Решение по делу № 2а-9090/2019 от 07.10.2019

Дело а-9090/19                                                        13 декабря 2019 года

47RS0-33

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО6

с участием помощника Всеволожского городского прокурора ФИО7,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Участковой избирательной комиссии , Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области об отмене итогов голосования, об отмене решения об итогах голосования,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии , Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района <адрес>, в обоснование требований указав, что решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва.

Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была зарегистрирована кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ УИК №191 были установлены итоги голосования по Свердловским одномандатным избирательным округам .

ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия утвердила итоги голосования и определила результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Процесс голосования избирателей, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования были произведены с нарушениями закона, которые являются поводом для признания итогов голосования на УИК №191 по Свердловскому одномандатному избирательному округу незаконными, по основаниям п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Участковая избирательная комиссия проводила выборы, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования одновременно на пяти одномандатных округах в рамках одной избирательной компании, что запрещено законом.

В силу п.1 ст.27 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Нормой п.1 ст.19 указанного закона установлено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, они являются также участниками референдума.

Пункт 4 указанной статьи содержит императивную норму, указывающую, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов, из чего следует, что участковая избирательная комиссия должна осуществлять свою деятельность в пределах границ одного округа.

Однако указанное требование не было соблюдено, УИК №191 обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом. Суммирование списков избирателей, подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, подсчет голосов избирателей, комиссия проводила одновременно, что запрещено, за исключением совмещения выборов разного уровня. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, не возможно с очевидной степенью достоверности определить действительность итогов голосования по округам, волю избирателей.

Также, в силу п. «д» п.1 ст.29 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса главы местных администраций.

В период работы комиссии по подготовке ко дню голосования и в день голосования секретарем УИК являлся Свидетель №1 Указанное лицо исполняло полномочия главы местной администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В силу указанных норм закона, Свидетель №1 не мог быть членом УИК , ее секретарем, однако указанное лицо получал бюллетени для голосования в территориальной избирательной комиссии, расписывался в бюллетенях с целью их удостоверения от имени комиссии. При таких обстоятельствах, все бюллетени с подписью ФИО24 должны были быть признаны бюллетенями неустановленной формы по основаниям п.11 ст.68 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как не заверенные комиссией, поскольку в силу п.16 ст.63 ФЗ РФ, надлежащим заверением считается, когда на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии.

Членами избирательной комиссии УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэджем народных дружинников. Указанные лица в качестве присутствующих на участке не регистрировались, присутствовать при процедуре голосования избирателей не имели права, однако находились непосредственно у книг со списками избирателей и давали указания членам комиссии в каких случаях выдавать бюллетень с заранее проставленной отметкой. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административному истцу, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата по Свердловскому одномандатному избирательному округу вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.

Сведения о посторонних лицах, дававших указания членам комиссии подтверждаются статьей, вышедшей в СМИ «47 news» по электронному адресу в сети Интернет под названием «В поселке имени Свердлова ход избирательного процесса контролируют дружинники», также в статье имеются фотоснимки, наглядно иллюстрирующие процесс выдачи бюллетеня с отметками.

    Кем были заранее проставлены отметки в бюллетенях административному истцу не известно, однако, на столе у членов комиссии, административный истец видел стопку бюллетеней с отметками, в которой было не менее 100 бюллетеней, к концу дня указанная стопка бюллетеней исчезла.

    По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о значительных нарушениях закона, допущенных УИК №191 при подготовке и проведении голосования, установлении его итогов, которые привели к неверному установлению воли избирателей, а также нарушению права административного истца быть избранным.

    Ссылаясь на положения п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просила суд:

- отменить итоги голосования по избирательному участку №191 по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

    Протокольным Определением суда в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО9, Леноблизбирком.

    ФИО4 обратился в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии , Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был зарегистрирован кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ УИК были установлены итоги голосования по Свердловским одномандатным избирательным округам .

ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия утвердила итоги голосования и определила результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Процесс голосования избирателей, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования были произведены с нарушениями закона, которые являются поводом для признания итогов голосования на УИК по Свердловскому одномандатному избирательному округу незаконными, по основаниям п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Участковая избирательная комиссия проводила выборы, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования одновременно на пяти одномандатных округах в рамках одной избирательной компании, что запрещено законом.

В силу п.1 ст.27 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Нормой п.1 ст.19 указанного закона установлено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, они являются также участниками референдума.

Пункт 4 указанной статьи содержит императивную норму, указывающую, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов, из чего следует, что участковая избирательная комиссия должна осуществлять свою деятельность в пределах границ одного округа.

Однако указанное требование не было соблюдено, УИК №191 обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом. Суммирование списков избирателей, подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, подсчет голосов избирателей, комиссия проводила одновременно, что запрещено, за исключением совмещения выборов разного уровня. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, не возможно с очевидной степенью достоверности определить действительность итогов голосования по округам, волю избирателей.

Также, в силу п. «д» п.1 ст.29 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса главы местных администраций.

В период работы комиссии по подготовке ко дню голосования и в день голосования секретарем УИК являлся Свидетель №1 Указанное лицо исполняло полномочия главы местной администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В силу указанных норм закона, Свидетель №1 не мог быть членом УИК №191, ее секретарем, однако указанное лицо получал бюллетени для голосования в территориальной избирательной комиссии, расписывался в бюллетенях с целью их удостоверения от имени комиссии. При таких обстоятельствах, все бюллетени с подписью Свидетель №1 должны были быть признаны бюллетенями неустановленной формы по основаниям п.11 ст.68 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как не заверенные комиссией, поскольку в силу п.16 ст.63 ФЗ РФ, надлежащим заверением считается, когда на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии.

Членами избирательной комиссии УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэджем народных дружинников. Указанные лица в качестве присутствующих на участке не регистрировались, присутствовать при процедуре голосования избирателей не имели права, однако находились непосредственно у книг со списками избирателей и давали указания членам комиссии в каких случаях выдавать бюллетень с заранее проставленной отметкой. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административному истцу, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата по Свердловскому одномандатному избирательному округу ФИО21 вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.

Сведения о посторонних лицах, дававших указания членам комиссии подтверждаются статьей, вышедшей в СМИ «47 news» по электронному адресу в сети Интернет под названием «В поселке имени Свердлова ход избирательного процесса контролируют дружинники», также в статье имеются фотоснимки, наглядно иллюстрирующие процесс выдачи бюллетеня с отметками.

    Кем были заранее проставлены отметки в бюллетенях административному истцу не известно, однако, на столе у членов комиссии, административный истец видел стопку бюллетеней с отметками, в которой было не менее 100 бюллетеней, к концу дня указанная стопка бюллетеней исчезла.

    По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о значительных нарушениях закона, допущенных УИК №191 при подготовке и проведении голосования, установлении его итогов, которые привели к неверному установлению воли избирателей, а также нарушению права административного истца быть избранным.

    Ссылаясь на положения п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просил суд:

- отменить итоги голосования по избирательному участку по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

    Протокольным Определением суда в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО21, Леноблизбирком.

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии №191, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

Решение опубликовано ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована кандидатом в депутаты по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ УИК были установлены итоги голосования по Свердловским одномандатным избирательным округам .

ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия утвердила итоги голосования и определила результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Процесс голосования избирателей, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования были произведены с нарушениями закона, которые являются поводом для признания итогов голосования на УИК по Свердловскому одномандатному избирательному округу незаконными, по основаниям п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Участковая избирательная комиссия №191 проводила выборы, подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования одновременно на пяти одномандатных округах в рамках одной избирательной компании, что запрещено законом.

В силу п.1 ст.27 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с п.2 ст.19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Нормой п.1 ст.19 указанного закона установлено, что для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, они являются также участниками референдума.

Пункт 4 указанной статьи содержит императивную норму, указывающую, что границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов, из чего следует, что участковая избирательная комиссия должна осуществлять свою деятельность в пределах границ одного округа.

Однако указанное требование не было соблюдено, УИК №191 обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом. Суммирование списков избирателей, подсчет и гашение неиспользованных бюллетеней, подсчет голосов избирателей, комиссия проводила одновременно, что запрещено, за исключением совмещения выборов разного уровня. При таких обстоятельствах, по мнению административного истца, не возможно с очевидной степенью достоверности определить действительность итогов голосования по округам, волю избирателей.

