеевны к Краевому государственному учреждению «Камчатский краевой объединенный музей» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки, не ниже минимального размера оплаты труда,
УСТАНОВИЛ:
Попова Е.А. обратилась в суд с иском к Краевому государственному учреждению «Камчатский краевой объединенный музей» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки, не ниже минимального размера оплаты труда.
В обоснование заявленных требований указала, что с 20 апреля 2011 года состоит с ответчиком в трудовых отношениях, с 21 ноября 2011 года в должности кассира, с должностным окладом 4 295 руб., районным коэффициентом 1,8 и процентной надбавки в размере 80%. Считала, что работодатель за период с 01 марта 2018 года по 30 сентября 2018 года и с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года начислял и выплачивал заработную плату не в полном объеме, с нарушением действующего законодательства. Начисленная ответчиком заработная плата не соответствует МРОТ даже с учетом надбавок, которые должны учитывается сверх МРОТ. Размер недоначисленной заработной платы составляет 168 774 руб. 90 коп. Незаконные действия работодателя причинили ей нравственные страдания. На основании изложенного, просила взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 марта 2018 года по 30 сентября 2018 года, с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 168 774 руб. 90 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., обязать ответчика установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки, не ниже минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании истец Попова Е.А. на удовлетворении иска настаивала, по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель истца Сафонова Т.Н., действующая на основании доверенности позицию своего доверителя поддержала.
В судебном заседании представители ответчика Демченко Н.М., Тихонова Ю.А., действующие на основании доверенности, Лабынько Д.А., действующая в силу прав по должности, полагали требования истца необоснованными и удовлетворению не подлежащими, по основаниям, изложенным в отзыве, в котором указали, что размер оклада установлен истцу в соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 12.11.2008 № 307-П. Считали, что утверждение истца о том, что ей положена заработная плата исходя из МРОТ, а не из размера должностного оклада противоречит статьям 129, 133 ТК РФ. Пояснили, что заработная плата истца рассчитывается исходя из размера должностного оклада кассира и стимулирующих выплат в виде премий, доплаты за выслугу лет, персонального повышающего коэффициента, и обеспечивается до размера МРОТ путем соответствующей доплаты, и к ней начисляется районный коэффициент и северная надбавка. Заявили о пропуске срока на обращение в суд.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что 20 апреля 2011 года между КГУ «Камчатский краевой объединенный музей» и Поповой Е.А. был заключен трудовой договор, в соответствии с которым работник был принят на работу, на должность смотрителя.
На основании трудового договора с истцом был издан приказ о ее приеме на работу.
Дополнительным соглашением от 21 ноября 2011 года в трудовой договор внесены изменения, в соответствии с которыми Попова Е.А. обязалась выполнять обязанности по должности кассира, с должностным окладом 21 767 руб., персональным повышающим коэффициентом к должностному окладу – 0,11, районным коэффициентом – 1,8, ежемесячной процентной надбавкой за работу в районах Крайнего Севера – 80%, итого 7 985 руб.
В соответствии с приказом от 01 декабря 2011 года истец переведена на новое место работы – кассира.
Дополнительным соглашением от 16 января 2018 года о внесении изменений в трудовой договор Поповой Е.А. установлен должностной оклад в размере 4 117 руб., районным коэффициентом – 1,8, ежемесячной процентной надбавкой за работу в районах Крайнего Севера – 80%, за выполнение работ в холодном помещении, в помещении без вентиляции – до 15%, интенсивность и напряженность труда в связи с увеличением объёма работы – до 100%.
В качестве поощрения: повышающий коэффициент за выслугу лет ежемесячно от 01, до 03, повышающий коэффициент к окладу ежемесячно до 2,0, премия по итогам года (месяц, квартал).
Дополнительным соглашением от 16 января 2019 года о внесении изменений в трудовой договор Поповой Е.А. установлен должностной оклад в размере 4 295 руб.
Размер остальных выплат не изменился.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая);
тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья);
окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая);
базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и ч. 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Трудовой кодекс Российской Федерации в соответствии с требованиями статей 7 (часть 2) и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что величина минимального размера оплаты труда является одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников (статья 130). При этом минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (часть первая статьи 133), а месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья статьи 133).
Из этого следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на гарантированном законом уровне.
В силу статьи 133.1 названного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2011 года N 3-В11-31 указано, что заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. Недопустимо установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности, но в различных климатических условиях.
Таким образом, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Конкретная сумма минимальной оплаты труда на соответствующий период устанавливается статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (с последующими изменениями) в едином размере для всей Российской Федерации без учета каких-либо особенностей климатических условий, в которых исполняются трудовые обязанности работников.
Минимальный размер оплаты труда составлял с 01 января 2018 года в сумме 9 489 руб. в месяц, с 01 мая 2018 года – 11 163 руб., с 1 января 2019 года в сумме 11 280 руб.
Соглашением "О минимальной заработной плате в Камчатском крае" на 2018 год и дополнением к нему для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, минимальная заработная плата с 1 января 2018 года была установлена в размере 9 489 руб., с 1 мая 2018 года - в размере 11 163 руб.
Соглашением "О минимальной заработной плате в Камчатском крае" на 2019 год и дополнением к нему для работников, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, расположенных на территории Камчатского края, минимальная заработная плата с 1 января 2019 года была установлена в размере 11 280 руб.
Из представленного в материалы дела расчета заработной платы Поповой Е.А. за 2018 год, за 2019 год следует, что размер ее заработной платы ежемесячно, без учета районного коэффициента и северной надбавки, превышал минимальный размер оплаты труда.
При этом допустимых и достоверных доказательств наличия у ответчика задолженности по заработной плате перед истцом, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 марта 2018 года по 30 сентября 2018 года, с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года в размере 168 774 руб. 90 коп., а также о возложении обязанности установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки, не ниже минимального размера оплаты труда, у суда не имеется.
Довод истца о том, что на спорные правоотношения распространяется Решение Городской Думы Камчатского края от 28.08.2013 № 122-нд о гарантиях и компенсациях для лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, судом не принимается, поскольку основан на неверном понимании и толковании закона. Действие данного Решения распространяется на лиц, проживающих в Камчатском крае и работающих постоянно или временно в организациях, финансируемых из бюджета городского округа, тогда как истец работает в государственном бюджетном учреждение финансируемом из краевого бюджета Камчатского края.
Кроме того, истцом пропущен годичный срок на обращение в суд по требованию о взыскании заработной платы за март 2018 года.
Так, соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ (в редакции ФЗ N 272 от 03.07.2016г.) за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Исходя из статьи 392 ТК РФ, применительно к настоящему спору, начальным моментом течения срока обращения в суд является момент, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении трудовых прав, а именно: с того момента, когда работодатель ежемесячно, по мнению истца, в нарушение трудовых прав не выплачивал ему заработную плату.
Следовательно, начало течения срока обращения в суд необходимо исчислять каждый раз с того момента, когда истец в период с 01 марта 2018 года по 30 сентября 2018 года, с 01 ноября 2018 года по 31 марта 2019 года, не получая заработную плату за предыдущий месяц, ежемесячно должна была знать о нарушении его права.
Согласно штампу входящей корреспонденции Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, исковое заявление Поповой Е.А. поступило 30 апреля 2019 года.
Таким образом, истцом пропущен установленный статьей 392 ТК РФ срок на обращение в суд по требованию о взыскании заработной платы за март 2018 года.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. является производным от вышеприведенного требования, не установив нарушения прав истца, суд также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 01 ░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2018 ░░░░, ░ 01 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░ 31 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 168 774 ░░░░░ 90 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░