Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
3 февраля 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Цыдендоржиевой Т.Е., помощнике Лубсановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-381/2020 по иску Токаревой Натальи Ивановны к Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ о признании пользования жилым помещением
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с иском к Администрации г.Улан-Удэ, Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, Токарева Н.И. просила признать за ней право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ..., кВ.34.
В обоснование иска указывала, что она с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени постоянно проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: .... В данное помещение была вселена комендантом общежития, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. Оплачивает за коммунальные услуги. Несмотря на отсутствие ордера или письменного договора найма жилого помещения, жилищные правоотношения между сторонами возникли, поскольку она была вселена с согласия коменданта, на правах нанимателя пользовалась правами и несла обязанности по пользованию жилым помещением, обеспечивала его сохранность, поддерживала надлежащее состояние жилого помещения, производила его ремонт. В связи с чем, просит признать за нею право пользования жилым помещением.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Советского района г.Улан-Удэ.
В судебном заседании истец Токарева Н.И. исковые требования поддержала. Пояснила, что общежитие принадлежало МП ЖКХ п.Заречный. Она работником указанной организации не являлась. В 2001 г. она переехала в г.Улан-Удэ из ... РБ в связи с назначением ее на новую должность, до указанного времени периодически приезжала в г.Улан-Удэ по работе и проживала в спорном жилом помещении. Регистрация по месту жительства производилась комендантом общежития.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ, Администрации Советского района г.Улан-Удэ Аюшеева Д.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требования, указывая на отсутствие законных оснований вселения Токаревой Н.И. в спорное жилое помещение.
Представитель Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ Тапхарова И.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проживает и с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства – .... Указанное обстоятельство следует из - представленного суду паспорта истца Токаревой Н.И. с отметкой о её регистрации по указанному месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ; представленных финансовых лицевых счетов и из пояснений допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО7 подтверждавшего, что истец постоянно проживает в комнате в указанном доме.
Далее, судом установлено, что по сведениям ГБУ РБ «Агентство развития жилищного строительства, коммунального комплекса и энергоэффективности Республики Бурятия», по данным технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ объект капитального строительства, расположенный по адресу: ..., в графе субъект права значится – МП ЖКХ п.Заречный.
Согласно данным ЕГРЮЛ МУП ЖКХ п. Заречный г.Улан-Удэ 09.12.2003 прекратило свою деятельность путем реорганизации, правопреемник – МУП «Соколовское». В свою очередь, МУП «Соколовское» прекратило свою деятельность по решению суда 08.04.2005, правопреемники отсутствуют.
В силу ст. 109 Жилищного кодекса РСФСР - для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Согласно п. 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР N 328 от 11 августа 1988 года, жилая площадь в общежитии предоставляется рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии.
В силу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 апреля 2011 года N 4-П, государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, ограничения же конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц. Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), независимо от того, сохранились или нет документы, подтверждающие законность вселения, с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.
Согласно п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов.
В п. 1 Приложения 3 к указанному Постановлению установлено, что к объектам, относящимся к муниципальной собственности, относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов - жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации" N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из Обзора законодательства и судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 года (ответ на вопрос N 20) следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Из буквального смысла ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, с момента вступления в силу названного Федерального закона утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Следовательно, граждане, занимающие такие жилые помещения, с момента вступления в силу указанного Федерального закона приобретают в отношении данных жилых помещений все права и обязанности, предусмотренные для нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, расположенное по адресу: ... состоит в реестре муниципального имущества.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно ч. 1 ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Судом установлено, что жилой дом по адресу: ..., утратил статус общежития в силу прямого указания закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Вместе с тем, истцом Токаревой Н.И. не представлено доказательств, что она вселена в спорное жилое помещение, использовавшееся в качестве общежития, до передачи его в собственность города Улан-Удэ на законном основании.
Согласно пояснений Токаревой Н.И. она в трудовых отношениях ни с МУП ЖКХ п. Заречный г.Улан-Удэ, ни с МУП «Соколовское» не состояла.
Пояснить, какие документы представлялись для постановки на регистрационный учет по указанному адресу, затруднилась, указав, что данным вопросом занималась комендант общежития.
Тем самым, какие-либо законные основания для вселения Токаревой Н.И. в жилое помещении отсутствовали.
Кроме того, у суда отсутствуют основания прийти к выводу, что между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма, поскольку данное помещение единственным жильем Токаревой Н.И. не является.
Так, согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра по РБ Токарева Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью ... кв.м. и жилого помещения площадью ... кв.м., расположенных по адресу: ... ....
При таких обстоятельствах, учитывая назначение муниципального жилищного фонда для определенных категорий граждан, нуждающихся в жилом помещении, принимая во внимание отсутствие доказательств законности вселения Токаревой Н.И. в спорное жилое помещение и наличие у нее в собственности иного жилого помещения, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░-░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07.02.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░