Также, в силу п. «д» п.1 ст.29 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могут быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса главы местных администраций.

В период работы комиссии по подготовке ко дню голосования и в день голосования секретарем УИК являлся Свидетель №1 Указанное лицо исполняло полномочия главы местной администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В силу указанных норм закона, Свидетель №1 не мог быть членом УИК №191, ее секретарем, однако указанное лицо получал бюллетени для голосования в территориальной избирательной комиссии, расписывался в бюллетенях с целью их удостоверения от имени комиссии. При таких обстоятельствах, все бюллетени с подписью Свидетель №1 должны были быть признаны бюллетенями неустановленной формы по основаниям п.11 ст.68 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», как не заверенные комиссией, поскольку в силу п.16 ст.63 ФЗ РФ, надлежащим заверением считается, когда на лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии.

Членами избирательной комиссии УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэджем народных дружинников. Указанные лица в качестве присутствующих на участке не регистрировались, присутствовать при процедуре голосования избирателей не имели права, однако находились непосредственно у книг со списками избирателей и давали указания членам комиссии в каких случаях выдавать бюллетень с заранее проставленной отметкой. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административному истцу, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата по Свердловскому одномандатному избирательному округу вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.

Сведения о посторонних лицах, дававших указания членам комиссии подтверждаются статьей, вышедшей в СМИ «47 news» по электронному адресу в сети Интернет под названием «В поселке имени Свердлова ход избирательного процесса контролируют дружинники», также в статье имеются фотоснимки, наглядно иллюстрирующие процесс выдачи бюллетеня с отметками.

    Кем были заранее проставлены отметки в бюллетенях административному истцу не известно, однако, на столе у членов комиссии, административный истец видел стопку бюллетеней с отметками, в которой было не менее 100 бюллетеней, к концу дня указанная стопка бюллетеней исчезла.

    По мнению административного истца, указанные обстоятельства свидетельствуют о значительных нарушениях закона, допущенных УИК №191 при подготовке и проведении голосования, установлении его итогов, которые привели к неверному установлению воли избирателей, а также нарушению права административного истца быть избранным.

    Ссылаясь на положения п.1.2 ст.77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», административный истец просила суд:

- отменить решение участковой избирательной комиссии №191 об итогах голосования на избирательном участке №191 по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

    Протокольным Определением суда в предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО20, Леноблизбирком.

Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ административные дела по административным искам ФИО3 к ТИК ВМР, УИК об отмене итогов голосования, ФИО4 к ТИК ВМР, УИК об отмене итогов голосования, ФИО2 к ТИК ВМР, УИК об отмене решения УИК об отмене итогов голосования объедены в одно производство, административному делу присвоен а-9090/2019 (л.д.59-62 том 2).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к производству суда в порядке ст.46 КАС РФ приняты уточненные административные исковые заявления ФИО3, ФИО10, ФИО4 в части конкретизации доводов основания иска (л.д.63-77 том 2).

В настоящее судебное заседание административные истцы не явились, направили в суд своих представителей, которые административные исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в административных исках.

Представитель административных ответчиков Участковой избирательной комиссии №191, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области – Воробьев С.А. вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставил на усмотрение суда, представил письменные мотивированные отзывы на административные иски, в которых, в частности, указал следующее. Действительно, границы избирательного участка №191 охватывают границы 5 избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, однако Территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района посчитала, что территория избирательного участка №191 охватывает границы избирательных округов, не пересекая их, считая, что тем самым формально закон не нарушен. Территориальная избирательная комиссия признает, что создает неудобства для голосования избирателям, подсчета голосов и определения итогов голосования, наблюдения за избирательным процессом, однако не влияет на определение действительной воли избирателей. Также Территориальная избирательная комиссия подтверждает факт того, что секретарь избирательной комиссии Свидетель №1 с ДД.ММ.ГГГГ обладает полномочиями главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в соответствии с решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на запрет на назначение в состав членов комиссии лиц, с указанными полномочиями, закон не предписывает каких-либо действий, связанных с немедленным лишением его статуса члена комиссии. В адрес Территориальной избирательной комиссии поступали жалобы по данному факту, в том числе от кандидата ФИО2, ФИО12, избирателя ФИО13 Избирательной комиссией Ленинградской области было поручено провести проверку избирательных бюллетеней избирательных округов № на предмет наличия заверяющей подписи Свидетель №1, в ходе которой действительно установлено, что Свидетель №1 заверял избирательные бюллетени своей подписью. Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района не известны факты подкупа избирателей, либо о выдаче бюллетеней с заранее проставленными отметками. Относительно наличия бюллетеней с отметками за кандидатов, не выданных избирателям, пояснено следующее. ДД.ММ.ГГГГ вместе с протоколами об итогах голосования на УИК в Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района поступили заявления от председателя комиссии ФИО19 и заместителя председателя ФИО14, в которых они указывали на факт того, что неустановленными лицами были повреждены пломбы КОИБ и КОИБ . Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района на заседании ДД.ММ.ГГГГ было принято решение , согласно которому без отмены итогов голосования УИК провести повторный подсчет голосов избирателей. ДД.ММ.ГГГГ после извещения, предусмотренных законом лиц, членами Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с правом решающего голоса был проведен подсчет голосов избирателей. Данные подсчета сошлись с данными протокола КОИБ с УИК , протокол повторного подсчета не составлялся, данные о повторном подсчете голосов в систему ГАС Выборы не вносились, решение об итогах голосования принималось по протоколу, составленному УИК . В ходе повторного подсчета голосов членами комиссии отмечалось наличие бюллетеней с отметками избирателей в пачке с погашенными бюллетенями. Количество указанных бюллетеней не пересчитывалось. Указанные бюллетени были восприняты членами комиссии, как бюллетени для тестирования системы КОИБ, согласно инструкции о порядке использования комплексов обработки избирательных бюллетеней на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. Также в пачках бюллетеней, проголосованных избирателями, имелись бюллетени с подписью, сходной с подписью Свидетель №1 (том 1 л.д.33-34, 126-127, 229-230).

Заинтересованное лицо ФИО20, ее представитель административные исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению, по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д.26-28 том 2), в частности указав, что соглашается с позицией Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района, о том, что территория избирательного участка №191 охватывает границы избирательных округов, не пересекая их, тем самым положения ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не нарушены. Утверждение административного истца о нарушении подп. «д» п.1 ст.29 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не соответствует действительности, поскольку в законе членами комиссий не могут быть «выборные должностные лица», в то время как Свидетель №1 не избирался, а был назначен решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области временно исполнять обязанности главы администрации. Довод административного истца о том, что членами УИК №191 выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата, не подтверждено доказательствами, при этом при получении данной информации, административный истец должна была сообщить об этом в правоохранительные органы, данное обращение в материалах административного дела отсутствует.

Заинтересованное лицо ФИО21, его представитель административные исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по мотивам, тождественным мотивам, изложенным заинтересованным лицом ФИО20, представили письменный мотивированный отзыв по иску (л.д.182-184 том 1).

Заинтересованное лицо ФИО9, его представитель, возражали против удовлетворения административных исковых требований ФИО3, представили письменные возражения на административный иск (л.д.84-88 том 2), в котором, в частности указали следующее. На административного истца возложена обязанность доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается, а применительно к доводу о том, что в нарушение п.4 ст.19 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», граница избирательного участка №191 пересекает границы избирательных округов №; УИК может осуществлять избирательный процесс только на одном избирательном округе, в материалы административного дела, доказательств позиции административного истца не представлено. При этом правовая позиция ТИК ВМР и Леноблизбиркома не подтверждает пересечение границ избирательных округов с границей избирательного участка. Доводы обоих комиссий о неких неудобствах, не подтверждаются доказательствами и ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не квалифицируются как нарушение. Решением Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №17 от 05.09.2019 г. «О возложении временного исполнения полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на заместителя главы администрации по ЖКХ, ГО и ЧС – Свидетель №1, возложено временное исполнение полномочий главы администрации. Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 07.11.2019 г. в отношении администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, главой администрации является ФИО15 Таким образом, Свидетель №1 не являлся в избирательный период главой администрации, доказательств обратного стороной административного истца в суд не представлено, равно как и доказательств того, что исполняя обязанности, им было оказано давление на членов избирательной комиссии, которое привело бы к искажению волеизъявления граждан. На момент заверения бюллетеней, Свидетель №1 не был лишен статуса члена УИК, полномочия его не были прекращены, в связи с чем отсутствуют правовые основания полагать недействительными бюллетени, на которых имеется подпись Свидетель №1 При этом в материалы дела не представлено доказательств подкупа избирателей.

Представитель заинтересованного лица Леноблизбирком, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО16 представил суду письменные отзывы на административные иски, в которых указал следующее. Решением Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.04.2014 г. №08 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, утверждено 15 одномандатных избирательных округов. Границы избирательного участка №191 охватывают границы пяти избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. Согласно п.4 ст.19 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. В данном случае, отсутствует пересечение границ, поскольку территория избирательного участка №191 полностью включает в себя территорию пяти избирательных округов. Однако, с учетом развития института общественного наблюдения, которое предоставляет возможность наблюдения не только наблюдателям от кандидатов, общественных объединений, но и от Общественных палат присутствовать в день голосования на избирательном участке совмещение пяти округов на одном избирательном участке создает определенные неудобства для избирателей, кандидатов, наблюдателей и иных лиц, присутствующих в день голосования на избирательном участке №191. Решением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 назначен членом участковой избирательной комиссии избирательного участка №191 с правом решающего голоса. В день голосования ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Ленинградской области поступила информация о назначении Свидетель №1 исполняющим обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области. При проверке указанной информации, было установлено, что Свидетель №1 действительно назначен исполняющим обязанности главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ, но об указанных обстоятельствах, территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района не уведомил. В случае своевременного поступления заявления от Свидетель №1 о досрочном прекращении его полномочий, как члена комиссии с правом решающего голоса, в связи с назначением его исполняющим обязанности главы администрации, Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района с целью обеспечения компетентности, независимости и беспристрастности участковой избирательной комиссии избирательного участка , а также недопущения нарушения законодательства и исключения ситуации, связанной с конфликтом интересов, незамедлительно приняла бы решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии. Также, согласно информации, полученной из Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в комиссию поступили заявления от председателя ФИО19 и заместителя председателя ФИО14 участковой избирательной комиссии избирательного участка где было указано, что на КОИБ № и 2 повреждены пломбы, в связи с чем Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района было принято решение о проведении повторного подсчета голосов. Представители Избирательной комиссии <адрес> при проведении повторного подсчета голосов не присутствовали, соответственно, подтвердить или опровергнуть факт наличия среди погашенных избирательных бюллетеней, бюллетеней с отметками, не представляется возможным. Между тем, согласно информации, полученной из Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района в ходе повторного подсчета голосов членами Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района отмечалось наличие бюллетеней с отметками избирателей в пачке с погашенными бюллетенями, однако ими данные бюллетени не пересчитывались и не анализировались. При этом отмечено, что среди погашенных избирательных бюллетеней могут находиться возвращенные избирателями испорченные бюллетени, содержащие отметку напротив фамилии кандидата, в соответствии с пунктом 9 статьи 64 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член комиссии выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя, на испорченном бюллетене, членом комиссии с правом решающего голоса делается соответствующая запись и заверяется его подписью, а также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается. Также среди погашенных бюллетеней находятся заполненные бюллетени, которые использовались при проведении тренировки и тестирования КОИБ в соответствии с пунктами 3.1, 3.2 и 4.1 Инструкции. Данные бюллетени можно классифицировать согласно рисункам и приложения к Инструкции. В случае если в рамках рассмотрения административных исковых требований, административными истцами будут доказаны обстоятельства, что члены комиссии выдавали избирателям заполненные бюллетени, либо был организован контроль за волеизъявлением избирателей со стороны кандидатов или иных лиц, либо будут доказаны иные нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, при которых невозможно с достоверностью определить результат волеизъявления избирателей, с учетом небольшой разницы распределения голосов между кандидатами, включенными в избирательный бюллетень, в соответствии с подпунктом «б» пункта 1.2 статьи 77 ФЗ РФ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», требования административных истцов подлежат удовлетворению (том 1 л.д.64-68, 178-181, том 2 л.д.8-12).

При таких обстоятельствах, суд применительно к положениям ст.ст.150, 243 КАС РФ, приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, так как их явка не была признана судом обязательной.

Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО2 не подлежащими удовлетворению, допросив свидетелей, обозрев видеозапись, представленную стороной административного истца, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с положениями статьи 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор (часть 15).

Избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме (часть 16).

Согласно части 1 статьи 68 ФЗ от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления (ч.2 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ).

Частью 1 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Исходя из положений ч.5 ст.75, ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов при таких нарушениях избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По смыслу статей 46-52, 118, 120 и 123 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статей 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, суд как орган правосудия призван обеспечивать в судебном разбирательстве соблюдение требований, необходимых для вынесения правосудного, т.е. законного, обоснованного и справедливого решения по делу, и принимать меры к устранению препятствующих этому обстоятельств.

Основания для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, а также основания, по которым суд может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов установлены в п.п. 1.2, 2, 3 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 г. №8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15.01.2002 г. №1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Следовательно, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.

Материалами административного дела установлено, что решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области №12 от 19.06.2019 г. «О назначении выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва», назначены выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области» четвертого созыва на 08 сентября 2019 г.

Решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 21.06.2019 г. №175 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района», на период подготовки и проведения выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области возложены полномочия: окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №1 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №2 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №3 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №4 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №5 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №6 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №7 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №8 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №9 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №10 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №11 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №12 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №13 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №14 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района; окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа №15 на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального район.

Административный истец ФИО3 являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 15 минут 08.09.2019 г.

Сведения о поступивших жалобах – ноль (л.д.35 том 1).

Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.36-37 том 1).

Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №14 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признан ФИО9, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу ; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.36-37 том 1).

Административный истец ФИО21 являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу (л.д.123 том 1).

Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 55 минут 08.09.2019 г.

Сведения о поступивших жалобах – одна (л.д.139 том 1).

Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.128-129 том 1).

Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №11 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признан ФИО21, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу ; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.128-129 том 1).

Административный истец ФИО2 являлась зарегистрированным кандидатом в депутаты совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу .

Итоги голосования на УИК №191 оформлены протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку №191, протокол подписан одиннадцатью членами УИКа в 22 часа 29 минут 08.09.2019 г.

Сведения о поступивших жалобах – ноль (л.д.227 том 1).

Результаты выборов по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15 оформлены протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии от 10.09.2019 г., который подписан одиннадцатью членами ТИК ВМР в 23 часа 55 минут (л.д.226-226а том 1).

Из указанного протокола следует, что Территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии решила: в соответствии со статьей 70 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьей 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признаны выборы депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу №15 действительными; в соответствии с частью 2 статьи 74 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» признана ФИО20, получившая наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, избранным депутатом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловскому одномандатному избирательному округу ; сведений о количестве поступивших в территориальную избирательную комиссию с полномочиями окружной избирательной комиссии жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу – не указано (л.д.226-226а том 1).

В соответствии с п.п.«б», «в», «д» п.1.2 ст.77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Как следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11.06.2002 № 10-П и в Постановлении от 15.01.2002 по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования. При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей или воспрепятствовали ее адекватному отражению в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Таким образом, административный истец, ссылаясь на нарушение его избирательных прав, обязан представить суду доказательства нарушения проведения голосования и подсчета голосов избирателей, которые могут повлиять на установление действительной воли избирателей, в том числе в отношении него как кандидата в депутаты.

ФИО3, ФИО4, ФИО2, обратившись с настоящим административным иском в суд указывают на нарушение УИК положений п.1 ст.27, п.1 и п.4 ст.19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», указывая, что УИК обеспечивала избирательный процесс на 5 одномандатных округах, что не давало возможность кандидатам, наблюдателям, членам комиссии оценивать правильность процедуры голосования, определения наличия у избирателей активного избирательного права на округе, удостоверяться, что избирателю был выдан бюллетень именно с того округа, на котором он обладает активным избирательным правом.

Положениями пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено, что для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.

Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе, а для многомандатных избирательных округов - также количество мандатов, замещаемых в округе. Новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется не позднее чем за 80 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждают новую схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, при этом до утверждения представленной схемы избирательных округов указанный орган вправе вносить в нее поправки (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.04.2014 г. №08 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области утверждено 15 одномандатных избирательных округов (л.д.165-174 том 1).

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума образуются избирательные участки, участки референдума. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории, а в случае назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума они являются также участками референдума.

Избирательные участки, участки референдума образуются по согласованию с соответствующей территориальной комиссией главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения на основании данных о числе избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей, участников референдума на каждом участке. Избирательные участки, участки референдума образуются с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей, участников референдума. Перечень избирательных участков, участков референдума и их границы подлежат уточнению в порядке, предусмотренном для их образования, в случае, если по данным регистрации (учета) избирателей, участников референдума число избирателей, участников референдума на участке превысит три тысячи сто, либо в случае нарушения пункта 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области №55 от 16.01.2013 г. «Об образовании единых избирательных участков на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области для организации и проведения референдумов всех уровней» (в редакции постановления от 26.03.2019 г. №725), на территории муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района образовано четыре избирательных участка №№188, 189, 190, 191 (л.д.175-176 том 1).

Границы избирательного участка №191 охватывают границы пяти избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено и не отрицалось всеми участниками процесса то обстоятельство, что отсутствует пересечение границ избирательных округов, поскольку территория избирательного участка №191 полностью включает в себя территорию пяти избирательных округов.

Таким образом, нарушения требований пункта 1 статьи 18 и пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о чем указывают административные истцы, не было, поскольку в указанных нормах нет запрета объединять на одном избирательном участке два и более избирательных округа и границы избирательных участков не пересекали границы избирательных округов.

Также в обоснование административных исковых требований административные истцы указывают, что в нарушение подп. «д» п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в период работы комиссии по подготовке ко дню голосования и в день голосования, секретарем УИК являлся Свидетель №1, который исполнял полномочия главы местной администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в связи с чем, по основаниям п.11 ст.68 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все бюллетени с подписью Свидетель №1 должны были быть признаны бюллетенями неустановленной формы, как не заверенные комиссией.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть выборные должностные лица, а также главы местных администраций.

Из материалов настоящего административного дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 назначен членом участковой избирательной комиссии избирательного участка №191 с правом решающего голоса (секретарь УИК №191).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении временного исполнения полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области», возложено на заместителя главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по ЖКХ, ГО и ЧС – Свидетель №1 временное исполнение полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области; Свидетель №1 приступить к временному исполнению полномочий главы администрации с ДД.ММ.ГГГГ до дня назначения Советом депутатов четвертого созыва главы администрации по результатам конкурса на замещение должности главы администрации; установить, что в период, указанный в пункте 2 настоящего решения, временному исполняющему полномочия главы администрации Свидетель №1 денежное вознаграждение выплачивается в порядке и размере, предусмотренных для главы администрации (л.д.54 том 1).

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Свидетель №1 был допрошен судом в качестве свидетеля, в частности показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ стал временно исполняющим обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на этот день он являлся членом УИК , а именно секретарем УИК . Никакого давления на членов УИК он, как временно исполняющий обязанности главы администрации МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не оказывал, никаких действий по искажению действительной воли избирателей, не совершал.

Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля Свидетель №1 у суда не имеется, так как он предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по делу, о чем отобрана подписка свидетеля, которая приобщена к материалам настоящего административного дела.

Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию Ленинградской области, Территориальную комиссию Всеволожского муниципального района поступила информация о назначении Свидетель №1 исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, об указанных обстоятельствах Свидетель №1 Избирательную комиссию Ленинградской области, Территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района не уведомил.

Между тем, в силу пункта 8 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у Территориальной избирательной комиссии Ленинградской области отсутствовала обязанность по принятию незамедлительного решения о досрочном прекращении полномочий члена комиссии с правом решающего голоса Свидетель №1

При таких обстоятельствах, с учетом того, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств того, что в силу занимаемой должности с ДД.ММ.ГГГГ – временно исполняющий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> Свидетель №1 совершил какие-либо действия, направленные на изменение действительной воли избирателей, что нарушение ограничений, установленных подпунктом «д» пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в настоящем случае, не повлияло на результаты голосования.

Также в обоснование административных исковых требований административные истцы указывают, что членами УИК выдавались бюллетени с заранее проставленными отметками за кандидата. Указанные бюллетени выдавались лицам с явно низким социальным статусом, при этом конкретно какому лицу выдавать бюллетень с отметкой за кандидата указывали присутствовавшие на участке неустановленные лица с бэйджиком народных дружинников. Несколько жителей, проживающих на округе, сообщили административным истцам, что неизвестные лица, действовавшие от имени кандидата в депутаты, вручали им денежные средства, за то, чтобы они прибыли на избирательный участок, получили бюллетень для голосования и с отметкой за кандидата, опустили бы его в КОИБ.

В соответствии с положениями подп. «д» пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.

В обоснование доводов о подкупе избирателей стороной административного истца представлены суду показания свидетелей ФИО17, ФИО18, видеозапись.

Свидетель ФИО17 показал суду, что ДД.ММ.ГГГГ он от незнакомого мужчины получил 2000 рублей зато, что он опустил в КОИБ избирательный бюллетень с отметкой, полученный у этого незнакомого мужчины, а полученный на УИКе избирательный бюллетень отдал потом этому незнакомому мужчине, который ждал свидетеля на улице.

    Свидетель ФИО18 показала суду, что ДД.ММ.ГГГГ она присутствовала на УИК , так как ее мама являлась кандидатом в депутаты. За время нахождения на УИКе у свидетеля сложилось впечатление, что людей на УИК приводили за руку помощники кандидата ФИО21, этим людям платили деньги за то, что они голосуют, фактически данный факт признал кандидат в депутаты ФИО21

Из видеозаписи, представленной стороной административных истцов и просмотренной судом, какие-то неустановленные лица сообщают, что им передавали денежные средства для того, чтобы они голосовали.

Оценивая в совокупности показания свидетелей, просмотренную видеозапись суд приходит к выводу о том, что данные доказательства не свидетельствуют о подкупе избирателей, так как не содержат признаков подкупа применительно к положениям Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно положениям статьи 61 КАС РФ, обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Приведенные выводы не позволяют суду основывать свои суждения об имевших место нарушениях, их характере и значении для выборного процесса на основании утверждений административных истцов.

Вместе с тем даже с учетом названного довода, материалами административного дела не подтверждается невозможность с достоверностью определить действительную волю избирателей.

Суд находит, что в смысле избирательного законодательства, учитывая, что административные истцы являлись действующим кандидатами и имели объективную возможность контроля выборного процесса.

ФИО3, ФИО4, ФИО2 доказательств наличия бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей, не представили.

Таким образом, административными истцами не представлено относимых, допустимых и в своей совокупности достаточных доказательств тому, что голосование, подсчет голосов избирателей произведены с нарушениями, повлекшими искажение воли избирателей.

И, поскольку по смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установить действительную волю избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны были возникнуть только на основании внешних доказательств. Оснований полагать, что нарушения, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.

Исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, приведенных ранее, суд приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, судом не установлены, не могли привести к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.

При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным и следовать из обстоятельств дела. В рассмотренном случае, поскольку действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение не имеется.

Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, только исходя из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в совокупности с установленными обстоятельствами по делу, суд приходит к выводу об отсутствии бесспорных доказательств искажения воли избирателей при подведении итогов голосования в УИК , в связи с чем, административные исковые требования ФИО3, ФИО4, ФИО2 удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Участковой избирательной комиссии №191, Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области об отмене итогов голосования, об отмене решения об итогах голосования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

2а-9090/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузьмина Ольга Сергеевна
Всеволожский городской прокурор
Ответчики
Участковая избирательная комиссия № 191
ТИК Всеволожского муниципального района ЛО
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Береза София Витальевна
Дело на странице суда
vsevgorsud.lo.sudrf.ru
07.10.2019Регистрация административного искового заявления
07.10.2019Передача материалов судье
08.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.10.2019Предварительное судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее