Решение по делу № 33-1673/2017 от 27.04.2017

Дело № 33-1673/2017 Судья – Семенуха Т.Б.

                             

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Севастополь 05 июня 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Радовиля В.Л. и Ефимовой В.А.,

при секретаре судебного заседания Ковалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платонова Р.А. к Департаменту капитального строительства города Севастополя и Департаменту образования города Севастополя о предоставлении жилья вне очереди, по апелляционной жалобе Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 марта 2017 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Радовиля В.Л., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Платонов Р.А. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя и Департаменту образования города Севастополя о предоставлении вне очереди жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей, был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список лиц, имеющих право внеочередного получения жилой площади по категории «дети-сироты». До настоящего времени жилье не предоставлено, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 марта 2017 года на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность предоставить Платонову Р.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя жилое помещение специализированного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В апелляционной жалобе Департамент капитального строительства города Севастополя ставит вопрос об отмене указанного решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя № 111 от 11 сентября 2015 года Платонов Р.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, с датой включения в список 15 декабря 2011 года.

По состоянию на 01 января 2016 года очередность в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица из числа, подлежащих обеспечению жилым помещением, Платонова Р.А. составляет 153. На основании изложенного апеллянт указывает, что предоставление истцу жилого помещения вне очереди повлечет нарушение прав лиц, по такой же категории которые раньше были поставлены на учет, и уже длительное время дожидаются реализации своего права на жилье.

Судебной коллегией по гражданским делам Севастопольского городского суда дело рассмотрено в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Департамента образования города Севастополя и Департамента капитального строительства города Севастополя, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела соответствующие уведомления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что имеются следующие основания для отмены решения суда первой инстанции.

Как усматривается из материалов дела, Платонов Р.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Департамента труда и социальной защиты от 11 сентября 2015 года № 111 Платонов Р.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями согласно положениям Федерального закона № 159 от 21 декабря 1996 года с датой включения в список 15 декабря 2011 года.

Согласно ответу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 08 февраля 2016 года по состоянию на 01 января 2016 года очередность в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, Платонова Р.А. находится под № 153.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статями 92 и 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом города Севастополя № 112-ЗС от 09 февраля 2015 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» и исходил из того, что истцом предоставлены доказательства обстоятельств, служащих основанием для обеспечения его жилым помещением по договору найма специализированного жилья. Также суд указал, что законодательством не предусмотрено установление очередности внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма указанной категории лиц. Формирование указанного списка означает констатацию уполномоченным органом наличия оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения и имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования.

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда находит, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 26.1 этого же Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гарантии обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены и реализуются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) и Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-Ф детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с законодательством, подлежащим применению к спорным правоотношениям, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены обязательства по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, создание специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории, а также формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории города Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, достигших 18-летнего возраста, указанных в абзаце первом настоящей части, жилые помещения предоставляются им по окончании обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, срока пребывания в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном федеральным законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после получения профессионального образования, либо после прохождения военной службы по призыву, либо после отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).

Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Законе № 159-ФЗ и указанном Законе города Севастополя обстоятельств.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС, сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти города Севастополя, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя и о заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 4).

При этом в силу части 7 указанной статьи Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС в случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде города Севастополя на период до предоставления в установленном порядке жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обеспечивает временное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством города Севастополя.

В соответствии со статьей 9 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) формируется уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства на основании заявление законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о включении детей в список, в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Севастополя оснований для предоставления указанным детям жилых помещений. К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Севастополя (часть 1).

Уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении либо об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список (части 2, 3).

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список (часть 7).

Из анализа приведенных норм законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в их взаимосвязи следует, что обращение законного представителя ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заключение договора найма специализированного жилого помещения должно осуществляться с таким гражданам в последовательности, определяемой датой принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список.

Судебная коллегия, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагает, что установленный порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями не исключает установление очередности заключения договоров найма специализированного жилого помещения, что – при условии соблюдения указанной последовательности – согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае право на получение жилья в равной степени имеют все лица, включенные в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а внеочередное или первоочередное обеспечение жильем законодательством не предусмотрено.

Постанавливая оспариваемое решение, суд первой инстанции не принял во внимание права иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенных в список для получения жилья в городе Севастополе ранее, принятия соответствующего решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в отношении истца по данному вопросу.

Следовательно, право истца на обеспечение жильем должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Севастополе.

При этом судебная коллегия отмечает, что данная правовая позиция не свидетельствует о нарушении жилищных прав истца, в виду того, что в соответствии с частью 7 статьи 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС, в том случае, если свободные жилые помещения жилищном фонде города Севастополя, отсутствуют, то до предоставления в установленном порядке жилых помещений, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, обеспечивает временное проживание лиц указанной категории, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством города Севастополя.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований истца, ввиду того, что возложение на ответчика обязанности предоставить Платонову Р.А. жилое помещение вне очереди действующим законодательством не предусмотрено и влечет нарушение конституционных прав иных лиц, также состоящих в списке на предоставление жилья.

Таким образом, допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными и повлияли на исход дела, в связи с чем, решение Нахимовского районного суда города Севастополя подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Платонову Р.А. в удовлетворении заявленных им исковых требований.

Руководствуясь статьями 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 09 марта 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым Платонову Р.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту капитального строительства города Севастополя и Департаменту образования города Севастополя о предоставлении жилого помещения вне очереди отказать.

Председательствующий: Ж.В. Григорова

Судьи: В.А.Ефимова

В.Л. Радовиль

33-1673/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Радовиль Вячеслав Леонидович
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
05.06.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее