Дело № 2-1871/2022
УИД: 50RS0044-01-2022-002657-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2022 года г. Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Купцовой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хохловой И.А.,
с участием:
представителя истца – Администрации г.о. Серпухов Мироновой А.С.,
ответчиков Шпаковской Е.И., Приваленко Д.В. и Буркина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Серпухов к Буркину Александру Александровичу, Приваленко Дмитрию Валерьевичу, Шпаковской Елене Ивановне, Буркину Никите Германовичу и П об обязании прекратить нецелевое использование земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация г.о. Серпухов обратилась в суд с иском, в котором уточнив исковые требования, просит обязать ответчиков прекратить использование земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> не по целевому назначению путем прекращения осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию транспортных средств в нежилом здании с кадастровым <номер>.
Свои требования истец мотивирует тем, что Администрацией городского округа Серпухов Московской области проведено обследование земельного участка с кадастровым <номер> площадью 144 кв.м, расположенного по <адрес>. Имеющимися материалами дела установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым <номер> и нежилое здание с кадастровым <номер>, расположенном на вышеуказанном земельном участке, принадлежит Буркину А.А., Приваленко Д.В., Шпаковской Е.И., Буркину Н.Г., несовершеннолетней П 02.09.2021 должностным лицом - начальником отдела муниципального земельного контроля был проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым <номер> площадью 144 кв.м, расположенного по <адрес>, о чем был составлен акт <номер> от 02.09.2021, из содержания которого следует, что земельный участок не огорожен, доступ не ограничен. Визуально, установленные на земельном участке объекты имеют признаки капитального строения. На земельном участке имеются признаки использования. Имеется временная парковка для автотранспорта. На момент проведения осмотра на земельном участке проводился ремонт и обслуживание автотранспортных средств. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412(с изменениями от 20.04.2021), вид разрешенного использования с кодом 3.3 «Бытовое обслуживание» допускает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро). Таким образом, при осмотре земельного участка выявлены признаки нецелевого использования земельного участка. По смыслу положений земельного кодекса Российской Федерации, а также утвержденного административного регламента, земельные участка должны использоваться в соответствии с их целевым назначением и в соответствии с видом разрешенного использования.
В судебном заседании представитель истца – Администрации г.о. Серпухов Миронова А.С. Заявленные требования поддержала, по обстоятельствам, указанным в исковом заявлении просила иск удовлетворить.
Ответчик Шпаковская Е.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней П, возражала против удовлетворения исковых требований и пояснила, что на спорном земельном участке, имеющем вид разрешенного использования – для размещения мастерской (бытовые услуги населению), расположено нежилое здание мастерской 1973 года постройки. Данное здание было приобретено Приваленок Д.В. и в 2008 году он произвел отчуждение ? доли указанного здания Г, после смерти которого в наследство вступили Буркин А.А. – отец, Шпаковская Е.И. – супруга, Буркин Н.Г. – сын и несовершеннолетняя П – дочь. За Шпаковской Е.И. также признано право на супружескую долю. В соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок расположен в Зоне О-1 – многофункциональная общественно-деловая зона, которая включает в основные виды разрешенного использования земельного участка ремонт автомобилей и размещение объектов бытового обслуживания. В соответствии с п.11 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Установленный до дня принятия Правил землепользования и застройки городского округа Серпухов разрешенный вид использования участка установлен законно. Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент. Назначение здания и его строительство осуществлено до утверждения градостроительного регламента, а также сформированный Администрацией города Серпухова для эксплуатации этого здания земельный участок могут быть использованы по прежнему виду разрешенного использования, что закреплено законодательно. Исходя из положений ч. 8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст.85 Земельного кодекса РФ, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Ответчик Буркин Н.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Приваленко Д.В. и Буркин А.А. поддержали позицию, высказанную ответчиком Шпаковской Е.И., просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению могут подразделяться на «земли населенных пунктов».
В соответствии с п. 2 ст. 38 ЗК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту:
В соответствии с п. 2, 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с п. 1 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены в том числе осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осмотры зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Как установлено судом из показаний участников процесса и представленных в материалы дела документов, земельный участок с кадастровым <номер> общей площадью 144 кв.м, расположенный по <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для размещения мастерской (бытовые услуги населению) принадлежит ответчикам на праве общедолевой собственности.
На данном участке расположено нежилое здание мастерская, одноэтажное, общей площадью 81,1 кв.м, кадастровый <номер>.
Как установлено судом, Приваленко Д.В. в результате приватизации муниципального имущества 21.01.2008 приобрел здание и земельный участок, сформированный для обслуживания данного здания. Как пояснила сторона ответчика, предметом муниципальных торгов, проводимых Комитетом по управлению имуществом г.Серпухова, было нежилое здание мастерской 1973 года постройки, без подведённых коммуникаций по водоснабжению и водоотведению, высотой потолка помещения 4,3 метра и участок общей площадью 144 кв.м под зданием и прилегающей территорией для обслуживания здания, с разрешенным использованием «Для размещения мастерской (бытовые услуги населению)».
Таким образом, назначение здания и его вид разрешенного использования установлены и зарегистрированы Администрацией г. Серпухова с 2008 года, т.е. до принятия градостроительных регламентов и Классификатора видов разрешенного использования земельных участков.
02.09.2021 должностным лицом - начальником отдела муниципального земельного контроля был проведен плановый (рейдовый) осмотр земельного участка с кадастровым <номер> площадью 144 кв.м, расположенного по <адрес>, о чем был составлен акт <номер> от 02.09.2021, из содержания которого следует, что земельный участок не огорожен, доступ не ограничен. Визуально, установленные на земельном участке объекты имеют признаки капитального строения. На земельном участке имеются признаки использования. Имеется временная парковка для автотранспорта. На момент проведения осмотра на земельном участке проводился ремонт и обслуживание автотранспортных средств.
В соответствии с Генеральным планом г.о. Серпухов, утвержденным решением Совета депутатов г.о.Серпухов от 20.12.2017 <номер> (в редакции решения Совета депутатов <номер> от 30.09.2020) и Правилами землепользования и застройки г.о. Серпухов, утвержденными решением Совета депутатов г.о.Серпухов от 20.12.2017 <номер> (в редакции решения Совета депутатов <номер> от 05.11.2020) спорный земельный участок расположен в Зоне О-1 - Многофункциональная общественно-деловая зона.
Статья 29 Правил землепользования и застройки городского округа Серпухов Московской области определяет градостроительные регламенты для общественноделовых зон. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов культуры, торговли, здравоохранения, общественного питания, социального и культурно-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Многофункциональная общественно-деловая зона 0-1 установлена для обеспечения условий размещения объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, а также общественного использования объектов капитального строительства.
Основные виды разрешенного использования данной зоны включает в себя в том числе:
Стоянки транспорта общего пользования 7.2.3;
Обслуживание перевозок пассажиров 7.2.2;
Автомобильный транспорт 7.2;
Ремонт автомобилей 4.9.1.4;
Автомобильные мойки 4.9.1.3;
Служебные гаражи 4.9;
Магазины 4.4;
Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) 4.2; Бытовое обслуживание 3.3;
Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг 3.1.2;
Предоставление коммунальных услуг 3.1.1;
Коммунальное обслуживание 3.1.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов регулирования земельных правоотношений является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Располагая представленными доказательствами, объяснениями сторон, оценивая их в совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку доказательств осуществления какой-либо иной деятельности на земельном участке, не связанной с видами разрешенного использования в пределах территориальной зоны, истцом в материалы дела не представлено.
В соответствии с п.11 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Установленный до дня принятия Правил землепользования и застройки городского округа Серпухов разрешенный вид использования Участка установлен законно.
Собственник объекта недвижимости вправе использовать свой объект и земельный участок, на котором он расположен, в соответствии с фактическим видом разрешенного использования, правомерно сложившимся до внесения изменений в градостроительный регламент.
Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности к бытовым услугам относит, в том числе, техническое обслуживание и ремонт автотранспорных средств (п. 45.20).
Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163), действовавший с 01.01.1994 по 01.01.2017, относил к бытовым услугам (код 010000) техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.
Учитывая изложенное, назначение здания и его строительство осуществлено до утверждения градостроительного регламента, а также сформированный Администрацией города Серпухова для эксплуатации этого Здания земельный участок могут быть использованы по прежнему виду разрешенного использования, что закреплено законодательно.
Исходя из положений ч. 8 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ч. 4 ст.85 Земельного кодекса РФ, что в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 № 631- О и от 30.06.2020 № 1491-0, подтвердил необходимость обеспечения стабильности ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Администрации г.о. Серпухов удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации городского округа Серпухов Московской области об обязании Буркина Александра Александровича, Приваленко Дмитрия Валерьевича, Шпаковскую Елену Ивановну, Буркина Никиту Германовича и П прекратить использование земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по <адрес> не по целевому назначению путем прекращения осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию транспортных средств в нежилом здании с кадастровым <номер> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Московский областной суд через Серпуховский городской суд со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Купцова Г.В.
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2022.