Административное дело № 2-4199/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 10 апреля 2018 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,
при секретаре Бакалейниковой М.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева Владимира Александровича к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска о признании незаконным решения об отказе предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Алексеев В.А. обратился в суд с административным иском к ДМИЗО администрации г. Красноярска о признании с учетом уточнений незаконным решения ДМИЗО администрации г. Красноярска от 07.12.2017 № А-19417 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. ФИО6, № 1 «Г», стр. 11, бокс № 3; а также о возложении на ДМИЗО администрации г. Красноярска обязанности по предварительному согласованию предоставления данного земельного участка и утверждению схемы его расположения на кадастровом плане территории в соответствии с координатами характерных точек границ согласно представленной схеме.
Требования мотивировал тем, что он является собственником гаража, расположенного по указанному выше адресу. С целью оформления прав на земельный участок, расположенный под гаражом, обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка и об утверждении схемы его расположения, в чем ему было отказано в связи с несоответствием испрашиваемого земельного участка территориальным зонам и утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации положению об особо охраняемой территории. Полагает отказ незаконным, поскольку земельный участок расположен непосредственно под гаражом, построенном в 1985 году, т.е. на момент приобретения гаража проект планировки и Правила землепользования от 07.07.2015 отсутствовали, в связи с чем отказ в утверждении схемы земельного участка нарушает права административного истца на предоставление земельного участка, расположенного под принадлежащим ему объектом недвижимости.
Административный истец Алексеев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении процесса не просил.
В судебное заседание представитель административного соответчика ДМИЗО администрации г. Красноярска не явился, о времени и месте его проведения извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и не просивших об отложении процесса.
Выслушав участников процесса, изучив административный иск, возражения, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен один из основных принципов земельного законодательства: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.14 ЗК РФ предусмотрено:
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"…;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Согласно же п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Исходя из ч. 8 указанной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 4 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании договора купли-продажи от 22.05.2017 Алексеев В.А. является собственником гаражного бокса № 3, площадью 17 кв.м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. ФИО7, 1 «Г», стр. 11, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.06.2017.
Исходя из акта рабочей комиссии от 26.04.2012, архивной выписки от 04.12.2006, выписки из ЕГРОКС от 14.03.2007, указанный гараж был выстроен в 1985 году на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 01.07.1980 № 309 о резервировании и отводе земельного участка в комплексе с существующими гаражами под строительство индивидуальных гаражей.
С целью оформления прав на распложенный под указанным гаражом земельный участок кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 19 кв.м, отражающая расположение земельного участка в фактически существующих границах, необходимых для обслуживания нежилого строения.
Алексеев В.А. обратился в ДМИЗО администрации г. Красноярска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного под принадлежащим ему гаражом.
По результатам рассмотрения заявления ДМИЗО администрации г. Красноярска ответом от 07.12.2017 отказал в предварительном согласовании предоставления участка и в утверждении схемы его расположения на кадастровом плане территории в связи с несоответствием его расположения территориальным зонам – зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и коммунально-складской зоне (П-3), а также проекту планировки и межевания территории, утвержденному постановлением администрации г. Красноярска от 07.10.2010 № 428.
Дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку административный истец, как собственник уже имеющегося на данном участке строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, и возведенного на отведенном для этих целей земельном участке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеет право на предоставление части земельного участка, необходимого для использования принадлежащего ему строения по назначению, в связи с чем наличие проекта планировки и межевания территории, утвержденного 07.10.2010 после отведения испрашиваемого участка под строительства гаража и его возведения ущемляет права собственника строения и не может служить основанием для отказа в предоставление земельного участка.
Установленные Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденными решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 № В-122, территориальные зоны Ж-4 и П-3 без учета уже существующих на земельном участке объектов строительства также влекут ущемление прав собственника строения.
Поскольку со стороны ДМИЗО не приведено суду доводов, свидетельствующих о самовольности строения либо о несоответствии испрашиваемого земельного участка требованиям законодательства, являющихся в силу положений ЗК основанием для отказа в предоставлении земельного участка административному истцу, а также свидетельствующих о необходимости формирования участка в ином порядке и границах, то оспариваемый отказ ущемляет права административного истца, как собственника расположенного на данном участке строения, возведенного в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, отказ ДМИЗО является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на Департамент следует возложить обязанность по утверждению в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу схемы расположения земельного участка и предварительному согласованию предоставления участка административному истцу в порядке, предусмотренном действовавшим на момент обращения законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, выраженное в ответе от 07.12.2017 № А-19417, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка – незаконным.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка площадью 19 кв.м, расположенного в г. Красноярске по ул. ФИО8, д. 1 «Г», стр. 11, бокс № 3, на кадастровом плане территории.
Сведения об исполнении решения необходимо предоставить в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд города Красноярска.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Т.В. Ковалева