Решение по делу № 2-171/2018 от 29.12.2017

№2-171/2018 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Баудер Е.В.,

при секретаре судебного заседания Вихрицкой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 28 февраля 2018 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах Руссу Натальи Викторовны, к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании принять на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья,

установил:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара, действуя в интересах Руссу Н.В., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» об обязании принять на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Эжвинского района г. Сыктывкара проведена проверка по обращению Руссу Н.В., в ходе которой установлено, что последняя обратилась в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о принятии ее на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Семья Руссу Н.В. состоит из 5 человек (включая трех несовершеннолетних детей), зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу ..., общая площадь жилого помещения составляет 26,10 кв.м. В собственности супруга Руссу Н.В. - В. имеется жилое помещение по адресу ..., общей площадью 11,6 кв.м. В собственности детей Руссу Н.В. – Р., К. имеется по 1/5 доли в праве собственности жилого помещения по адресу ..., общей площадью 42,86 кв.м. Распоряжением руководителя администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** Руссу Н.В. отказано в постановке на учет по тому основанию, что суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Руссу Н.В. и членам ее семьи, составляет 54,84 кв.м, 10,97 кв.м. - на каждого члена семьи, что больше учетной нормы, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар» в размере 10,5 кв.м. Вместе с тем, жилые дома по адресу ..., по адресу ..., в установленном законом порядке признаны непригодными для проживания и подлежащими сносу. При таких обстоятельствах, включение в суммарную общую площадь данных жилых помещений для определения нуждаемости в жилом помещении и принятии Руссу Н.В. на учет в качестве имеющей право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий является необоснованным. В расчете в данном случае должна учитываться только площадь жилого помещения, расположенного по адресу .... Вследствие чего, с учетом количества проживающих в данном жилом помещении на каждого члена семьи Руссу Н.В. приходится 3,42 кв.м, что составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории МО ГО «Сыктывкар». Таким образом, учитывая, что дальнейшее использование вышеуказанных жилых помещений по их целевому назначению невозможно, собственники имеют право на предоставление иного жилого помещения или выкуп аварийного жилья, однако до настоящего времени данный вопрос администрацией Эжвинского района МО ГО Сыктывкар» и собственниками жилого дома не разрешен, Руссу Н.В. имеет право состоять на учете на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Руссу В.С., представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, при надлежащем извещении в судебное заседание не явились. Последним представлен отзыв на исковое заявление, в котором приведены возражения на исковые требования, а так же содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании Орлова Е.А., действующая по поручению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, на иске настаивала.

Руссу Н.В., привлеченная судом к участию в деле в качестве истца, с иском согласилась.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Брызгунова О.Ф., действующая на основании доверенности, выразила несогласие с иском. Указала, что Руссу Н.В. обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет по категории «семьи, имеющие трех и более детей». Вопрос о принятии граждан на рассматриваемый учет подлежит разрешению относительно той категории, которую лицо указало в своем заявлении. В соответствии с указанной в заявлении категории ответчиком произведена проверка наличия предусмотренных Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» оснований для постановки семьи Руссу Н.В. на учет для получения социальной выплаты. Поскольку предоставление указанной выплаты носит заявительный характер, объем и содержание документов, которые должен предоставить заявитель, зависит от выбранной им категории, ответчик не вправе осуществлять проверку наличия иных оснований, не указанных в заявлении. В ходе проверки выявлено наличие в собственности заявителя и членов ее семьи жилых помещений, общая суммарная площадь которых свидетельствовала об обеспеченности данных граждан жильем на одного члена семьи более учетной нормы. Приведенным Законом предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Исключение из данного подсчета площади жилых помещений, признанных непригодными для проживания, действующее законодательство не предусматривает. Кроме того, на момент обращения **.**.** Руссу Н.В. с заявлением в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» жилой дом по адресу ..., в котором расположена принадлежащая супругу истца - В. квартира, не был признан непригодным (соответствующее распоряжение издано позже - **.**.**). В исковом заявлении прокурор утверждает о наличии у Руссу Н.В. права состоять на учете по категории «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде». Между тем, Руссу Н.В. не обращалась к ответчику с заявлением о постановке на учет по данной категории, соответственно, данное обстоятельство не подлежало проверке при рассмотрении ее заявления.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

**.**.** Руссу Н.В. обратилась в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей». В качестве членом своей семьи указала супруга В., детей Р., **.**.**, К., **.**.** г.р., Т., **.**.** г.р. В заявлении Руссу Н.В. указала, что в собственности члена ее семьи находится жилое помещение по адресу .... К заявлению приложены документы: копии паспортов совершеннолетних членов семьи, свидетельств о заключении брака, рождении несовершеннолетних детей, свидетельства о регистрации праве собственности В. на жилое помещение по адресу ..., справка о составе семьи по адресу ..., справка БТИ об отсутствии объектов недвижимости, согласие на обработку персональных данных, удостоверения многодетной семьи; распоряжение главы администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**, которым жилой по адресу ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

**.**.** состоялось заседание жилищной комиссии администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» по рассмотрению документов граждан, подавших заявления на получение социальных выплат из республиканского бюджета Республики Коми.

Распоряжением главы администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** Руссу Н.В. отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, основании пп. 2 п. 13 ст. 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей», поскольку представлены документы, которые не подтверждают право на получение социальной выплаты.

В ответе от **.**.** администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» Руссу Н.В. разъяснено, что в соответствии с названным распоряжением в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей» ей отказано на основании пп. 2 п. 13 ст. 2 Закона по тому основанию, что в собственности члена семьи заявителя – В. находится жилое помещение по адресу ..., общей площадью 11,69 кв.м. Кроме того, в общей долевой собственности Руссу Н.В., В. и их несовершеннолетних детей Р., К. находится жилое помещение общей площадью 26,1 кв.м по адресу ... (по 1/4 доли в праве собственности у каждого); в общей долевой собственности К. и Р. находится жилое помещение общей площадью 42,86 кв.м по адресу ... (по 1/5 доли в праве собственности). Таким образом, исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, заявитель не отвечает критериям обеспеченности жилым помещением, поскольку на одного члена его семьи приходится 10,97 кв.м, что более учетной нормы.

**.**.** Руссу Н.В. обратилась к прокурору Эжвинского района г.Сыктывкара с заявлением о нарушении ее прав действиями ответчика, выразившихся в отказе в постановке на учет в рамках Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса РФ установление правоотношений сторон относится к задачам суда.

В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» дано разъяснение о том, что при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.

По существу заявленные прокурором требования сводятся к признанию за Руссу Н.В. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», возложении на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанность принять истца в составе семьи из пяти человек на учет граждан на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий на основании ее заявления от **.**.**.

Конституция РФ, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище, возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья в Республике Коми, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство и приобретение жилья» (далее - Закон).

Согласно абз. 2 п. 2 Постановления Правительства Республики Коми от 20.02.2007 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» постановка на учет граждан осуществляется органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми в соответствии с Законом Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее - органы местного самоуправления).

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 58 Устава МО ГО «Сыктывкар» к исполнительно-распорядительным полномочиям администрации Эжвинского района по решению вопросов местного значения на территории Эжвинского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, бытового и торгового обслуживания населения, предпринимательства и сельского хозяйства, осуществление в порядке, предусмотренном законодательством, и в соответствии с муниципальными правовыми актами, постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий малоимущих граждан и граждан, имеющих право на получение субсидий на строительство или приобретение жилья, в соответствии с законодательством и в пределах средств, предусмотренных сметой доходов и расходов Эжвинского района.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее - Закон) право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют, в том числе, следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (далее - граждане): состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган): лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» непригодными для проживания; семьи, имеющие трех и более детей.

Согласно ст. 2 приведенного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.

В п. 3 ст. 2 Закона перечислены основания, по которым граждане, относящиеся к категориям, предусмотренным статьей 1 приведенного Закона, признаются имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В частности, к таковым относятся, в том числе, граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и признанном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 непригодным для проживания.

В соответствии с п. 3(1) ст. 2 Закона при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По смыслу приведенной нормы, общая площадь принадлежащих заявителям на праве собственности жилых помещений подлежит учету только в отношении граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а так же граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, устанавливаемый в соответствии с федеральным законодательством, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, указанных в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, с приложением, в том числе, письменного обязательства заявителя и совершеннолетних членов его семьи, претендующих на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, о безвозмездном отчуждении в установленном порядке жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) в собственности заявителя и членов его семьи, либо о расторжении в установленном порядке договора социального найма жилого помещения (жилых помещений) или договора найма жилого помещения (жилых помещений) жилищного фонда социального использования и об освобождении занимаемого (занимаемых) жилого помещения (жилых помещений) в следующих случаях:

а) заявитель и члены его семьи изъявили желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий на весь состав семьи в размере, определяемом исходя из размера социальной нормы общей площади жилья, установленной подпунктами "а" - "в" пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, и приняли обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося (находящихся) в собственности заявителя и совершеннолетних членов его семьи жилого помещения (жилых помещений) без установленных обременений в муниципальную собственность или о расторжении договора социального найма жилого помещения (жилых помещений) или договора найма жилого помещения (жилых помещений) жилищного фонда социального использования и об освобождении занимаемого (занимаемых) жилого помещения (жилых помещений);

б) жилое помещение (жилые помещения), находящееся (находящиеся) в собственности заявителя и членов его семьи или нанимаемое (нанимаемые) заявителем и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования:

находится (находятся) в ветхом и аварийном жилищном фонде, не отвечает (не отвечают) установленным для жилых помещений требованиям и признано (признаны) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 непригодным (непригодными) для проживания;

находится (находятся) на территории населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке;

находится (находятся) на территориях поселков сельского типа с подчиненными им территориями и расположено (расположены) в зоне разрушения берегов рек на указанных территориях;

утрачено (утрачены) в результате пожара или чрезвычайной ситуации и не подлежит (не подлежат) капитальному ремонту или реконструкции.

Письменное обязательство, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не оформляется в случае, когда заявитель и члены его семьи изъявили желание получить социальную выплату на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий на весь состав семьи в размере, определяемом как разница между размером социальной нормы общей площади жилья, установленной подпунктами "а" - "в" пункта 1 статьи 4 настоящего Закона, и общей площадью жилого помещения (жилых помещений), находящегося (находящихся) в собственности заявителя и членов его семьи или нанимаемого (нанимаемых) заявителем и членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилого помещения (жилых помещений) жилищного фонда социального использования:

не находящегося (не находящихся) в ветхом и аварийном жилищном фонде, отвечающего (отвечающих) установленным для жилых помещений требованиям и признанного (признанных) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 непригодным (непригодными) для проживания;

не находящегося (не находящихся) на территории населенных пунктов, закрывающихся в установленном законодательством порядке;

не расположенного (не расположенных) в зоне разрушения берегов рек на территориях поселков сельского типа с подчиненными им территориями.

Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня регистрации запроса осуществляет проверку соответствия представленных гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона, запросов и документов перечню документов, определенных частями 4, 4(1), 6 и 6(2) настоящей статьи (п. 9 ст. 2 Закона).

В случае представления гражданами, указанными в статье 1 настоящего Закона, запросов и документов, определенных в части 4 либо части 6 настоящей статьи, уполномоченный орган направляет соответствующие запросы (п. 9(1) ст. 2 Закона).

По результатам рассмотрения запросов граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и документов, указанных в частях 4, 4(1), 6, 6(2) и 9(1) настоящей статьи, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (п. 10 ст. 2 Закона).

Датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается: для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с приложением документов, указанных в части 4 настоящей статьи. Граждане, подавшие запросы о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья в один и тот же день, принимаются на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по настоящему Закону в порядке очередности подачи запросов (п. 11 ст. 2 Закона).

Согласно п. 13 ст. 2 Закона уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет, в том числе, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Из ответа администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» от **.**.** следует, и не оспаривается стороной ответчика, что причиной отказа Руссу Н.В. в постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий послужило то обстоятельство, что исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности заявителя и членов ее семьи, заявитель не может быть признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, поскольку на одного члена семьи заявителя приходится 10,97 кв.м, что более учетной нормы, т.е. в отношении Руссу Н.В. не установлено наличие условия, для постановки на учет, предусмотренного пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

Анализ приведенных положений Закона позволяет сделать вывод о том, что гражданин, относящийся к категории граждан, указанной в ст. 1 Закона, вправе обратиться в орган местного самоуправления с соответствующим запросом о принятии на учет. Последний, в свою очередь, на основании представленных заявителем и уполномоченными органами документов, осуществляет проверку предусмотренных п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» оснований для признания права заявителя на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

При этом право граждан на получение рассматриваемой выплаты связано с наличием совокупности таких условий, как отнесение к категории граждан, указанной в ст. 1 Закона, а также наличие нуждаемости в улучшении жилищных условия по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 2 Закона.

Соблюдение указанных принципов применительно к регламентации порядка рассмотрения вопросов о праве граждан на получение социальных выплат, означает недопустимость принятия решений о признании гражданина ненуждающимся в улучшении жилищных условий при наличии к этому объективных оснований. Решение об ограничении прав граждан должно отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, быть объективно оправданным, обоснованным и преследовать конституционно значимые цели.

Вопреки требованиям приведенных положений Закона по результатам рассмотрения заявления Руссу Н.В. от **.**.** с приложенными к нему документами вывод об отсутствии у заявителя права на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, сделан администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» лишь на основании отсутствия условия, предусмотренного пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона. Наличие же иных предусмотренных п. 3 ст. 2 Закона условий, в том числе, проживание в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям и признанном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 непригодным для проживания (пп. 3 п. 3 ст. 2 Закона), ответчиком не проверялось.

Между тем, по делу установлено, что как на момент обращения Руссу Н.В. в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» **.**.**, так и в настоящее время ее семья имеет трех детей. Руссу Н.В. и члены ее семьи - супруг В., дети Р., **.**.**, К., **.**.** г.р., Т., **.**.** г.р., зарегистрированы и проживают по адресу .... Данное жилое помещение общей площадью 26,1 кв.м принадлежит Руссу Н.В., В., Р., К. на праве общей долевой собственности (по 1/4 доле в праве собственности, регистрация права собственности от **.**.**). При этом распоряжением главы администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** жилой дом по адресу ... признан аварийным и подлежащим сносу. Жилой дом по адресу ..., в котором расположена принадлежащая Руссу В.С. на праве единоличной собственности квартира №... общей площадью 11,6 кв.м (регистрация права собственности от **.**.**), распоряжением главы администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, в общей долевой собственности К. и Р. находится жилое помещение – квартира общей площадью 42,86 кв. м по адресу ... (по 1/5 доли в праве собственности).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что как на момент обращения к ответчику **.**.**, так и на момент рассмотрения судом настоящего дела, Руссу Н.В. с составом семьи из пяти человек, включая супруга В., детей Р., **.**.**, К., **.**.** г.р., Т., **.**.** г.р., обладает правом на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», поскольку семья истца, имеющая трех детей, проживает в жилом помещении, расположенном в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу. Кроме того, Руссу Н.В. и члены ее семьи обеспечены жилыми помещениями менее установленной учетной нормы.

По убеждению суда, площадь жилого помещения, расположенного в доме по адресу ..., признанном в установленном порядке аварийном и подлежащим сносу, не подлежала суммарному учету при определении уровня обеспеченности истца и членов ее семьи жилыми помещениями, поскольку в соответствии с п. 3(1) ст. 2 Закона суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности граждан, подлежат учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в отношении граждан, указанных в пунктах 2 и 4 части 3 настоящей статьи, т.е. в отношении граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а так же граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, устанавливаемый в соответствии с федеральным законодательством, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Часть 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Между тем, в силу п. 1 ст. 2 Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий.

По смыслу положений Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» проверка обеспеченности гражданина, обратившегося с заявлением о постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, жилыми помещениями производится с целью исключения случаев неосновательного обогащения.

При подаче Руссу Н.В. заявления о постановке на учет **.**.** она и члены ее семьи, равно как и на момент рассмотрения дела, являются собственниками иных жилых помещений. Однако данное обстоятельство не могло привести и не привело к неосновательному обогащению истца и членов ее семьи, поскольку на момент обращения истца в администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» жилой дом по адресу ..., в котором расположена принадлежащая истцу и членам ее семьи квартира, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу, т.е. данное жилое помещение как на момент принятия ответчиком решения об отказе истцу в постановке на рассматриваемый учет, так и на момент рассмотрения дела судом жилым помещением в понимании п. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, т.е. жилым помещением, пригодным для постоянного проживания, не является.

Таким образом, поскольку на момент обращения к ответчику **.**.** с рассматриваемым заявлением истец со своей семьей проживает в квартире, расположенной в аварийном многоквартирном доме, положения ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, п. 3(1) ст. 2 Закона не подлежали применению ответчиком при рассмотрении ее заявления в отношении жилого помещения, расположенного по адресу ..., т.е. общая площадь данного жилого помещения не подлежала учету при определении обеспеченности граждан жилыми помещениями. Таким образом, на момент обращения истца к ответчику **.**.** обеспеченность общей площадью жилого помещения составляла 5,7 кв.м на одного члена семьи истца (исходя из расчета: (11,6 + 42,86/5х2)/5), что менее учетной нормы, установленной Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения», которая составляет 10,5 кв. м.

При этом, суммарная общая площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности Руссу Н.В. и членов ее семьи на момент рассмотрения дела, подлежащих учету (т.е. за исключением площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах по адресу ... и по адресу ..., признанных аварийными и подлежащим сносу), составляет 17,14 кв. м (42,86/5х2). Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца составляет 3,4 кв.м (17,14/5), что менее установленной Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 № 20/11-282 учетной нормы.

Проанализировав представленные доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, установив вышеизложенные обстоятельства, суд приходит выводу о том, что истец Руссу Н.В. с составом семьи их пяти человек, включая супруга В., детей Р., **.**.**, К., **.**.** г.р., Т., **.**.** г.р., обладает правом на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в соответствии с пп. «г» п. 1 ст. 1, п. 1, пп.1, 3 п. 3 ст. 2 Закона Республики Коми № 30-Р3 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», а равно подлежит постановке на учет граждан на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства, т.е. в администрации Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар», с даты подачи запроса о принятии на учет.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, действующего в интересах Руссу Натальи Викторовны, удовлетворить.

Возложить на администрацию Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар» обязанность принять Руссу Наталью Викторовну с составом семьи из пяти человек, включая супруга В., детей Р., **.**.** года рождения, К., **.**.** года рождения, Т., **.**.** года рождения, на учет в качестве имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) на строительство или приобретение жилья в соответствии с Законом Республики Коми № 30-Р3 от 05.04.2005 «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «семьи, имеющие трех и более детей» с датой постановки на учет **.**.**.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2018.

Судья Е.В. Баудер

2-171/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Эжвинского района
Руссу Н.В.
Руссу Наталья Викторовна
Ответчики
Администрация Эжвинского района
Другие
Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми
Суд
Эжвинский районный суд г. Сыктывкар Республики Коми
Дело на странице суда
ejvasud.komi.sudrf.ru
29.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.12.2017Передача материалов судье
29.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2018Судебное заседание
27.02.2018Судебное заседание
28.02.2018Судебное заседание
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
28.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее